Раньше, скажем в XIX веке, да и в начале ХХ церковный звонарь служил и сторожем при храме, а сторож — мог быть и звонарём. Каким звонарем был сторож, и каким сторожем звонарь, это... по-разному. Оплачивались обе должности минимально. Поэтому и пошло присловие: «отзвонил, и с колокольни долой» — в сторожку, спать, не снимая сапог. А бывало, и на колокольне устраивались поспать.
Вот и моя звонарская судьба не обошла древней традиции. Почему? Да потому что не звонарить я нанялся на Подворье в бывшем Андреевском монастыре, а сторожить, и всё по причине бедности в 90-е годы. К тому же и колокола появились лишь через несколько лет. Поначалу в храме ночь коротали. Но вскоре оборудовали часовню у Святых врат. Повесили в ней иконы Божией Матери, преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, лампады зажгли, подсвечники поставили у каждой иконы, аналой с крестом и Евангелием.
Бывало, проводишь всех прихожан с вечерней службы, а за ними и священника, испросишь у него благословения, и часовню на замок до утра. Посидишь, подумаешь в наступившей тишине, и молитва сама приходит, и тянет встать, подойти к образу Богородицы и... сказать Ей всё про себя, всю правду. Такая исповедь. Порой и до слез покаянных. Скажут: ну, какая же это исповедь? А для меня — самая главная, потому что без стеснения, без уклончивости, без ложной стыдливости. Ведь сказано же: «Исповедайтесь Богу небесному...». Тогда в исповедальный день — в пятницу, и батюшке перед аналоем грехи свои легче открыть.
Однажды после такой исповедальной ночи, в октябре дело было, слышу стук в дверь часовни с улицы. Кто так рано? Открываю — стоит монах в подряснике с катомкой, неказистый, роста невысокого. Я ему хочу доброго утра пожелать, а он меня опередил и говорит:
— Христос воскресе!
А глаза у него такие, что Воскресение Христово в них живет!
— Воистину воскресе!!! — ответил я так, как никогда не отвечал, даже на Пасху. Потому что вдруг ощутил всем сердцем, что да, ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС! И не когда-то давно, а вот сейчас!
Обнял я монаха, а у самого слезы текут.
— Ты что? Радость же!
— Я от радости, брат.
— Хорошо. Я в гости к вам от Борисо-Глебского монастыря, знаешь — под Ростовым Великим? Бывал? Приезжай!
Потом пришел наш батюшка и увел монаха в храм, Литургия началась...
В Борисо-Глебский монастырь я съездил, но того монаха там не видал. А и не надо: с посланником Божиим дважды не встречаются и по телефону не говорят!
Отраженный эффект. Наталия Лангаммер
Недавно обнаружила в себе такое детское, строптивое восприятие заповедей Божьих. Словно, папа запрещает делать что-то, что приятно и хочется. И я не про объедение тортами.
Так я воспринимала запрет осуждать других. Все объяснения, что нельзя себе присваивать право Бога судить, что мы все равно ошибаемся в своих рассуждениях о других, они важные, но касались только моего ума.
Вот этого «возненавидь грех» в душе не было. Даже когда другие люди сторонились обсуждений с оценками людей, мне казалось, они какие-то неискренние. Ну как можно не иметь свою точку зрения относительно поведения кого-то из знакомых. Тем более, если он совершил вопиющий поступок!
И вот здесь я и отловила свою ошибку. Осуждая, судя других, я мучаю свою душу. Смотрите, какая тут схема.
Осуждая, я приписываю другим свою мотивацию. И чем темнее моя душа, тем чернее выглядят и души окружающих. Если предположить, что для меня норма ложь, то мне будет казаться, что это — норма и для окружающих. Если для меня норма — говорить пакости о людях за спиной, то я буду думать, что и другие обо мне говорят плохо за спиной. Если для меня норма в своем суде быть беспощадной, то и от других я жду такого же отношения к себе.
Как страшно! Человек с темным оком весь мир видит темным! Вот о чем говорил Господь.
И выход, как обычно, один — молитва. И прошение Господа очистить мою душу. Ведь если око мое светло, то и тело светло. И мир светлый, и от меня свет Божий передастся другим.
А вкусность процесса осуждения — это сладкий яд. Но все это понимается только тогда, когда Господь приходит в душу, все в ней чистит и белит. Вот такую ловушку я обнаружила на духовном пути. Станем трезветь и молиться. Без этого никак.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
15 сентября. Об искреннем призывании Бога
В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа одному юноше: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».
Об искреннем призывании Бога, — епископ Черняховский и Славский Николай.
15 сентября. О Христе Спасителе
В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Христос умер за грехи наши, по Писанию».
О Христе Спасителе, — иеромонах Назарий Рыпин.