В Подмосковье много живописных мест. Одно из них находится на севере области, в двенадцати километрах к югу от Дмитрова, в старинном поселке Деденево. По преданию на этих землях в конце 13 века во время сражения был убит ордынский полководец хан Дедень. А село, которое выросло тут позже, получило имя Деденево. С конца 17 столетия село принадлежало старинному дворянскому роду Головиных. Здесь расположилась их усадьба. В 1852 году Анна Гаврииловна Головина с сыном Гавриилом Павловичем решили основать в своем имении монастырь. На тот момент в Деденево уже стоял грандиозный храм Спаса Нерукотворного, в котором были собраны фамильные святыни Головиных, в том числе Влахернская икона Богоматери. Вокруг Спасской церкви и выросла одноименная обитель. Анна Гаврииловна приняла в ней монашеский постриг, а затем схиму. После ее смерти земли усадьбы закрепились за монастырем. А сын графини, Гавриил Павлович до конца своей жизни заботился о монастыре и следил, чтобы его насельницы ни в чем не нуждались.
Обитель росла год от года, и стала называлась Спасо-Влахернской, в честь чудотворного Влахернского образа Богоматери. Сестры занимались иконописью, трудились в швейной мастерской, ловили рыбу в монастырском пруду и даже подковывали лошадей. К началу 20 века обитель в Деденево была одной из самых благоустроенных в Московской епархии. В то время в монастыре подвизалось около трехсот сестер. В обители находились иконы, по преданию написанные Андреем Рублевым: образ Спаса-Нерукотворного, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и образ Владимирской Богоматери. Также сюда приходили богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу Спасителя в терновом венце, в простонародье его называли «Спас Беленький». Икона представляла собой барельеф, в центре которого в углублении располагалась глава Иисуса Христа в терновом венце. По легенде перед этой иконой исцелились две слепые от рождения девочки.
В конце 19-го - начале 20 века в монастыре шло активное строительство. Рядом со Спасским храмом выросла отдельно стоящая высокая колокольня. Позже ее соединили с церковью. В 1910 году на месте ветхой деревянной часовни в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, построили новую каменную часовню. Спустя годы ее переделали в приходскую церковь в честь иконы Богоматери Нечаянная Радость. Она сильно пострадала в советское время и требует ремонта.
Участь третьего храма обители еще более печальна. Красивая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского сгорела перед Великой Отечественной войной. Ныне вблизи Спасского собора стоит современный храм Димитрия Солунского. В 2001 году в нем провели первое богослужение, а еще через год здесь поместили мощи небесной покровительницы Деденева, преподобноисповедницы Параскевы. Параскева Матиешина родилась в Подольской губернии и ступила на монашеский путь в 19 лет. Через некоторое время она оказалась в Деденево. Параскева была высоко образована и крестьяне попросили, чтобы она обучала их дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. Параскева показала себя как талантливый педагог, и скоро это заметил Дмитровский епископ Серафим. Он вызвал ее из монастыря и определил заниматься миссионерской деятельностью. С тех пор Параскева служила диаконисой в Казанском храме Дмитрова и обучала детский хор. В 1930 году за церковную деятельность ее выслали в Казахстан. Ссыльные называли ее "сестрой" и приходили за советом и утешением. После Казахстана бывшая монахиня жила в Астрахани, а затем вернулась в Дмитров. В последние годы жизни она тяжело болела. Матушка Параскева Матиешина скончалась в возрасте 64 лет и была прославлена в лике преподобноисповедницы. Ныне ее святые мощи почивают в Спасо-Влахернской обители.
Сейчас, глядя на монастырь, с трудом верится, что в середине прошлого века он был до основания разрушен. Хотя, безусловно, еще многие здания предстоит восстановить.
Совсем недавно случилось очень важное для обители событие - сюда вернулась чудотворная икона Божией Матери «Влахернская». В годы, когда монастырь был закрыт, святыня хранилась в музее и теперь снова стала доступна для поклонения.
Напомним адрес Спасо-Влахернского женского монастыря: Московская область, Дмитровский район, поселок Деденово.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема