
Как-то услышала фразу: «Мы все больны и эта болезнь называется „дефицит любви“. Все хотят лишь взять себе, а не дать другому. И в этом случае, увы, спрос не рождает предложение».
Получая образование в одном из экономических вузов, я еще на первом курсе выучила закон спроса и предложения. Смысл которого в том, что объем предлагаемых товаров и услуг имеет прямую зависимость от того, насколько они нужны потребителям в данный момент времени.
Мы все замечаем, как на прилавках от сезона к сезону меняются товары: летом полки завалены разноцветными сланцами, пестрыми платьями и соломенными шляпами, зимой — меховыми сапогами, теплыми куртками и шапками. В зависимости от наших потребностей, продавцы готовы предоставить товар, который решит любую нашу проблему.
Но вот почему этот закон так четко работает в экономике и совсем не работает в сфере человеческих взаимоотношений?
Мы все с рождения нуждаемся в любви. Сначала в любви родителей, затем друзей, коллег, мужа или жены. Мы всю жизнь ждем что нас кто-то будет любить. Но глядя по сторонам можно заметить, что несмотря на повсеместный спрос, предложение весьма скудное.
Еще в песочнице мы получаем лопаткой по голове, мама не всегда реагирует на наши слезы, одноклассники высмеивают за чересчур торчащие уши, а друг может однажды предать.
Обескураженные холодом мира мы совсем разочаровываемся в понятии «любовь». Все было бы вот так грустно, если бы мы не знали правды о том, что есть любовь.
Об этой «правде» говорил преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношения к нам. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех».
То есть, вместо того, чтобы «страдать» от отсутствия любви окружающих, нам нужно всего навсего начать любить самим. Ведь можно всю жизнь прожить в ожидании, что нас кто-то полюбит и умереть глубоко несчастным человеком. А можно самому стать источником предложения, посредством соединения с Богом, потому что Бог всегда предлагает нам любовь.
Чтобы соединиться с Богом, нужно очистить свое сердце. Я не раз замечала, как после искренней исповеди хочется обнять весь мир. Не зря говорят, что любовь — это дар Божий. Но чтобы его принять, нужно освободить место в сердце.
В нем не должно быть злобы, осуждения, зависти и другого мусора. Важно стараться делать дела любви даже без любви. Помогать другим, говорить добрые слова, молиться за других. Пусть сначала механически, но со временем можно почувствовать, как душа начнет согреваться, а вслед за этим появится и любовь к людям.
Я думаю, что каждый может в масштабе своей маленькой жизни подчинить себе закон спроса и предложения, разбудив свое сердце и дав немного любви тем, кто рядом. Мы ничего не потеряем, если попробуем не ждать ничего взамен. Но мы точно теряем, пока ждем взаимности, обижаемся, ссоримся или не любим. Теряем время, близких, себя и Бога. А надо просто любить. Стать руками Бога на земле и этими руками обнять людей, передавая им то самое предложение любви, на которое есть такой огромный спрос.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер