
Фото: Frederick Shaw/Unsplash
Если вы хотите увидеть силу единства и веры сербского народа, приезжайте в столицу Сербии — Белград на праздник Вознесения или как его сербы называют на Спасовдан. Дело в том, что именно Вознесение считается главным праздником сербской столицы и отмечается в ней с огромным размахом. Сербы называют Вознесение славой своей столицы. Но не в том смысле, что Белград славится своим обычаем праздновать Спасовдан.
В Сербии славой называется аналог наших именин. Если в русской традиции принято праздновать личный день ангела, то в традиции сербской понятие день ангела относится не персонально к человеку, а к его роду. Каждая сербская семья имеет своего святого-покровителя и именно его память празднует, славит. Отсюда и слава. Со временем традиция отмечать славу распространилась в Сербии на монастыри и города. Белград исключением здесь не стал.
В качестве дня славы для столицы был выбран праздник Вознесения. Случилось это благодаря событию начала 15-го века, когда сербский правитель Стефан Лазаревич сделал Белград столицей Сербии. По сербским преданиям Стефан вознес Белград над прочими городами. Потому Вознесение и стало славой города. Потому-то главный храм Белграда, кафедральный собор, освящен в честь Вознесения Господня.
Именно с богослужения в день Вознесения и начинаются в Белграде славские торжества. Возглавляет богослужение лично глава Сербской Церкви — Патриарх Сербский. В конце богослужения он торжественно исполняет традиционный для каждой славы обычай — поднимает, а затем разламывает на несколько кусков обильно политый вином праздничный хлеб — славский калач.
После преломления калача от собора Вознесения начинает свое шествие многотысячный крестный ход. Он торжественно идет по главным улицам Белграда. Впереди него обычно несут иконы главных сербских святых — Саввы Сербского, Симеона Мироточивого, князя Лазаря и других. Рядом с иконами несут в особых ковчежцах частицы мощей сербских святых.
Люди для участия в крестном ходе надевают праздничную одежду. Многие идут в национальных сербских костюмах. Военные и полицейские надевают парадную форму. Создается ощущение, что в шествии участвует всё население Белграда. Крестный ход в праздник Вознесения в течение веков являлся видимым символом сербского православия. Потому в годы коммунистического режима он был запрещен. Восстановление славной традиции произошло только в 1993 году. И с тех пор она соблюдается неукоснительно.
По окончании крестного хода жители сербской столицы собираются за праздничными столами, отдыхают, чтобы, набравшись сил вечером прийти на концерт в Русском доме (так называется самый большой концертный зал Белграда). Там вечером на Вознесение выступают лучшие артисты и музыкальные коллективы Сербии. Так сербы на Спасовдан и свою столицу прославляют, и подчеркивают свою любовь к России.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема