У нас в гостях был доцент Российской Академии народного хозяйства, основатель частного образовательного фонда имени К.П. Орловского Сергей Карнаухов.
Мы говорили о том, в каком положении сейчас находится московский Спасо-Андроников монастырь и некрополь при нем, а также о том, какие традиции духовной жизни при этом монастыре удается возрождать сегодня.
В. Емельянов
— Здравствуйте! Вы слушаете программу «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова.
А. Митрофанова
— Добрый светлый вечер!
В. Емельянов
— Сегодня мы решили в программе поговорить об одном из самых древних московских монастырей — Спасо-Андроников
А. Митрофанова
— Находки потрясающие!
В. Емельянов
— … которое не то чтобы обязательно к посещению, а просто о которых необходимо как минимум знать, настолько значимо это место. В связи с этим мы пригласили в нашу студию доцента Российской академии народного хозяйства, основателя частного образовательного фонда имени Орловского. Наш сегодняшний гость Сергей Карнаухов. Здравствуйте, Сергей!
С. Карнаухов
— Здравствуйте!
А. Митрофанова
— У нас настолько большая тема, связанная с монастырем. Мне бы хотелось, чтобы мы с вами начали разговор с того, чтобы пояснили: а в чем, собственно говоря, значимость этого места? Многие из нас, проезжая по улицам Москвы, либо издали, либо вблизи…
В. Емельянов
— Проходя по реке.
А. Митрофанова
— … проходя по реке, кстати говоря, на корабликах — видели это место. Чаще всего мы не догадываемся, что это такое. Кто-то, может быть, был в музее Андрея Рублева и понимает: да, что-то там такое есть или что-то там такое было. Но вот как монастырь, который был бы известен… Вот Новодевичий монастырь, его все знают — там кладбище, там службы идут, куда можно прийти помолиться и т.д. Или какой-нибудь иной монастырь на территории Москвы. А вот Спасо-Андроников из этого ряда выпадает, и это обидно, потому что ему 650 лет. Бывают такие ключевые места на карте города, мне кажется — это одно из таких мест. Расскажите подробнее: что там, с какими узлами историческими связано это место?
С. Карнаухов
— Спасибо, вы совершенно точно отметили то ощущение, которое возникает у горожан после первого посещения монастыря. Люди, заходя туда, особенно если им повезло и они услышали экскурсию, хоть какие-то небольшие рассказы об этом месте, у них возникает ощущение шока, потому что вдруг перед ними открывается огромная, красочная, очень богатая история ранней московской государственност
А. Митрофанова
— От слова «прощание». Когда слышишь слово «Проща», создается ощущение, что это праща, как когда Давид с Голиафом сражались, и он из пращи камень запустил, который решил исход битвы.
С. Карнаухов
— Вы знаете, мне кажется, что здесь даже в этом моменте есть определенная сердечность, такая теплота. И с этого момента вы начинаете вдруг формировать внутри отношение к обители — она не суровая, она очень теплая. Люди, которые входят в монастырь, они испытывают удивительные ощущения — у всех одно и то же: «Я ощущаю себя как дома». Вы знаете, начиналась история монастыря удивительно: митрополит Алексий, возвращаясь в 1356-м году в августе из Константинополя после получения благословения на патриаршество, получил в знак этого благословения от Константинопольс
А. Митрофанова
— Вообще, сложно себе представить митрополита, который поставил шатер напротив стройки и принимает в ней какое-то деятельное участие. Не дистанционное управление, а живое участие.
С. Карнаухов
— Да, не просто — благословил и кто-то строит. Это место для него, видимо, было очень дорого. Если мы поднимаем поздние летописи, в нескольких местах мы находим эпизод, когда хан Джанибек столкнулся со своей личной трагедией — Тайдула, супруга, ослепла. Он пишет письмо князю, чтобы князь попросил митрополита Алексия, слава о котором расходилась по всей Руси, «прийти и вымолить у вашего Бога зрение для моей жены». И вот митрополит собирается в дальний поход, в ночь он идет в Чудов монастырь, Успенский собор, там молится. И там он понимает, что наверное, благословение есть. Он идет, и, согласно летописи, он на какой-то короткий период времени останавливается в том месте, где в дальнейшем будет эта обитель.
А. Митрофанова
— Спасо-Андроников монастырь?
С. Карнаухов
— Спасо-Андроников монастырь. И там еще раз — я думаю, я домысливаю — там просит благословения, еще раз принимает решение построить эту обитель. И потом, вы знаете, совершенно неслучайно, когда Дмитрий Донской, которого митрополит Алексий вырастил фактически на коленях, возвращается с Куликовской битвы. 1380-й год, к этому моменту уже стоит значительная часть зданий монастыря, стоит первый храм — Спасский собор, который позже был перестроен. Но его первый, деревянный образ стоит там. И Дмитрий Донской со своим воинством, с дружиной идет не куда-то — это очень важно отметить для москвичей, — он идет в Спасо-Андроников монастырь. И вот летописи описывают, что митрополит Киприан (это следующий после митрополита Алексия наш митрополит) со всем духовенством, со всеми москвичами стоят и ждут дружину Дмитрия Донского. Летописи описывают скудно, но мы можем представить, что это усталое воинство идет, впереди идет Дмитрий Донской, а позади несут в повозках гробы тех, кто не дошел до Москвы. И их всех заносят в монастырь, там совершается большая панихида, и их хоронят там — в некрополе Спасо-Андроников
В. Емельянов
— Об этом я все-таки предлагаю чуть-чуть попозже поговорить. А вот как дальнейшая история развивалась Андроникова монастыря?
С. Карнаухов
— В дальнейшем история монастыря была удивительной. До Куликовской битвы, до 1380-го года, литовцы — Ольгерд и его брат — трижды разоряют обитель до основания. И я вот часто, когда размышляю по поводу монастыря, мне кажется, что вот тогда проявляется, закрепляется и оформляется характер монастыря. Мне кажется, об этом можно и нужно говорить — у монастырей есть свои характеры. Вот у этой обители он был особенный. Андроник берет и трижды с небольшим количеством монахов, которые тогда были в этом монастыре, трижды восстанавливает, заново отстраивает этот монастырь. После этого мы могли бы насчитать десятки раз, когда этот монастырь разорялся и снова восстанавливался
А. Митрофанова
— То есть получается, что монахи, не впадая в депрессию, не опуская рукава в связи с тем, что на них в очередной раз обрушилось такое разграбление, они восстанавливают монастырь. И при этом он не утрачивает своего какого-то первоначального духа дарованной свыше обители. Ведь (если я правильно понимаю, поправьте меня, если что) для средневекового человека монастырь — это не просто какое-то место, где отдали дань Господу Богу и пошли дальше жить своей жизнью. Монастырь — это и есть центр жизни. Учитывая, сколько их было даже на территории Москвы, это нетрудно понять и почувствовать. Здесь происходит всё самое главное. Здесь происходит тот момент встречи с Богом, который наши предки ощущали более остро, наверное, чем мы сегодня. И я так понимаю, что Спасо-Андроников монастырь в этом смысле был одной из ключевых обителей, такой «точкой сборки», что ли, для человека, для которого важно не только то, как он в горизонтальном мире живет, но и как в вертикальном мире он себя ощущает, рядом с кем он находится.
С. Карнаухов
— Это очень важно. Вообще, когда мы говорим о монастырях, мы должны рассматривать монастыри и с точки зрения государствоведен
А. Митрофанова
— Напомню, что в программе «Светлый вечер» сегодня доцент Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации Сергей Карнаухов. И мы говорим о Спасо-Андроников
В. Емельянов
— Как ты думаешь, может быть, справедливее было бы закончить историю Андроникова монастыря …Предположим, такой временной период, скажем: в каком виде он встретил революцию, и что с ним сделали при советской власти эти революционеры. И в каком виде Церковь его получила обратно после событий 25-летней давности.
С. Карнаухов
— Я часто, когда думаю об истории Спасо-Андроников
А. Митрофанова
— А как это?
С. Карнаухов
— Каждая из точек была увеличена в 33 раза. И каждая из этих архитектурных единиц составила основу пропорций этого храма. Поэтому он по плечам, по боковым рамкам иконы, он у́же, а по основанию фигуры изображенного Спаса Нерукотворного он больше — вот таким образом построен этот храм. Этот храм, его архитектурные пропорции задали пропорции самого монастыря. А многие храмы строились по пропорциям этого монастыря в Москве.
А. Митрофанова
— Потрясающе! Это такая глубокая символика, а мы ничего об этом не знаем. Надо идти срочно в Спасо-Андроников монастырь, чтобы увидеть это всё своими глазами и узнать историю на ощупь.
С. Карнаухов
— Тогда еще один эпизод, мне кажется, он тоже очень важен. Царица Елизавета Лопухина построила там собор — собор Архангела Михаила. Собор очень необычный: на первом этаже и в подклете собора в подвальном помещении она основала захоронение, там усыпальница Лопухиных. Больше 50-ти потомков Лопухиных лежат там. Второй и третий приделы храма, этажи храма, где придел митрополита Алексия, они были особенными. Вы знаете, там не было лестницы — туда была приставная лестница, по которой настоятель монастыря со схимниками поднимались и молились там.
А. Митрофанова
— Прошу прощения! Приставная лестница — это же, наверное, в то время не трап самолета. Это, наверное, какая-то лестница, состоящая из двух длинных палок и перекладин. Простите меня за мой женский язык, но как я себе это представляю. И что, и митрополит по такой лестнице поднимается?
С. Карнаухов
— Мы можем только представлять, как это было, к сожалению, летописи это… Кстати, это одна из особенностей Спасо-Андроников
А. Митрофанова
— А почему?
С. Карнаухов
— Так получилось. Он до сих пор находится вне лона Церкви. Это одна из самых больших проблем.
А. Митрофанова
— Там находится музей — музей Андрея Рублева. Какие у вас отношения с музеем? Храм действующий есть сейчас на территории Андроникова монастыря?
С. Карнаухов
— Да, там, на территории монастыря, нет ни одного объекта, который бы был передан Русской Православной Церкви. Но совершенно замечательно то, что, благодаря прежде всего прежнему руководству музея, в соборе Спаса Нерукотворного Образа проходят богослужения. И в принципе, там позволяют приходу существовать и вести службы. Кстати, там до сих пор сохранилось крюковое пение, вот то самое.
А. Митрофанова
— Старообрядческое
С. Карнаухов
— Там очень долгие потому литургии, они начинаются очень рано и заканчиваются очень поздно. Но это сохраняет нашу традицию, это очень хорошо. Это придает особый колорит богослужениям.
А. Митрофанова
— С музеем отношения у вас хорошие выстроились.
С. Карнаухов
— Да, у нас хорошие отношения с музеем. Но есть, конечно, точки расхождения. И мне кажется, на них стоит обратить внимание и Министерству культуры, и конечно же Русской Православной Церкви. В первую очередь это планы музея и Министерства культуры относительно прежде всего собора Архангела Михаила. Суть проблемы в том, что буквально недавно был отыгран конкурс на разработку научно-техническ
В. Емельянов
— На территории монастыря?
С. Карнаухов
— Не на территории монастыря, а внутри собора Архангела Михаила.
А. Митрофанова
— А что это за реставрация такая?
С. Карнаухов
— Дело в том, что у музея Андрея Рублева есть по большому счету только один выставочный комплекс, где они представляют свои артефакты и иконы — это сам собор Архангела Михаила. Там нет алтаря нигде, там всё помещение переустроено — как с советских времен оно перешло к светским властям, так этот собор и сохранился. Вы задали вопрос, что там было в советское время, как этот монастырь встретил революцию. Монастырь процветал, и когда пришла советская власть, первое, что они сделали, это устроили там, во-первых, вот тот трагический совершенно концлагерь, Андроньевский концлагерь, о котором пишет Александр Солженицын, о котором мы находим упоминания в письмах баронессы Врангель…
В. Емельянов
— То есть это концлагерь прямо в Москве?
С. Карнаухов
— В центре Москвы, удобный. И знаете, когда недавно мы проводили раскопки, мы обнаруживали то, что всех нас приводило в такой шок. Во-первых, огромное количество коллективных захоронений, и очень много пуль от винтовок, револьверов с характерными для криминалистов повреждениями геометрии пули. Вот такое повреждение у пули может возникать только при попадании в человеческое тело.
А. Митрофанова
— То есть там шли массовые расстрелы.
С. Карнаухов
— Вероятнее всего. К сожалению, даже эта страница истории не нашла своего исследователя. До сих пор мы не знаем: кого расстреляли, в каком количестве? Да, мы обнаруживаем периодически останки людей, черепа простреленные, рядом пули. Но что это за люди, где их фамилии? Никто не знает.
В. Емельянов
— Сергей, а есть какие-то мысли по поводу того, что так мало исследован монастырь? Почему уже за такой большой промежуток времени, почему, на ваш взгляд, никто не взялся его исследовать? Что-то мешает? Какие-то тайны, неоткрытые архивы? Или ноги не дошли?
С. Карнаухов
— Всё достаточно просто — я думаю, что как только монастырь будет передан Русской Православной Церкви, появятся исследователи. Потому что будет определен правильный градус, под которым нужно исследовать эту территорию. Пока же исследования ведут архитекторы, археологи, которые пытаются понять. Вот есть, например, некрополисты — это те люди, которые исследуют некрополи…
А. Митрофанова
— Специалисты по захоронениям.
С. Карнаухов
— Да, специалисты по захоронениям. Есть несколько диссертационных исследователей по этой территории — то есть определено значение этого некрополя. Есть исследования самого собора Архангела Михаила — исследователь Максимов и другие, у них есть достаточно интересные исследования. Но они не открывают никаких новых знаний на вопрос о том, что же такое Спасо-Андроников монастырь. Кстати, мы не сказали — когда мы говорили о всей этой территории, — мы не сказали еще и том, что вот советская власть... Я сказал о том, что вся территория вокруг монастыря связана с самим монастырем. Вот там был шатер митрополита Алексия, там стоит храм, здесь большой собор Сергия Радонежского. Справа, внизу на набережной, небольшое красное здание — это очистные сооружения города Москвы, там не очень хорошо пахнет. Но надо сказать, что это удивительное место — Андроник сам когда-то спустился туда и своими руками выкопал колодец. Там был самый чистый, по летописям, колодец города Москвы. Колодец святой, туда приезжали люди, и люди, которые приезжали в монастырь, там была небольшая купель... Теперь это место разорено. И слава Богу, что нам удалось получить этот участок земли, оформить его на приход Спаса Нерукотворного Образа и поставить там пока поклонный крест. Я надеюсь, что позже проведем обязательно проектно-изыскат
В. Емельянов
— Мы через некоторое время, буквально через несколько минут продолжим наш разговор об Андрониковом монастыре в Москве. Напоминаем, что вы слушаете программу «Светлый вечер». В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова. Наш сегодняшний собеседник Сергей Карнаухов — доцент Президентской Российской академии народного хозяйства, основатель частного образовательного фонда имени Орловского.
А. Митрофанова
— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели! Владимир Емельянов и я, Алла Митрофанова. Напомню, что в нашей студии сегодня какой-то потрясающий подвижник, человек, который своими руками восстанавливает по крупицам историю Спасо-Андроников
С. Карнаухов
— Удивительно, с точки зрения научной и с точки зрения человека верующего. Мне кажется, что преподобный Андрей Рублев очень переживает за это место, молится и опекает его. Когда вы по летописям попытаетесь проследить, когда были утрачены мощи Андрея Рублева, и когда они обнаружены, то между этими участками вы поймете, что только благодаря мощам Андрея Рублева, как мне кажется, сохранился этот монастырь. Когда в 1812-м году пожар затронул Спасо-Андроников монастырь, колокольня, которая находилась рядом с собором Спаса Нерукотворного Образа, она была из дерева, она из-за пожара наклонилась. Надо было срочно спасать колокол. Под этой колокольней были совершенно точно захоронены мощи Андрея Рублева и Даниила Черного. И вот после этого момента, когда их перезахоронили, история мощей теряется, никто не знал — где они? И вот такой эпизод: Барановский (в советское время известный исследователь, тот, который занимался исследованием Спасо-Андроников
А. Митрофанова
— Очень такая — тактически верная.
С. Карнаухов
— Тактически верная. Спасибо Барановскому — это место было сохранено. В 90-е годы…
В. Емельянов
— Уже 20-го века?
С. Карнаухов
— Да, уже 20-го века. В этом музее начинают служить священники, там образуется приход. Самое интересное, что эти люди до сих пор в своей основе все живы. Удивительный приход. Он для меня такой эталонный, каким должен быть приход Православной Церкви.
А. Митрофанова
— А что в нем такого эталонного? Поделитесь, пожалуйста, наблюдениями, потому что всем хочется знать, каким должен быть на самом деле приход.
С. Карнаухов
— Во-первых, когда я в первый раз туда пришел познакомиться с этими людьми, когда мы уже начали заниматься этим монастырем, вы обнаруживаете очень теплую атмосферу. Они живут там фактически. Они там кушают, там выделено небольшое помещение, где у прихода есть возможность работать с документами, проводить исследования. Отец Вячеслав Савиных, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа — он иконописец, он расписал немало наших новых монастырей. Очень много икон, которые восстановлены из наследия Андрея Рублева, принадлежат его руке. Они находятся в двух храмах: в храме Спаса Нерукотворного Образа и в новом храме, который находится сейчас за пределами музея на некрополе, о чем мы сейчас буквально коротко скажем. Вы знаете, они живут монастырем, они живут мечтой о монастыре — это люди, которые 25 лет молятся о воссоздании монастыря. Они делают это, дежуря, у них есть время, когда они по очереди молятся, эта молитва не останавливается. Они уходят только поспать и снова молятся.
А. Митрофанова
— Это же подвиг.
С. Карнаухов
— Это подвиг. Для меня это подвиг настоящей православной веры. Вот так это должно быть, так мы должны молиться обо всем, что так важно для нашей страны, о нашей стране, о нашем народе.
А. Митрофанова
— Возвращаясь сейчас к истории мощей: Андрей Рублев, Даниил Черный — известные наши монахи-иконописц
С. Карнаухов
— Прежде всего надо сказать, где они обнаружены. Они обнаружены на глубине более двух с половиной метров под алтарем собора Спаса Нерукотворного Образа. Этот приход во главе с настоятелем отцом Вячеславом Савиных, они сделали потрясающее исследование — они выкопали старинный алтарь 1356-го года, и там, в основании алтаря, они нашли шесть неизвестных захоронений монашеских. Монахи были с параманными крестами, в монашеской одежде, очень высокая степень сохранности. Вы знаете, очевидцы рассказывают, что на улице — храм в это время был в лесах, это было уже более десяти лет назад — рабочие вдруг почувствовали благоухание. Оно было настолько сильным, что люди спустились с лесов и пошли в храм, не зная, что произошло. Масса свидетелей этого. И вот меня, как человека, у которого специальное образование, в том числе связанное с судебно-медицинс
А. Митрофанова
— Как это возможно?
С. Карнаухов
— И как это возможно? Это, конечно, нарушает вопросы физики, это первое, что в данном случае шокирует. Но с точки зрения юридической и как человека, который занимается наукой, мне, конечно, было важно рассмотреть обоснованность исследования экспертов относительно тех выводов о том, что это мощи Андрея Рублева. Проведено Бюро судебно-медицинс
А. Митрофанова
— И всё.
С. Карнаухов
— И всё. Белорыбица, которая была в других монастырях, еще какая-то еда, здесь отсутствовала, поэтому именно этим питались два этих монаха. А еще очень важно, чем они занимались. Они занимались чем-то, что связано с иконописью.
А. Митрофанова
— А как это понятно становится?
С. Карнаухов
— По анализу состава костей. В костях всё откладывается. И то, чем мы занимаемся, потом можно выяснить путем сложных судебно-медицинс
А. Митрофанова
— Интересно. Вот мы с Володей занимаемся радиожурналистик
В. Емельянов
— Они будут облученные, я думаю.
А. Митрофанова
— Эфиром. (Смеется.)
В. Емельянов
— Мы здесь избавлены, потому что у нас тут минимум оборудования. Но я думаю, что каким-то образом это, наверное, влияет.
С. Карнаухов
— Я думаю, они должны быть очень чистыми и не обремененными никакими лишними…
А. Митрофанова
— Вскрытие покажет. Давайте лучше сейчас вернемся к Спасо-Андроников
С. Карнаухов
— Да. Я думаю, что впоследствии будут еще и дополнительные исследования. Но даже те исследования, которые мне удалось почитать — это практически тысяча листов судебно-медицинс
А. Митрофанова
— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня Сергей Карнаухов — доцент Российской академии народного хозяйства при Президенте России. Один из инициаторов исследования истории Спасо-Андроников
С. Карнаухов
— Мне кажется, главное — всем надо прежде всего знать, что это за некрополь. Вот знаете, есть такой, еще в советское время, некрополь № 1. Вот это некрополь № 1 дореволюционной России. Там покоилась прежде всего вся московская знать. И когда вы находите те удивительные фотографии, которые были сделаны перед разорением этого некрополя, и смотрите на имена людей, которые там похоронены, то перед вами всплывает вся история. Вы знаете все Волконского, вы знаете все Суворовых, вы знаете все Трубецких, Нарышкиных, Загряжских, Зубаревых. Мы все знаем Жигарева — глава города, который построил храм Мартина Исповедника. И первый наш чайный магнат, который провел водопровод в городе Москве, он покоится тоже там. После моровой чумы 1771-го года нужно было где-то хоронить тела умерших людей. И этот некрополь становится той скудельницей, где треть москвичей похоронена. И вот в чем трагедия, как мне кажется, сегодняшняя — это в том, что с одной стороны, во-первых, слева от некрополя уничтожается фактически собор Архангела Михаила. И к моменту, когда нужно будет его передавать монастырю, мы обнаружим там, в середине этого собора, лифт; внизу, в усыпальнице Лопухиных, будет ресторан. На каждом этаже в алтарях будут туалеты…
А. Митрофанова
— Это сейчас в наше время происходит?
С. Карнаухов
— Это сейчас в наше время происходит. И кстати, мало кто знает — ветхозаветная история повествует нам удивительные события. Была такая традиция ветхозаветная: когда обнаруживались языческие храмы, то, чтобы их осквернить, прямо на место, где приносилась жертва, ставили отхожее место — это было такое каменное подобие современного туалета. Вот то же самое происходит сейчас. Для меня удивительно, как эта ветхозаветная традиция, варварская по сути дела, сегодня реализуется в центре Москвы. Рядом некрополь Спасо-Андроников
В. Емельянов
— А у Русской Православной Церкви они не оказались?
С. Карнаухов
— Да, не оказались. Но они, видимо, и не оказались в Правительстве Москвы…
В. Емельянов
— Я вот всё у вас хочу спросить: а как вообще руководство Русской Православной Церкви относится к тому, что происходит с Андрониковым монастырем и с этим некрополем? Мне слабо верится, что они не в курсе. Какая-то ощутимая помощь, она приходит?
С. Карнаухов
— Для меня то, что сейчас происходит, как раз прямое отражение характера этого монастыря. Нам очень помогают молитвами множество православных священников, которые воспринимают это место как сердце Москвы. Но, к сожалению, официальных действий мы пока не видим…
В. Емельянов
— Потому что вы недавно начали?
С. Карнаухов
— Но мы больше года занимаемся этим. Проблема вот в чем: проблема в том, что ведь конечная цель должна быть четко поставлена. Мне кажется, и я думаю, что ни у кого не будет сомнений, что в этом месте не может быть ничего, кроме православного монастыря. Соответственно, если мы будем исходить из этого, то тогда возникает масса конфликтных точек.
В. Емельянов
— Ну да, музей и монастырь, например.
А. Митрофанова
— Это даже не самая конфликтная точка. С музеем-то у вас прекрасные отношения.
С. Карнаухов
— Да, у нас сегодня в Церкви укрепилась совершенно потрясающая традиция — монастырь, совмещенный с музеем. Здесь, когда мы говорим о музее Андрея Рублева, проблем вообще нет, потому что это музей, в котором исследуют русскую икону. Ну где как не при монастыре должен быть научно-исследова
В. Емельянов
— Вы у меня прямо с языка сняли — что должен быть научно-исследова
С. Карнаухов
— У него, кстати, был именно такой статус, был.
В. Емельянов
— Отняли сейчас?
С. Карнаухов
— Да, отняли, он изменился — сейчас это музей. Хотя, в принципе…
В. Емельянов
— Но это логично.
С. Карнаухов
— Это очень логично. Больше того, мне кажется, что в центре Москвы вот этот монастырь, совмещенный с научно-исследова
В. Емельянов
— Тем более, что можно еще и даже дальше нафантазировать. Потому что дальше по реке — я уж не знаю, вверх или вниз получается — там же планируется парк «Зарядье».
С. Карнаухов
— Да, это может быть всё связано в единую урбанистскую концепцию, потрясающую совершенно.
А. Митрофанова
— Скажите по поводу некрополя все-таки. Потому что у меня сердце болит о том, что там сейчас происходит — экскаваторы, которые перекапывают…
С. Карнаухов
— По поводу некрополя — спасибо за этот вопрос, потому что для нас это такая большая боль. Потому что то, что мы видели этим летом, и, к счастью, видела вся Москва — потому что все федеральные каналы это показывали. Это какая-то совершенно потрясающая трагедия…
А. Митрофанова
— И в наше время, не в советское время.
С. Карнаухов
— … которую трудно представить. Вот представьте себе: на расстоянии пять метров от стен монастыря уже построено огромное здание — это тир практической пулевой стрельбы. То есть это тир, где будут стрелять не из пневматических винтовок, а из автоматов Калашникова, из снайперских винтовок. Он стоит как минимум на пяти рядах захоронений. Когда мы впервые запросили строителей, мы им говорим: «Вы нам покажите, как вам, вообще, дали разрешение на это?» Они нам дали историко-культур
В. Емельянов
— Где расстреливали людей.
А. Митрофанова
— А есть какой-то результат такого обращения к Генпрокурору?
С. Карнаухов
— Я уверен, что результата не будет, потому что всё будет спущено на город Москву, Москва спустит на межрайонную прокуратуру Таганского района. Там будет выдана официальная позиция города Москвы: что разрешение выдано законно, что всё в порядке.
А. Митрофанова
— Что мы можем сделать, скажите. Ну их! Понятно, что здесь надо своими силами вопрос решать. Чем помочь можно вам?
С. Карнаухов
— Мы хотели сделать следующее — и я очень надеюсь, что Москва нас поддержит, православная Москва. Это очень важно. Когда на Руси было плохо, люди шли крестным ходом. Вот это такая большая проблема для современной православной культуры в первую очередь — что мы крестные ходы неправильно понимаем, неправильно интерпретируем. Мы хотим возродить крестный ход, который был в 19-м веке от собора Спаса Нерукотворного из монастыря до «Прощи» назад. Мы хотим, чтобы крестный ход возвращался на некрополь. И на этом некрополе чтобы мы делали две вещи. Первое: чтобы мы служили панихиду по москвичам усопшим…
А. Митрофанова
— Которые там похоронены.
С. Карнаухов
— Которые там похоронены. Вообще обо всех москвичах. Но самое главное — чтобы мы начали молиться о москвичах живых. Чтобы этот некрополь стал местом, где мы, неравнодушные москвичи, могли бы молиться и просить нашего Бога о том, чтобы Он защитил наш город, защитил москвичей. И, конечно, я уверен, что Господь нас услышит, и в этом месте обязательно засияет та древняя обитель — Спасо-Андроников мужской монастырь.
А. Митрофанова
— Вы знаете, с учетом того, с чего начался наш разговор — как вы сказали, что в исторической перспективе за какое-то малое время, лет 10 или 20, монастырь трижды разорялся, трижды восстанавливался
С. Карнаухов
— Я бы предложил две вещи. Во-первых, может быть, будет удобно и радио «Вера» возьмет на себя такую роль буферизации интересантов, то есть люди могут писать вам, а вы бы сообщали нам. Во-первых, мы можем раз в неделю проводить для москвичей экскурсии в Спасо-Андроников
А. Митрофанова
— Кстати, очень интересно! Я первая, можно?
С. Карнаухов
— Мне кажется, что то, что удалось добыть нам — те летописи, те материалы, они крайне интересны. И мы заинтересованы в том, чтобы москвичи знали больше. Это первое.
В. Емельянов
— А кадры у вас есть для этих экскурсий?
С. Карнаухов
— Да, у нас есть потрясающие ученые, работники музея, которые по 30-40 лет посвятили исследованию Спасо-Андроников
В. Емельянов
— То есть они с удовольствием.
С. Карнаухов
— Да, они с удовольствием это будут делать, они это делают. Мы периодически приводим людей, всё показываем И, конечно, у нас есть группа в «Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», ее легко найти: https://www.face
А. Митрофанова
— А если кто-то захочет на радио «Вера» написать, то адрес не меняется, он все тот же: info@radiovera.r
С. Карнаухов
— Вы знаете, у нас есть мечта — мы делаем всё для ее осуществления. Сейчас мы заканчиваем огораживать некрополь, мы уже восстанавливаем те могилы, которые нам удается идентифицировать
В. Емельянов
— Итак, у нас сегодня в гостях был Сергей Карнаухов — доцент Президентской академии народного хозяйства.
А. Митрофанова
— Программу для вас провели Владимир Емельянов и я, Алла Митрофанова. Спасибо вам большое! До свидания!
В. Емельянов
— До новых встреч!
С. Карнаухов
— До свидания! Спасибо!
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Селение Новая Слобода возникло в начале семнадцатого века в пределах современной УфЫ, столицы Башкортостана. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг села на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти дебри бежал житель Новой Слободы по имени Стефан. По ложному обвинению несчастного присудили к публичной порке. И он решил, что лучше погибнуть от диких зверей, чем терпеть унижение.
Крестьянин шёл по лесу без дороги, куда глаза глядят. И внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!» Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над зёмлей образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей соответствовал по иконографии обретённый образ. Село получило название Богородское и стало местом паломничества.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Её одели в серебряную ризу, усыпанную драгоценными камнями. Перед святыней в Воскресенском соборе горела неугасимая лампада. Ежегодно 8 июля Богородско-Уфимскую икону доставляли крестным ходом к месту обретения, а затем возвращали обратно.
В последний раз чудотворный образ пронесли в село Богородское в 1928 году. Спустя пять лет безбожники изъяли Богородско-Уфимскую икону, и с тех пор о ней ничего неизвестно. У православных остались многочисленные списки святыни. И надежда на её возвращение!
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Леонид Коркодинов
У нас в гостях был настоятель Свято-Никольского храма села Усолье Самарской области протоиерей Леонид Коркодинов.
Наш гость рассказал о своей удивительной истории прихода к вере по молитве матери, как на это повлияло трагическое событие с пожаром, о том, как принял решение стать священником и как сейчас с его служением совмещается музыкальное творчество.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер