
Фото: Dana Ward/Unsplash
Каждый раз, проезжая в своём экипаже по Пречистенке, московский купец Степан Алексеевич Протопопов останавливался и подолгу с восхищением смотрел на грандиозную стройку — возведение Музея изящных искусств. Его строили по образцам лучших музеев Европы, и было очевидно, что денег на строительство требовалось немало. И вот, когда Степан Алексеевич в очередной раз проезжал мимо забранного в строительные леса фасада с колоннами, он вдруг в сердцах хлопнул себя по лбу и сказал: «Да что же это я всё издалека любуюсь! Пора и самому в нужном деле поучаствовать!»
На следующий же день Протопопов отправился к Ивану Владимировичу Цветаеву, организатору и руководителю строительством музея. После недолгой беседы, Степан Алексеевич предложил ему свою помощь, которую Цветаев с радостью принял. Впоследствии на средства, пожертвованные купцом Протопоповым, в музее был открыт Ассирийский зал. Степан Алексеевич финансировал изготовление нескольких дорогостоящих копий древних артефактов, отделку и убранство.
К науке Протопопов вообще относился с большим уважением. Он и коммерцию рассматривал исключительно с научной точки зрения и не одобрял тех своих коллег, которые подходили к торговому делу по старинке, руководствуясь лишь перспективой выгоды. Зато он всегда был готов помочь, если кто-нибудь из купцов, пренебрёгших научным подходом, вдруг разорялся. Таких случаев было немало, и Протопопов даже учредил специальную Кассу вспомоществования обнищавшим лицам купеческого сословия.
Степан Алексеевич мечтал популяризовать экономическое образование, поэтому с огромной радостью поддержал московское Общество распространения коммерческого образования, куда входили такие видные и представители купечества, как, например, Павел Третьяков. Протопопов пожертвовал Обществу земельный участок и пятьдесят тысяч рублей, на которые был построен московский Коммерческий институт. Степан Алексеевич учредил несколько стипендий, позволявших ежегодно поступать в этот институт представителям беднейших сословий.
Участь бедных и сирот всегда волновала купца Протопопова. Сам он рос в благополучной семье с устоявшимися традициями, но когда думал о том, сколько детей лишены родительского тепла и не имеют элементарных условий для жизни, сердце его сжималось. В тысяча девятьсот втором году Протопопов на собственные средства открыл Убежище для детей-сирот. Практически одними его пожертвованиями существовал и Приют Цесаревны Марии, где воспитывались дети осуждённых и отправленных на каторгу в Сибирь родителей.
Большое усердие проявлял купец по отношению к Церкви. Много лет он был старостой Успенской церкви на Могильцах, и заботился о храме, как о родном доме. Степан Алексеевич внёс щедрое пожертвование на реставрацию храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе.
А Ассирийский зал ныне Государственного музея имени Пушкина и по сей день остаётся одним из самых интересных. Мало кто знает, что его появлению мы обязаны купцу Протопопову, но Степан Алексеевич на это бы не обиделся — он был скромным и делал добро не ради славы, а по велению сердца.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер