В нашей студии был настоятель храма благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутово, духовник Олимпийской сборной России протоиерей Андрей Алексеев.
Разговор шел о сочетании спорта, веры и духовной жизни, а также о новой книге нашего гостя: «Дневник духовника Олимпийской сборной России».
Ведущий: Александр Ананьев
Гость: Протоиерей Андрей Алексеев
А. Ананьев
– Добрый вечер, дорогие друзья. Вы слушаете светлое радио, радио «Вера». В студии я, Александр Ананьев. Я очередной раз выступаю в роли неофита. И так получилось, что сегодня я выступаю в роли не только неофита в духовном смысле, но и неофита в спортивном смысле. И это придает особое значение программе «Вопросы неофита» в «Светлом вечере». Потому что у меня в гостях очень особенный гость – настоятель храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове, и духовник Олимпийской сборной России, и замечательный поэт, протоиерей Андрей Алексеев. Добрый вечер, батюшка.
Протоиерей Андрей
– Добрый светлый вечер, дорогой Александр, дорогие друзья, рад вас слышать.
А. Ананьев
– К сожалению, вы друзья, не видите, но здесь сейчас перед нами в студии радио «Вера» лежит пахнущая типографской краской потрясающая книга, которая называется «Дневник духовника Олимпийской сборной России», написанная вами буквально во время Зимних Олимпийских игр в Пхенчхане, вот буквально совсем недавно.
Протоиерей Андрей
– Да, это так.
А. Ананьев
– Расскажите об этой книге.
Протоиерей Андрей
– Вы знаете, для меня вообще сама вот такая стезя удивительная, вдохновенна. И тогда это было для меня неожиданностью, когда первый раз в жизни тебе Патриарх звонит по телефону, и говорит, что как вы смотрите на то, если мы вас отправим в Бразилию на Олимпийские игры? Вы занимаетесь вопросами спорта, молодежью... А у меня через три дня корабль, взятый в аренду, полный людей которые с тобой вместе должны плыть по акватории Онеги и Ладоги – Соловки, Валаам, много детей...
А. Ананьев
– Кижи.
Протоиерей Андрей
– Ну что вы, ну естественно. По той самой вот уже дорожке, которая запланирована, это твой отпуск. Вы знаете, я скажу честно: для меня это большая честь (я так и сказал) и огромная ответственность. Вот так прошли первые Олимпийские игры мои. И после этого уже родилась идея вести дневник.
А. Ананьев
– Скажите, а вас что-то связывало со спортом вот до вот этого предложения, от которого невозможно было отказаться?
Протоиерей Андрей
– Конечно. Ну во-первых, в моей жизни спорт всегда занимал большое место и в детстве, и в юности. Я не предполагал, что в церковной жизни я стану директором спортивного комплекса, который построен с помощью Божией и трудами и заботами прихожан, где 26 видов спорта и много детей, молодежи, взрослые приходят туда для того, чтобы пообщаться. Не только прийти для того, чтобы позаниматься, что, безусловно, важно, но и это центр работы просветительской, миссионерской.
А. Ананьев
– А я вот сейчас чувствую, как слушатели радио «Вера» сделали приемник погромче. Потому что каким-то образом спорт и вера, которые обычно находятся ну если не в конфронтации, то в каком-то противоречии, сплелись воедино в вашем лице. И вот вопросы о вашей книге и вашей деятельности я буду перемежать вопросами об отношении к спорту.
Протоиерей Андрей
– С радостью.
А. Ананьев
– В здоровом теле здоровый дух?
Протоиерей Андрей
– В зависимости от того, хочет ли человек, чтобы у него было здоровье. Это ведь тоже момент такой значимый. Помните, когда сказано: «Кто хочет идти за Мной», – Христос говорит? «Кто хочет идти за Мной», – это первый момент. Если не хочешь, то как это может ни с того ни с сего появиться. Ведь заметьте, когда человек имеет желание и готовность получить здоровое тело и трудится, а у него потрясающий режим, как они, знаете, стараются – это потрясающе. Это такие колоссальные усилия, чтобы получить виртуозное умение, мастерство владеть этим телом. А вот духовная жизнь-то ведь тоже составляющая очень интересная – пока не захотел, никто не заставит. И вот тут вот, в зависимости от желания, будет ли оно, тогда начинается процесс постепенного возрастания в каком-то мастерстве и искусстве.
А. Ананьев
– Духовная жизнь, она сродни тренировке.
Протоиерей Андрей
– Конечно.
А. Ананьев
– Мне эта аналогия пришла в голову довольно давно. Если ты регулярно занимаешься, ты нарабатываешь какой-то опыт. А вот стоит тебе немножко забросить ходить там на исповедь, на причастие, на службу – и все, и ты опускаешься медленно себе на дно. Эта аналогия мне пришла в голову уже давно. Но что делать, если спорт становится культом?
Протоиерей Андрей
– В любой ситуации, независимо от того, с чем мы имеем дело, когда что-то начинает идти не туда, мы называем это своими именами, теми именами, которые присущи этому уклонению в сторону. Это может быть не только спорт. Это может быть все что угодно, когда человек начинает творить кумира из чего бы то ни было – из своего чрева, из своей какой-то страсти, которая близка и становится вот такой, знаете, навязчивой идеей, мечтой. Все что угодно. Поэтому спорт, ну может быть и спорт для кого-то подобным. Но ведь посмотрите, мне приходилось бывать в разных ситуациях, в том числе и на разных программах, в том числе и светских телевизионных. Помню одну передачу у Юрия Дудя – «Удар головой» была передача – мы обсуждали тему футбола, сборной. И один из присутствовавших мне вопрос задал: а что вот священник, зачем приходит в команду? Я, прошу прощения, уточнил у него: вот скажите, а ведь есть тренеры, которые отвечают за физподготовку? Ну конечно, сказал он. А кто-то за совесть, за душу должен отвечать? Да, сказал он. Тогда вы получили ответ на ваш вопрос. Мы должны понимать, что вот то самое, что требует похода внимательного, системного, предполагает работу над собой основательную, и причем не фрагментарную. Я вспомнил один случай, мне он очень интересен. И я как-то студентам в семинарии, где преподаю, рассказывал, а потом стало это уже общим местом, он такой, знаете, очень наглядный. Мы были с группой в Венеции, и нас водил по городу интересный собеседник, экскурсовод, рассказывал много такого яркого. И я спросил его: скажите, вы христианин? Да, сказал он, но я не практикую. Вот вы знаете...
А. Ананьев
– Много таких христиан.
Протоиерей Андрей
– Да, вот важно практиковать. Как только ты начинаешь практиковать, ты ощущаешь, как ты начинаешь набирать форму. В том числе и во внутренней работе.
А. Ананьев
– Итак, вы уже обладаете огромным опытом работы или это служение, наверное, правильно назвать – духовник сборной России, Олимпийской.
Протоиерей Андрей
– Это огромная часть, это чем дальше, тем больше ощущение, что в этот мир Господь ведет тебя и Он распоряжается тобою. И это потрясающее состояние. Потому что предполагая, как будет проходить твой следующий день, ты только отчасти намечаешь перспективу движения. Дальше Он ведет тебя. И соприкосновение с судьбами людей – это встречи, это их внутренний мир. Более того, ведь путевые заметки, это вот дневник – такой жанр, который, между прочим, востребован. Я обратил внимание...
А. Ананьев
– Он востребован, он еще и редок сейчас стал очень. В XIX веке это уже был популярный жанр.
Протоиерей Андрей
– Это правда, да.
А. Ананьев
– А сейчас у нас что вместе дневников? Правильно: блоги и Твиттер.
Протоиерей Андрей
– Есть такое. Ну вот дорогой Александр, опять же заданное направление, предполагающее, с одной стороны, корректность, деликатность, есть то, о чем говорить нельзя. Есть то, что только можно между людьми оставить наедине, и есть, по существу, тайна исповеди, хотя, может быть, не все всегда это в таком виде происходит там. Но ты понимаешь, что опыт твоего служения и здесь пригождается, чтобы приоткрыть что-то для назидания и сокрыть что-то. И вот здесь, вы знаете, вы вопрос задали, который прямое отношение имеет к тому, о чем мы уже говорили – к благословению Святейшего Патриарха. Потому что без его вот этого первосвятительского отношения и посыла для меня бы ничего бы не было. То есть ты оказываешься в сложнейших ситуациях, и мысль твоя человеческая вопрошает: что ты здесь делаешь сейчас, в каком-то месте, и вот что это? Особенно в Бразилии. В Пхенчхане такого не было. Где ты сейчас?! Потому что в какой-то момент ощущаешь, что ты в аду, в аду – вот с этими брызгами карнавала. И ты опускаешь в пол глаза, берешь четки и молишься. Ты пришел сюда к душам тех людей, к которым тебя направил Святейший отец. И я прошу прощения, ну вот мы о творчестве заговорили, я стихи вспомнил, которые написал, на коленке, после службы со Святейшим, перед вылетом в Пхенчхан. Можно?
А. Ананьев
– Да, конечно. Сочту за честь большую.
Протоиерей Андрей
– Они пригождались мне тогда, да и сейчас пригождаются.
Сегодня много разных разговоров,
Позиций, мнений, взглядов и речей.
Позвольте предложить уйти от споров,
Вопросов, кто есть кто и кто есть чей.
Есть день сегодняшний – события и люди,
Мир внутренний и внешний, ты и я.
Есть Родина, которую мы любим,
Мы здесь живем, мы все одна семья.
Что говорить, уже корабль в море –
То штиль, то шторм, погода не вполне.
Кто мудр, кто смел, а кто заснул в дозоре,
Но на волне, мой друг, как на волне.
И тот, кто в плаванье ходил, конечно, знает:
Пусть холод, пусть жара, дожди идут –
Матроса сердце, что, брат, согревает?
Что дома помнят, любят, верят, ждут.
Святейший Патриарх со мной в соборе
О мире и единстве говорил.
Чтоб с Богом быть и радости, и в горе,
С командою лететь благословил.
Гражданства нет у совести и чести,
Но должно дорожить своей страной.
Позвольте предложить: быть всем нам вместе,
Быть, с Божией помощью, командою одной.
Пройдут года, и станут ближе дали,
Прольются слезы, пот, вино и кровь.
Но вечность сохраняет не медали,
А лишь надежду, веру и любовь.
А. Ананьев
– Это прекрасно и сразу заставляет задуматься очень о многом. Например, как честь родины связана с душой человека.
Протоиерей Андрей
– Конечно.
А. Ананьев
– И как же?
Протоиерей Андрей
– А вы знаете, если позволите, в стихах.
А. Ананьев
– Да, конечно.
Протоиерей Андрей
– Это другая история. Это уже Минские игры, это то, что было совсем недавно. Это девчонки, которые пришли в часовню с просьбой помолиться перед важной игрой, проигранной ими. Ведь, знаете, одно дело – праздновать победу и триумф. Другое дело – утешать, и слезы вытирать, и поддерживать тех, которые проиграли и более того, выбыли уже с соревнований, и сейчас они не вернутся. Я посвятил эти стихи нашим девушкам. Это баскетбол три на три. Вперед к победе. Посвящается Анне Поздняковой, Юле Козик, Кате Поляшовой и Жене Фролкиной.
Девчонки, вы честно сегодня старались,
И вас упрекнуть не посмеет никто.
Вы в мирных спортивных границах сражались,
И вряд ли кому-то неясно, за что.
Когда еще в детстве ты ставишь задачу
Добиться высоких и славных побед,
То в жизни потом не сумеешь иначе –
Вполсилы, нечестно, неискренне, нет.
Ты в сердце положишь родителей слово
И родину будешь любить глубоко.
А коль упадешь, то поднимешься снова,
К вершинам добраться всегда нелегко.
Мы с вами молились, чтоб Бог нас услышал.
Поверьте, у Бога случайностей нет.
Трудитесь, стремитесь быть чище и выше,
И мы не пройдем мимо ваших побед.
А. Ананьев
– О вершинах спортивных достижений и о вершинах духовного роста мы сегодня беседуем с духовником Олимпийской сборной России, настоятелем храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове, протоиереем Андреем Алексеевым. И у меня есть к вам, отец Андрей, очень важный вопрос, ответ на который я, правда, не знаю. Нередко бывает так, что в интервью задают вопрос, и как-то уже знают этот ответ – ну просто надо задать. А я, правда, не знаю. Вот я прихожу на исповедь к священнику, вообще каждый раз, когда я прихожу в храм, я прихожу с чувством смирения, с чувством покаяния. Я понимаю, что я не просто нехороший, а возможно, я хуже всех. И мне очень важно это осознать. И вот перед ключевым состязанием, матчем, игрой к вам приходят вот эти прекрасные девчонки, волейболистки, наши футболисты, хоккеисты. Они же приходят с пониманием, что они лучше всех. Они приходят с пониманием, что они заслуживают победы. И они приходят просить вашего благословения на то фактически, чтобы победить вот тех парней. Как это соотносится?
Протоиерей Андрей
– Замечательный вопрос. А вот в этом и заключается задача священника: для того чтобы пришедших к тебе сейчас и заряженных на победу... Давайте будем с вами отделять одно от другого. Человек, который заряжен на победу, он двигается к достижению большой цели. И это хорошо, когда он двигается к тому, чтобы достичь определенной цели. Вопрос в том, какое целеполагание он осознает главным в жизни для себя. Что сейчас произойдет, если это не будет победой? То есть ведь поймите, и эти соревнования, и эти игры или другие мероприятия спортивные – это этап в жизни, который, в конце концов, подготавливает человека к вечности. И вот здесь переориентация для того, чтобы эти ценности были поставлены на должную высоту и на нужное место – вот задача священника. В конец концов, сейчас что-то может произойти. Я помню нашу гандбольную сборную – триумф в Рио, а потом победа среди прочих матчей была сложнейшая игра, ключевая тогда, с Норвегией – десять лет норвежки не проигрывали никому. И эта было потрясающе, это был триумф, победа во Франции, Олимпийские награды были впервые за долгие годы советского периода. И вот они возвращаются через какое-то время на площадку и этим же норвежкам проигрывают в скорости – 34:17. То есть ну разгромный счет. И вы знаете, мне очень понравилось, что сказала Майя Петрова. Мы общаемся, дружим, они приезжали из Ростова семьей, у нас очень теплые отношения с тех пор. «Батюшка, ну это же спорт, это же игра. Сегодня может быть так, а может быть иначе. Мы к этому стараемся правильно относиться, у нас другие задачи. Мы продолжаем идти для того, чтобы себя превозмогать». И вот эта задача – победа над собою. Можно победить, впасть в состояние страшной гордыни, забыть о Том, Кто дал тебе это и зачем Он это тебе дает. Ты сейчас какую-то ступенечку преодолеваешь для того, чтобы что-то в жизни еще произошло, чтобы потом, по окончании, возможно, пути спортивного дальше продолжить жизнь свою. А не карьеру того, кто да, может быть, добился сверхуспехов, потому что это особенные люди. Но вы знаете, Александр, признаюсь честно, мне легко общаться со спортсменами, честно скажу. Потому что это люди, которые привыкли к режиму жизни. Они привыкли к строгости к себе, они уже заряжены на то, чтобы преодолевать. И заметьте, это ведь те азы определенного делания, которые полагают люди святой жизни в основание всякого серьезного дела – системного подхода, понимаете. Не фрагментарное восприятие происходящего, а целостный подход, поступательный и постепенный, от меньшего к большему. И когда ты начинаешь с ними рассуждать на языке естественных понятий, для них очень воспринимаемых, но сдобренных духовной солью, для значительного числа людей это сразу становится возможностью над чем-то большим задуматься. Конечно, не для всех, но для многих.
А. Ананьев
– То есть если я понимаю правильно: ваша, одна из ваших задач это настроить спортсменов таким образом, чтобы они с равной благодарностью воспринимали и победу и проигрыш?
Протоиерей Андрей
– Учились этому искусству. Потому что, конечно, они желают победить. И естественно, пришли, возможно, впервые в часовню к тебе, а кто-то не впервые, потому что уже есть какой-то опыт, есть годы взаимодействия, есть те, с кем ты уже общаешься не первый день, не первый год, и кто приезжает к тебе за благословением. Вот как совсем недавно: сейчас идут соревнования, и приезжала чемпионка мира, Европы, София Позднякова. И мы служили, вот совсем буквально на днях, в мой выходной – не было другого варианта у меня, она улетает. Я приехал вечером поздно, она приехала поздно, храм, мы открыли его, и отслужили молебен, она улетела. И вот мы с ней на связи сейчас, в эти дни, я поддерживаю ее. Но сколько было таких моментов, когда она не выигрывала. Ей нужно общение естественное и живое, которым каждый из нас дорожит и бережет в сердце ту тайну, которую ты не разгласишь. Потому что есть душа человеческая, есть очень деликатная тема ее жизни, требующая вот этого нравственного, целомудренного характера понимания трепета этой души верующей девушки, очень верующей. Это к примеру. Так вот это путь, где ты привратник – ты открываешь человека для того, чтобы он вступил в тот диалог с Богом, который уже у него, конечно, отчасти был. Но ты помогаешь ему разобраться в этом более основательно. Ты для этого и поставлен сюда. Поэтому и твоя учеба в духовных школах, и преподавание в семинарии, и не только, это опыт, который пригождается здесь и это работает. Кстати, как и творчество.
А. Ананьев
– Я так прямо вот чувствую в вас столько жизненной энергии. И я так понимаю, у вас идет взаимный обмен с этими молодыми ребятами и девчонками...
Протоиерей Андрей
– Конечно.
А. Ананьев
– И вы от них просто заряжаетесь вот этим вот драйвом каким-то хорошим, спортивным.
Протоиерей Андрей
– Вы знаете, я пришел после долгого тяжелого дня и, хотя очень сильно хотел спать, не мог не написать. Это было в Минске, в июне.
Ночь пронеслась и утро настает,
Заря несет мне новые надежды,
Чтобы облечься в светлые одежды
И продолжать к спасению поход.
Дай, Господи, мне мухою не стать,
Которая и на лугу цветущем,
В земном уделе, к небесам зовущим,
Навоз отыщет, чтоб над ним летать.
Дай, Боже, на пчелу похожим быть,
Которая на гноище убогом,
Средь нечистот с усердием премногим
Цветок найдет, чтобы нектар испить.
Затихло утро, день вступил в права,
И нужно семя веры сеять в души.
Отверзи, Господи, людей глаза и уши,
Чтоб проросли в сердцах Твои слова.
А. Ананьев
– Прекрасно. И это рождено отчасти благодаря вот этим ребятам, с которыми вы каждый день общаетесь.
Протоиерей Андрей
– Конечно.
А. Ананьев
– Я не могу считать себя хоть сколько-нибудь и спортивным человеком, и болельщиком (я, к сожалению, не слежу за спортивными соревнованиями), но каждый раз, когда я бросаю взгляд, я понимаю, что все те ребята, которые сейчас выступают за честь страны, они ну в два раза моложе меня точно. Все. И я чувствую себя в этот момент глубоко старым человеком. Но когда ты понимаешь, что вот эта вот девчонка, которая поднялась на подиум на первое место и получает золотую медаль – ей 22 года всего лишь, и это какое-то чудо! Откуда столько мудрости и духовной зрелости у этих молодых ребят, скажите мне, пожалуйста? Потому что вот то, как вы о них рассказываете – я вот сейчас полистал книгу вашу, в которой, кстати, друзья (я сейчас обращаюсь к слушателям), обязательно почитайте. Это просто невероятный мир, о котором ни я, ни вы не имеем вообще никакого представления. Вот благодаря отцу Андрею, который приоткрывает дверь в этот мир, мы можем с ним познакомиться. Откуда в этих молодых девчонках и парнях столько духовной зрелости?
Протоиерей Андрей
– Я бы не назвал это духовной зрелостью, я бы назвал это часто готовностью к тому, чтобы зачерпнуть из этого источника. Понимаете, вот эта подготовка к серьезным испытаниям, это основательное лишение себя многого из того, что хочется. Я прошу прощения, но давайте будем рассуждать с точки зрения даже этимологии: «аскео» – что это такое? Это упражняться, тренироваться. Это уже люди, которые во многом себя ограничивают. И порой вот это доброе слово, это присутствие священника, оно очень значимо там, где нужно сказать верное слово после того, что уже сказано было и родителями, и тренерами, воспитателями, начальниками команд – это люди, которые формируют в человеке предрасположенность к чему-то. Но и сами эти очень необычные ребята и девушки, потому что это ведь выдающиеся люди, которые многого уже добились даже в детские годы свои. Я бывал и бываю на спортивных мероприятиях, где совсем юные выступают. Это отдельная стезя. Они нуждаются особенно в укреплении. Я не забуду в Дьере, как одна девочка просила прийти меня в гимнастический зал, а у меня было мероприятие параллельно – я бежал по лестнице, просто вот влетел в зал за секунду до момента выступления. Она не в тебе нуждалась, а в Божией поддержке, которую через тебя желала получить. Это была секунда, ее уже объявили. Она посмотрела в твою сторону, она собралась, она выступила лучше всех. И потом, когда побежала к тебе, обнимать тебя, как отца, она сказала: «Вы не представляете себе, как я вас ждала! Я ощутила уверенность и я смогла. С Божией помощью».
А. Ананьев
– Я вот сейчас о чем задумался. По моим наблюдениям ну и по тем исследованиям, социологических служб, которые проводятся, среди населения России лишь 2%, ну так приблизительно, начерно, 2% являются, считают себя людьми верующими и хоть какую-то духовную жизнь ведут. Я не говорю там, раз в год зайдут в храм, поставят свечку или освятить куличи. Ну вот так ходят в храм. Какой процент (я примерно догадываюсь, каким будет ваш ответ), какой процент верующих ребят среди наших спортсменов вот Первой лиги?
Протоиерей Андрей
– Вы знаете, позвольте сказать так. Я со многими незнаком, и я не считал. Но судя по тому, что я вижу, потребность в общении с Богом есть у всех, так или иначе. Причем, знаете, когда ко мне подошел наш замечательный спортсмен, прекрасный тренер, Таймураз Тигиев, и попросил прийти и поддержать на вольную борьбу. Ведь в команде много мусульман, да, но что мешает человеку, если мы речь не ведем о тех моментах, которые отношения наши складывают в традиции церковной, где в храме мы не молимся о тех, кто не христиане. А что мешает позвать Господа в помощь к тому твоему собрату, который является частью нашей большой семьи человеческой? И ты подходишь, и ты поддерживаешь его, и жмешь его руку, и обнимаешь, и слова добрые произносишь. И он тебя слышит и потом выходит и делает то, что он делает. Ты просто подошел подставить плечо. А разве недавнее евангельское чтение о вере сотника римского, разве это не пример, что такой веры Он и в Израиле не нашел, Спаситель, когда увидел в нем? Даже, говорит, не приходи ко мне в дом, слово скажи, и исцелеет мой отрок, мой слуга. Вы знаете, сколько таких встреч удивительных. Я не забуду, вот в Минске я иду, вдруг слышу, по-английски меня зовут: Father! Я вначале не понял. Оборачиваюсь – из окна четвертого этажа чья-то голова, ну судя по окрасу, то ли швед, какой-то скандинав, белая голова. И он протягивает руки под благословение оттуда. Я благословляю его, он целует свою руку, прикладывает ее потом ко лбу, и исчезает голова.
А. Ананьев
– Фантастика.
Протоиерей Андрей
– Ты просто оказался в этот момент там, где кто-то искал этой поддержки. И еще. Вы знаете, к слову о вольной борьбе. Вдруг это было в очередной из дней соревнований, вечер точнее. Вдруг звонок. Мне из посольства звонят и говорят: вы знаете, вот окошко, наш чрезвычайный полномочный посол, Мезенцев Дмитрий Федорович, вас приглашает сегодня. Вы можете прямо сейчас? Он недавно вступил в должность, только 2 июня прилетел в Минск и ждет вас. Машина готова стартовать за вами прямо сейчас. Я говорю: конечно. А у меня Дворец спорта прямо пред гостиницей. Я успел выйти, взять подарок. И мы пообщались с удивительным человеком. К слову о процентном соотношении и о том, как вокруг нас Господь устрояет те или иные встречи. Я познакомился с его супругой, Евгений Евгеньевной. Удивительная семья людей, продолжающих свой путь в Церкви, ощущающих Бога и свое служение как назначение оттуда, сверху. Я вернулся после этой встречи и ночью написал стихи, посвященные этому государственному человеку.
Служение государственного мужа
Есть Божий дар и подвиг, несомненно,
Отечеству во все эпохи нужно.
И если рассуждая откровенно,
Мы обратимся к сущности вопроса,
Определим масштаб и перспективы,
То убедимся: в жизни больше спроса
С тех, кто постиг духовные мотивы.
Тогда и цели выше, и задачи,
И осознанье есть, Кем ты направлен.
И совесть не позволит на удачу
Надежды возложить. План Тем составлен,
Кто создал вас и мудро вел по жизни.
Дай Бог вам сил, таланта и смиренья,
Чтоб крест нести служения Отчизне,
Приняв осознанно небес благословение.
А. Ананьев
– И все эти стихи можно найти в вашей новой книге, которая сейчас лежит передо мной...
Протоиерей Андрей
– Нет.
А. Ананьев
– Или это написано...
Протоиерей Андрей
– Это вот написано совсем недавно, в Минске.
А. Ананьев
– Ну тогда я буду надеяться, что это войдет в следующую книгу.
Протоиерей Андрей
– К Рождеству она выйдет.
А. Ананьев
– К Рождеству она выйдет.
Протоиерей Андрей
– Уже в работе.
А. Ананьев
– Ровно через минуту мы продолжим разговор о большом служении и большом спорте с нашим сегодняшним гостем, протоиереем Андреем Алексеевым.
А. Ананьев
– Вы слушаете светлое радио, радио «Вера». Меня зовут Александр Ананьев. И мы продолжаем разговор о большом спорте с нашим большим гостем, настоятелем храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове, духовником Олимпийской сборной России, протоиереем Андреем Алексеевым. Неспроста я вас, отец Андрей, спросил про вот это вот процентное соотношение. Вопрос мог показаться довольно поверхностным, но мне вдруг стало очевидно то, о чем я не задумывался еще полчаса назад. Если человек так пристально и с таким вниманием относится к каждой своей минуте, к каждому своему дню, к каждому своему шагу, к своему телу, неизбежно следующей ступенью становится то, что он задумывается о своей душе, о своем духе, о смысле каждого дня. И если вдруг (я сейчас, наверное, обращаюсь к родителям), если вы хотите, чтобы ваш ребенок задумывался о душе и о духе, вполне можно начинать именно с тела. Я правильно понимаю?
Протоиерей Андрей
– Вы сейчас затронули важнейшую тему, которая меня лично очень беспокоит как священника, как воспитателя, преподавателя, ну да, в данном случае директора целого центра. И сама идея создания этого центра у нас на Патриаршем подворье, в храме святого Димитрия Донского в Северном Бутове, она стала вот в такой степени реализовываться семь лет назад. И сейчас более тысячи детей в этом центре, есть свой дошкольный лицей, своя гимназия, по системе русской классической школы. Есть школа искусств и свой оркестр профессиональный, есть различные классы музыкальных инструментов, есть спортивный комплекс. Это все модель, которая в церковной среде для того присутствует, чтобы человеку, начав с самого малого, юного периода его жизни, уже поступательно от меньшего, от того что должно иметь отношение к качественным моментам искусства, элементам культуры, которая формирует сознание человека, которая, безусловно, связана с культурой физической, потому что она очень важна. Давайте посмотрим на философские школы, которые были в Греции и какие предметы изучали эти молодые люди, которые приходили туда. Понимаете, нельзя не дать, тем более на этом этапе, когда только формируется человек, чтобы постепенно вести его от одних ступеней, от меньшего к большему. Речь идет о строгости, безусловно. Потому что это определенные правила, это определенный подход, это отношение родителей и готовность учиться, работать в команде, учиться сподвигать себя к тому, чтобы в этом во всем проявлять свои к себе серьезные требования – это постепенное развитие личности человека, формирование ее. И вы знаете, когда я испросил Патриаршего благословения, я вошел, по милости Божией и благословению Святейшего отца, в Общественную палату при уполномоченном при президенте по правам ребенка. И я прихожу туда для того, чтобы и там, находясь среди ученых людей, неравнодушных к воспитанию детей, влиять на процессы и законодательного характера.
А. Ананьев
– Вы даже не представляете, как важно то, что я сейчас услышал. Я это только что осознал. Да не даст мне соврать моя жена, не так давно я ей задал неожиданный вопрос, я ее спросил: слушай, а почему нет православных видов спорта? Мне кажется, это очень не хватает нашей вере. Она удивилась, говорит: это что за вопрос такой, что значит православные виды спорта? Все виды спорта... Я говорю: нет, ну ты подумай. Вот есть образ православного человека, да, – это либо бабушка в платочке, либо, ну будем откровенны, сорокалетний мужик с растрепанной бородой и лишним весом, который старается никого не обижать, не есть того, что не положено в пост и ходить в церковь. Но это точно не спортивный человек. Например, тот же Федор Емельяненко – это скорее исключение.
Протоиерей Андрей
– Знаете, опять же давайте будем с вами откровенны. Ведь в церковной жизни постепенно и поступательно после известных очень непростых лет, которые переживала вся страна и Церковь вместе со страною в период активного безбожия и гонений, мы не можем преодолеть быстро последствия от того, что происходило. И вот сейчас ведь Святейший создал комиссию. Патриаршая комиссии по вопросам физкультуры и спорта, которую возглавляет митрополит Митрофан, и я являюсь заместителем председателя этой комиссии. И это большая работа, которая началась. Замечательный ответственный секретарь Дмитрий Иванович Петровский – уникальный специалист Отдела внешних церковных связей, большая умница, и вообще просто образованный человек, умный человек. И вот те члены комиссии, которых собрал Святейший, в первом вот таком, начальном этапе, на первом этапе развития данной деятельности это сейчас люди, которые на местах уже что-то создали в разных епархиях. Идут сейчас большие, удивительные и глубокие, проникновенные совершаются действия, связанные с тем, что напрямую имеет отношение к созданию таких мест, таких организаций, отделов, комиссий, которые работают в эту сторону, формируя в том месте, где есть очаги этой жизни, возможность людей прийти и чем-то заниматься. Но под руководством тех людей, которые направляют к главному, но ведут постепенно, начиная с малого.
А. Ананьев
– Мне очень не хватало в моем тренажерном зале, куда я безрезультатно ходил полгода, вместе большого плаката с каким-то накачанным дядькой, покрытым капельками пота, иконы. Вот я подумал: если бы там была икона, у меня было бы другое отношение. А туда же приходили люди, ну вы знаете, о чем я говорю, они...
Протоиерей Андрей
– Конечно.
А. Ананьев
– Они, знаете, чем занимались? Ну 50% времени они, конечно, поднимали тяжелые вещи, а 50% времени они фотографировали себя на телефон. И я понимал, что это какое-то, ну простите, небогоугодное дело. Неправильно, неверный стимул, не ради этого надо заниматься спортом. А они делали это ради этого. Возможно, поэтому я его и бросил.
Протоиерей Андрей
– Вы знаете, у нас есть такой день, среда... Ну сейчас лето, у нас короткие каникулы, и мы уже 14 августа их завершаем. У нас снова продолжится, ну вообще уже процесс спортивный на летнее время немножко в нашем зале затихает, учитывая летнюю причину опять же. Но вот скоро начнутся и наши футбольные матчи. Каждую среду в 23.00 мы начинаем футбол – это ночной восход, так мы называем его, до двух часов ночи – это хорошее время для общения. Да, есть футбол, есть зал, куда приезжают мужчины, молодые люди – уже не мальчишки, это не детское время. Они успели поужинать с семьей, уложить детей. И мы общаемся, мы беседуем, мы играем – это целое вот такое знаете действие, где можно о многом поговорить, и откуда для кого-то начинается путь к чему-то большему. Сколько таких примеров прихода к исповеди первой или к тому, чтобы вспомнить, что есть такая Божия заповедь: шесть дней трудись, седьмой – Господу Богу твоему. Это хорошая площадка, одна из них, где об этом можно говорить.
А. Ананьев
– Не сочтите за провокационный вопрос, отец Андрей. Однако в чудесном храме в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове, в трапезной, смотрят футбольные трансляции?
Протоиерей Андрей
– А вы знаете, мы не только в трапезной их можем смотреть. Когда был чемпионат мира, у нас ведь свой театральный концертный зал с профессиональным кинотеатром, куда мы приглашали и смотрели...
А. Ананьев
– Серьезно?
Протоиерей Андрей
– Да. Вы знаете, мне сказал мой духовник так: сегодня многие порой ругают, недовольны чем-то, кем-то, кто кого – кто соседа, кто главу управы, кто префекта – ну и далее по списку, без остановок, к сожалению. Что сделал ты, чтобы стало лучше? Вот лично ты пойди и что-нибудь начни делать. И ты почувствуешь, что Господь с тобою. Ты ощутишь, как это все будет развиваться. То что построено сегодня у нас – на это потрачены сотни миллионов. Без копейки бюджетных средств. Откуда приходили эти деньги?
А. Ананьев
– Вы имеете в виду ваш спортивный центр вот этот.
Протоиерей Андрей
– И вообще наш центр, не только спортивный, ведь это большой центр, ведь больше тысячи только детей.
А. Ананьев
– Кстати, где он находится?
Протоиерей Андрей
– Северное Бутово.
А. Ананьев
–– Северное Бутово.
Протоиерей Андрей
– Да. Вы знаете, да, есть свои правила, есть определенные двери. Более широкие – в спортивный комплекс, в школу искусств. Построже правила, безусловно, –дошкольный лицей и школа воскресная. А еще более строгие правила – это гимназия. И это потрясающий стимул для родителей. Причем, вы знаете, работают модельеры, дизайнеры, одежда такая у этих мальчиков и девочек. Они учатся отдельно друг от друга, хотя общаются, безусловно. Но это замечательные моменты, когда ты можешь у кого-то из прежнего опыта взять и эти элементы, связанные с культурой воспитания отдельно мальчиков и девочек. Это тоже возможность, которой можно воспользоваться. Так вот, вы подняли тему, связанную с потрясающим моментом стимула для людей. Нужно поискать, как их заинтересовать, во все в это ввести, они начинают этого хотеть. Вопрос «чем помочь?» я слышу постоянно. Потому что в этом хочется участвовать. И сюда приходят люди разные, очень разные: есть очень богатые и очень бедные, есть многодетные, малоимущие, есть состоятельные. Но, так или иначе, люди в большинстве совсем состоялись в жизни и хотят что-то делать. Более того, я сейчас скажу для кого-то, может быть, своеобразные слова, но поверьте мне, ведь они являются основой христианского делания: люди готовы к служению, они готовы к тому, чтобы отдавать. Твое то, что ты отдал. Более того, вы знаете, ведь работает: отдавая, ты получаешь больше, несравнимо больше. Сколько было событий за эти семь лет здесь, на этом поле, где был пустырь. Когда чудесным образом Господь послал тебе и людей, и возможности, и идеи, которые Он давал для того, чтобы людей объединить вот в этом стремлении и желании, но трудиться над собой, в первую очередь. Потому что без самопожертвования ничего не будет. Более того, ты заражаешься этой готовностью и чувствуешь ее от других людей исходящей, и ты принимаешь ее, и они принимают, и вместе это огромная сила. Это очень интересно, это потрясающие возможности. И ты чувствуешь, Кто всем этим руководит. Не ты. Господь. А еще, я прошу прощения, но поверьте мне, я нисколько не лукавлю и не преувеличиваю, мы все ощущаем там, на этом поле, присутствие святого князя Димитрия Донского. И вообще этой потрясающей семьи. Ведь мы рассуждаем с вами о тех, на кого мы должны ориентироваться в жизни. Князь Димитрий – это воин, это семьянин, это правитель, это христианин. Спортсмен тоже. Он хорошо владел и душою и телом. И зачем нам быть похожими на Спайдермена или на Бэтмена, у нас есть настоящие герои. Поэтому в каждом классе, в каждом кабинете резной красивый, дорогой работы киот деревянный и писаная икона святых князей Димитрия и Евдокии. Четырнадцать детей родили. Не дожил до сорока, а вошел в историю. И как вошел, сколько всего сделал. Великий человек.
А. Ананьев
– Вот, друзья – я сейчас обращаюсь к слушателям радио «Вера», – большой спорт это вовсе не спорт-бары, как многие привыкли думать. Большой спорт имеет и вот такое отражение, оно куда как важнее чем то, что мы с вами привыкли наблюдать, наблюдая вот за раскрасневшимися болельщиками очередной футбольной команды с кружками чего-нибудь. Однако спорт невозможно представить без азарта?
Протоиерей Андрей
– Да.
А. Ананьев
– Но азарт – это очень опасная тропинка...
Протоиерей Андрей
– Конечно. Вопрос в том, куда направить эту силу. И вот это уже задача тех самых тренеров, с которыми ты тоже работаешь, они же тоже в пути. Давайте будем мы с вами объективны: всякое действие имеет начало, продолжение и финальную часть. И понятно, что приходящему сейчас человеку сразу что-то можно не понять из главных задач. Но ведь Господь нас ведет и дает нам возможность, это осознавая в себе, продолжать воспитывать и вести других в эту сторону. И еще, дорогой Александр, я понимаю для себя и тоже вижу, что порой, в том числе и в нашей церковной среде, люди, усвоив некую малую толику, тот, знаете, такой, в светском джентльменский набор. У нас это иначе, такой, знаете, церковный набор некоторых правил – когда уже и понятийный аппарат меняется, и можно сослаться на кого-то из святых отцов, даже на Священное Писание, причем не всегда правильно применяя это в своей жизни. Не практиковать дальше, не работать над собой в отношении той борьбы со страстями, которая требует постепенного подхода к тем границам, которые сразу незаметны для человека. Потому что Господь, подводя к этому человека, Он уже видит то состояние, в котором человек готов большее воспринимать. И начинается вот это с малого, а подходя к большему, ты, естественно, от чего-то начинаешь отказываться и чего-то желать, и это невозможно передать сразу тому, кто только делает первые шаги. Но без усилий, и еще, я в этом убедился, без готовности человека в себе самом что-то прижимать, что-то бороть, что-то убирать, как-то подстраиваться под других. То самое, как сказано у апостола Павла: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Учиться в команде работать.
А. Ананьев
– Вы хотите сказать, что, допустим, финал чемпионата мира по футболу с участием сборной России вы смотрите вот с таким холодным рассудком и спокойствием?
Протоиерей Андрей
– Ну во-первых, вы сказали: по футболу финал...
А. Ананьев
– К примеру. Это самый понятный мне пример. Это единственное, что я смотрел.
Протоиерей Андрей
– Ну я скажу, что я смотрел финал по гандболу, я смотрел финал по хоккею – я заканчивал на коленях и вслух молился. Прямо на трибуне. И для меня, я же только инструмент: ты пришел сейчас в то место, куда послал тебя Патриарх, ты должен поститься, как положено – это была первая неделя поста и мы заканчивали в день Торжества православия. И когда залетела эта шайба за 50 секунд, Никита Гусев ее забросил, он потом сам рассказывал, что как это? И специалисты ведь тоже, которые видели: так не бывает. Но вот так оно случилось. Каждый делает свое дело. И ты находишься в том напряжении своем, в этом служении, которое ты сейчас имеешь, посланный сюда для того, чтобы в этом месте сделать свое маленькое, но важное дело. Каждому быть инструментом в том месте, куда Господь поставил тебя, быть частью большого целого. Ты напряжен в том напряжении, которое должен явить сегодня здесь именно ты, а они – в своем. И вместе вы одна команда. С Божией помощью.
А. Ананьев
– Вы слушаете радио «Вера», «Светлый вечер». Я продолжаю задавать вопросы неофита своему дорогому гостю, протоиерею Андрею Алексееву, настоятелю храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове и духовнику Олимпийской сборной России, удивительному поэту и автору книги, которая лежит передо мной – «Дневник духовника Олимпийской сборной России». Прежде чем я задам следующий вопрос, отец Андрей, скажите, пожалуйста, где наши слушатели могут найти это издание? Потому что оно удивительно, в равной степени будет безумно интересно как поклонникам российского спорта, болельщикам, тем, кто занимается спортом, так и людям, которые каждую субботу и воскресенье приходят в храм.
Протоиерей Андрей
– Вы знаете, сейчас только в нашем храме. Поскольку это первый тираж, и он был выпущен к Пасхе, хотелось успеть, как дорого яичко к красному дню. Я получил несколько позднее гриф, все уже было заряжено, уже она была на согласовании, эта книга, проходила комиссию и получила в Издательском Совете должные рекомендации. Она будет переиздаваться, безусловно. И мы посмотрим, это будет какое издательство, поскольку сейчас предполагаем и получить все выходные данные необходимые, чтобы это было в библиотеках, все как положено. Поэтому несколько позднее она будет представлена более широко, а пока только у нас в храме.
А. Ананьев
– Ну в этой книги потрясающие фотографии, стихи и даже заголовки написаны – дайте угадаю, – вашей рукой.
Протоиерей Андрей
– Таков был элемент работы дизайнера. И мы старались, чтобы это было красиво. Кстати, опять же стечение обстоятельств: дизайнер вошла в тройку лучших в мире дизайнеров и получила соответствующую награду. Кстати, в Корее – такое совпадение. Светлана Махрова.
А. Ананьев
– Господь собирает вокруг вас, отец Андрей, лучших. И это неслучайно. Вопрос. Возвращаясь к большому спорту. Священник храма в честь иконы Божией Матери – я просто готовясь к нашей беседе, обнаружил удивительный факт. Священник храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» города Нелидово, Тверской области, священник Сергий Акимов, мастер спорта по боям без правил. И он выходит на ринг и перед боем он молится, чтобы никого не покалечить. Вы знали об этой удивительной совершенно истории? И я даже видел фотографии, там действительно молодой батюшка в этих перчатках...
Протоиерей Андрей
– Вы знаете, лично с ним не знаком. Но знаю удивительных людей из мира большого спорта, и не только большого спорта, имеющих отношение к спорту, которые, придя в церковную жизнь, будучи призванными Богом, несут ту миссию, то Божие слово, которое необходимо в тех местах, где люди готовы слышать это слово, где они открываются для него. И вы знаете, порой бывают потрясающие встречи, и ты по прошествии времени вдруг обнаруживаешь, насколько вот эта вот неземная связь соединяет людей, порой через поколения. Мен пришлось утешать еще одного человека, который достиг большой высоты и потом оттуда опустился вниз. Мне довелось общаться в эти дни в Минске с тренером, который создал команду по пляжному футболу – это Михаил Лихачев, она стала победителем предыдущего турнира подобного уровня в Баку. И вот вдруг (я видел все матчи), знаете, полумоменты какие-то, ситуации, обстоятельства – и вот они даже из группы не вышли. Конечно, это тяжело. И вместе с тем этот человек продолжал приходить в часовню каждое утро и молиться. Можно прочитаю стихи, посвященные ему?
А. Ананьев
– Да, конечно.
Протоиерей Андрей
– Называются «Тренеру, который проиграл, но не сдался».
Вкусив от радости побед и слов признанья,
С надеждой ожидали продолженья.
Но попустил Господь вам испытанья
И пьете вы из чаши пораженья.
Как больно, как обидно и досадно:
Громадный труд – и нету результата.
Душа скорбит и сердце безотрадно,
Да, высока за пораженье плата.
Советуют наставники святые
В себе самом всегда искать причину,
Пусть вас утешат их слова простые.
Они сподвигнут сильного мужчину
И потерпеть, и больше потрудиться,
Превозмогая искушений беды.
Тому, кто с пораженьем не смирится,
Господь подарит новые победы.
Но очень важно было прокомментировать и поискать те причины, которые мы уже стали обнаруживать в процессе движения, ото дня ко дню проходя вместе с тренером те испытания внутренние, которые меняли даже внешне его. Он приходил всякий раз в другом состоянии. И вот какие-то моменты тех изменений, которые он уже вносит в свою тренерскую жизнь и в командную жизнь, происходят. А скоро мы с ним встречаемся в храме, чтобы пообщаться дальше.
А. Ананьев
– Любой профессиональный спорт – это всегда спорт экстремальный. Разумно ли, с точки зрения пастыря, рисковать жизнью – ради чего? Ради спортивных достижений.
Протоиерей Андрей
– Замечательный вопрос. А знаете, я вспоминаю свое детство. Честно скажу, я понимаю сегодня для себя, что я настолько глупо рисковал порой своим здоровьем – я залезал на такие макушки деревьев, я прыгал чрез такие заборы... Вы знаете, я не мог ходить практически. Мне рассказывала мама: ты бегал везде, даже будучи младенцем, просто вот бегал и падал, набивая себе и коленки, так сказать, шишки, разбивая коленки и локти. И мои фотографии детские – чаще всего я стою с какими-то перевязанными руками или залитыми зеленкой или с бинтами. Вы знаете, конечно, все это имеет место быть в жизни человека. Но знаете, вот, наверное, как и всякую историю нужно просматривать в целом –историю жизни, историю деятельности любой, в разных сферах жизнедеятельности человека, так и здесь важно просматривать и понимать, что Господь хранит каждого из нас в жизни. Порой потрясающе. Я помню, как вот Господь меня хранил в армии. Я служил в советской армии, и были случаи, когда ты должен был погибать, и не только в армии, а Господь тебя хранил удивительным образом. Для того, чтобы что-то вот произошло в твоей жизни дальше. Я понимаю, почему – сейчас, как священник, но тогда ведь я не сознавал этого, я не думал о священстве в своем детстве, хотя и был верующим человеком, но не церковным. Это в юности уже произошло, осознанный приход к тому, чтобы сейчас вот так стараться, пытаться жить. Так вот, действительно это все требует индивидуального рассмотрения и целостного восприятия. Потому что когда мы рассуждаем в студии, или неважно где, о жизни человека, не проживая вместе с ним что-то, мы каких-то вещей не понимаем. И ведь он, постепенно в себе развивая что-то, к чему-то приходит. И кто-то на каком-то этапе жизни – бабушка, тренер, воспитатель, учительница, случайный прохожий, сосед, – что-то подскажет. А потом, по прошествии лет ты понимаешь, что тебя, возможно, это удержало от чего-то, направило и сегодня к осмыслению чего-то привело. Вот это такие тонкие вещи. И позвольте вот тут маленькую ремарочку. Есть то, что Господь открывает для человека, то что откровенно. Есть то что прикровенно, только отчасти открыто, а есть то что сокровенно. И вот столько всего таинственного. Важно, чтобы были те, кто направляют и ведут, помогают человеку идти к главной цели, к главной победе.
А. Ананьев
– Если человек хочет заняться спортом и задает себе вопрос: для чего мне заниматься спортом, – какой должен быть все-таки правильный ответ? Чтобы быть здоровым? Ну по большому счету для этого не надо заниматься спортом, для этого надо просто следить за здоровьем. Чтобы всех победить? Это же довольно глупо. Чтобы у тебя были рельефные мышцы, и чтобы ты нравился всем вокруг? Но это тоже странно. Так зачем же?
Протоиерей Андрей
– Давайте сразу договорим так, что не всякий себе задаст подобный вопрос.
А. Ананьев
– Ну я задаю себе.
Протоиерей Андрей
– Нет, я не ухожу от ответа. Не всякий его правильно себе задаст, с тем подтекстом, который, дорогой Александр, вы включаете в ваши слова. И не всякий получит тот ответ, который сейчас дам ему я. Но всякого Господь будет готов исправить и направить в верное русло – я хочу эту преамбулу ввести сюда. А вот теперь ответ. Вы знаете, это инструмент – спорт. И вот в каких руках он находится, кто как направляет этот инструмент в нужное русло, да, в какую-то определенную сторону, тот и будет получать разное. Но опять же и здесь Бог будет исправлять. Ведь и ножом можно хлебушек нарезать, а можно нанести кому-то травму. Вот так и здесь. Это путь. И я бы пожелал тому, кто об этом думает, осознать, что есть замечательное средство, которым можно воспользоваться и получить большую пользу. А если неверно, немудро пользоваться, можно, конечно получить и немалый вред.
А. Ананьев
– У нас осталось лишь несколько минут для того, чтобы услышать последнюю, даже не точку, а многоточие нашей беседы.
Протоиерей Андрей
– Если позволите стихи, написанные после соревнований. Больших соревнований.
Давайте Бога поблагодарим –
Он помнит всех, Он каждому дал много.
Уходит в вечность добрых дел дорога
И мы молитву Господу творим.
Твое лишь то, что ближнему отдал.
Служа другим, духовно укрепляйся,
От праздности и лени удаляйся,
Чтоб в суете умом ты не блуждал.
А благодарность потому нужна,
Что сподвигает душу к покаянью
И вдохновляет к большему старанью.
Тогда на сердце мир и тишина,
Горит неугасимый Божий свет,
Господь идти к вершинам призывает.
Спаситель нас ведет и окрыляет,
Его любовь – источник всех побед.
А. Ананьев
– О том, что большой спорт может быть большой дорогой к Богу, сегодня мы беседовали с духовником Олимпийской сборной России, настоятелем храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове, удивительным собеседником, поэтом и писателем, протоиереем Андреем Алексеевым. Спасибо вам огромное.
Протоиерей Андрей
– Помощи Божией всем нам с вами, дорогие братья и сестры. До свидания.
А. Ананьев
– С вами был Александр Ананьев. До новых встреч.
«Музыка и вера». Юрий Постарнаков, Андрей Зверев
У нас в гостях были участники музыкальной группы «После одиннадцати» Юрий Постарнаков и Андрей Зверев.
Мы говорили о музыке и вере, об истории группы и о том, как в своем творчестве наши гости используют традиции русской народной музыки.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели
3 декабря. О Судном дне
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа: «В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится».
О Судном дне, — протоиерей Василий Гелеван.