Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Исторический час

«Соловки в 16 веке». Исторический час с Дмитрием Володихиным. Гость программы — Анастасия Богомазова (27.05.2018)

«Соловки в 16 веке». Исторический час с Дмитрием Володихиным. Гость программы — Анастасия Богомазова (27.05.2018)



Гость программы: сотрудник Российского Государственного Архива древних актов Анастасия Богомазова.

Тема беседы: история Соловецкого монастыря в 16 веке — какой была жизни в обители в этом столетии.


Д.Володихин:

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Это — светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час», и сегодня у нас продолжение цикла, посвящённого Соловецкому монастырю. У нас уже сложилась целая сага о Соловках. Мы говорили о Соловках в ХХ веке, в XVIII веке, говорили о Соловках в XVII веке, и говорили о том, как начинался Соловецкий монастырь, о, поистине, легендарных корнях его, уходящих в Новгородскую древность. И осталось одно-единственное белое пятно, которое мы ещё не закрыли, и которое мы закроем сегодня. Это рассказ о Соловецком монастыре в эпоху, когда он превратился из незнаменитой и, в общем, относительно не крупной обители в прославленный и процветающий монастырь. Это —XVI век, эпоха последних Рюриковичей Московского Дома на Российском троне, эпоха ИванаIV и его сына Феодора Иоанновича. И для того, чтобы поговорить с чувством, с толком, с расстановкой обо всём этом, мы сегодня пригласили в студию замечательную гостью, историка, ведущего специалиста Российского Государственного Архива Древних Актов и, по совместительству, экскурсовода Соловецкого Морского музея Анастасию Богомазову. Здравствуйте, Анастасия!

А.Богомазова:

— Здравствуйте!

Д.Володихин:

— Ну, что ж — вот, собственно, первый вопрос. У нас была передача, которая здесь прошла при, можно сказать, интеллектуальном парении замечательного историка Алексея Лаушкина, рассказавшего нам об истоках монастыря, уходящих в XVвек, во времена господина Великого Новгорода. Та эпоха, о которой мы будем говорить, это уже времена, когда Соловецкие острова принадлежат Московскому Государству. Так вот, какова жизнь монастыря, что происходит в судьбе обители в этот период в начале-середине XVI века?

А.Богомазова:

— Мы довольно немного знаем об этом периоде в истории Соловецкого монастыря. Прежде всего, это — маленькая северная обитель, расположенная на самом краю света, но обитель, которая стала уже известной — во всяком случае, в Новгороде, да и, со временем, она становится известной уже и в Москве. Обитель деревянная. К тому времени в ней три храма: собор Спасо-Преображенский, главный храм обители, церковь Успения Пресвятой Богородицы и маленькая Никольская церковь.

Д.Володихин:

— То есть, мы можем сказать, что вот все те, кто побывал на Соловках, и восхитился прекрасной панорамой Соловецкого Кремля ( как называют на самом деле эту монастырскую крепость ), Соловецких каменных храмов, могут мысленно вычеркнуть в голове всю эту прекрасную каменную мощь, всю эту красоту каменную и представить себе, что на месте этих построек — бревенчатые кельи, бревенчатые храмы, ну и...

А.Богомазова:

— ... амбары, хозяйственные постройки, какие, наверняка, были...

Д.Володихин:

— ... ну, и заборчик какой-нибудь, скромненький.

А.Богомазова:

— Монастырь владеет всеми островами Соловецкого Архипелага — они были переданы обители в 1468 году Новгородскими посадниками, и это было подтверждено Иваном III после присоединения Новгорода к Москве. И монастырь владеет некоторыми землями на материке — прежде всего, по Онежскому заливу, ещё Марфа-посадница дала обители вкладом некоторые земли в районе Сумской волости, и, постепенно, местные жители, которых было в то время очень немного, тоже — что-то придают монастырю, что-то дают вкладом...

Д.Володихин:

— ... но пока, в общем...

А.Богомазова:

— ... но пока это — очень мало.

Д. Володихин:

— ... владений мало.

А.Богомазова:

— Владений мало, владения не могут обеспечить даже... прокормить монастырь, скажем так. Часто в монастыре братия испытывают голод — это будет ещё и в началеXVI века. Монастырь деревянный — и монастырь горит. В 1485 году был большой пожар, а следующий, известный нам, большой пожар случился в 1538 году...

Д.Володихин:

— Всё, буквально, дотла! В головешки ушло.

А.Богомазова:

— Да. Ну, об этом мы, наверное, поговорим ещё позже. Монастырь занимается промыслами ( а иначе там и не выжить ): солеварением, рыболовным промыслом. По описи имущества монастыря 1514 года — и это самая ранняя сохранившаяся опись в Соловецкой обители, да и вообще русских монастырей, уникальный документ — так вот, по ней известно, что в монастыре было 4 лодьи — это крупные суда, на которых перевозили соль, хлеб, которые использовали для грузоперевозок.

Д.Володихин:

— То есть, если я правильно понимаю, монастырь не имел собственного хлеба — во всяком случае, на островах хлеб не вызревал...

А.Богомазова:

— Не вызревал.

Д.Володихин:

— И нужно было вывезти с Архипелага соль, чтобы где-то на материке поменять её на зерно.

А.Богомазова:

— Да, с Архипелага, а потом и в вотчинах Соловецкого монастыря на материке начнут вываривать соль. И её отвозили на Холмогоры... сначала на Онегу, позже будут отвозить на Холмогоры — их построят только в конце XVI века.

Д.Володихин:

— Жизнь там — далеко не самая лёгкая, если я правильно понимаю, но, тем не менее, люди туда всё-таки стремятся. Сколь велика там братия, и какая жизнь духовная происходит — знаем мы об этом что-нибудь?

А.Богомазова:

— Точно количество братии мы не знаем, но мы можем предполагать, что несколько десятков человек. К середине XVI века, к 1553 году будет 107 человек населять обитель, не считая слуг, паломников, трудников, которые могли уже в то время приходить в монастырь.

Д.Володихин:

— Для Севера — это много. Но, в принципе, крупные монастыри коренной России — Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев монастырь, и так далее, и так далее — неизмеримо больше.

А.Богомазова:

— Конечно. И главная... может быть, главная особенность жизни в «крайсветной» обители, как её называли — это труд. Без труда, во-первых, не выжить. А во-вторых, труд воспринимается как молитва. «Труд — та же молитва», — говорили Соловецкие монахи даже в XIX веке. Это лейтмотив всей Соловецкой жизни — труд как молитва Богу. Труд не ради собственного обогащения, даже не ради пропитания, а ради устроения этого мира, подобно Раю Небесному.

Д.Володихин:

— Ну, что же... Насколько можно понять из Ваших слов — этот труд держит монастырскую общину на грани выживания. То есть, там бывают сложные времена. Собственно, Соловецкая зима — крайне тяжёлая. Она не столько морозная, сколько мокрая. И, кроме того, добраться до Материка в это время — целая проблема: монастырь обступают плавающие льды, и можно по ним перебраться на Большую землю только с очень большим риском для жизни. Продуктов может элементарно не хватать. Вот... вообще — тот небольшой промежуток, когда навигация возможна, когда по чистой воде плавают эти самые лодьи на Материк, насколько он велик?

А.Богомазова:

— Ну, примерно с мая по октябрь. В монастырских документах, в приходно-расходных книгах XVI-XVII вв. мы находим сведения, что ходили и позже, и до ноября ходили, а весной могли ходить уже в конце февраля ( но это — очень редко ). В апреле могла начинаться навигация, но, в крайних случаях — если с Материка в монастырь нужно было переправиться срочно, или какое-то поручение игумен давал старцам и им надо было отправиться из монастыря на Материк — и, действительно, это было очень рисковое дело. В середине XVII века вот так, «по торосу», как тогда говорили — вот эти плавучие льды, шугу называли торосом — отправился Аксён Новоторжец, монастырский слуга «сам-пять», то есть, с пятью помощниками, и он застрял во льдах, и его по морю носило, и принесло совсем не туда, куда он шёл, и ему надо было ещё нанимать подводы, чтобы добраться до места назначения. И это ещё хороший случай!

Д.Володихин:

— А мог бы и вообще никуда не дойти!

А.Богомазова:

— Мог бы и не дойти. И в таких случаях неизменно обращались — и промысловики, которые ходили по торосам, которые добывали морского зверя, и соловецкие монахи, и паломники, которые добирались в монастырь летом — неизменно обращались к Соловецким угодникам — к Зосиме и Савватию Соловецким, которые помогали, в том числе, и в сложных ситуациях на море, спасали терпящих крушение.

Д.Володихин:

— Ну, да. Насколько я понимаю, известны были чудеса.

А.Богомазова:

— Да, и как раз житие Зосимы и Савватия записывает ученик Зосимы Досифей, а потом, в 1503 году перерабатывает митрополит Спиридон-Савва. Житие это становится известным, и на протяжении всего XVI века оно дополняется записями о чудесах Соловецких святых. Записями, чаще всего, со слов очевидцев.

Д.Володихин:

— А вот — вопрос. Это для нас, сейчас, святые Зосима и Савватий Соловецкие, да и Герман Соловецкий — это древность, отдалённая от нашего времени на много веков, это — цветущее средневековье. Но для XVI века Зосима и Савватий — это люди, которых ещё помнят их ученики — они ещё живы, они внутри монастыря. Во всяком случае, Зосиму точно помнят, а вопрос... ну, и Германа должны помнить — не помню, в каком году он скончался?

А.Богомазова:

— В 80-е годы XV века, попозже Зосимы.

Д.Володихин:

— Да, где-то в конце XV века. Но это значит, что люди, которые были в монастыре тогда в молодом возрасте, могут помнить и Зосиму, и Германа. И могли от Германа слышать рассказы о Савватии. Так вот, собственно: в какой момент братия решают, что это люди святой жизни, что имеет смысл поклоняться им? В какой момент возникает их почитание?

А.Богомазова:

— Ну, почитание их складывается постепенно, как и с любыми другими святыми. В 70-е годы, при игумене Зосиме, перевозят прах — мощи Савватия — на Соловки, кладут их в Успенской церкви, и постепенно складывается почитание, как я говорила уже, составляется житие, потом оно дополняется чудесами, оно перерабатывается митрополитом — то есть, святые Соловецкие становятся уже известны. А в 1547 году на Большом Общерусском Соборе их прославляют как святых уже общерусских, не местночтимых.

Д.Володихин:

— Ну, сначала, конечно же, почитание начинается на самих Соловках.

А.Богомазова:

— Потом в Новгороде.

Д.Володихин:

— Потом переходит на Новгородскую землю, оттуда уже — в Москву. Но, притом, монастырская братия крепко надеется на основателей своего монастыря, которые, в случае какого-нибудь бедствия, спасут на водах. Кажется, ведь это называется «чудо о спасении на водах»?

А.Богомазова:

— Да, именно так.

Д.Володихин:

— Ну, что ж... Я думаю, будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит тропарь Соловецким святым в исполнении хора Соловецкого же монастыря.

-ТРОПАРЬ-

-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС НА РАДИО «ВЕРА»-

Д.Володихин:

— Дорогие радиослушатели, вот после этой замечательной музыки, я с полным, мне кажется, на то основанием напоминаю вам, что у нас здесь — светлое радио, радио «Вера», в эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы обсуждаем судьбу Соловецкой обители в XVIвеке с замечательной гостьей — историком-архивистом Анастасией Богомазовой.

Следующий мой вопрос о человеке, с которым в Соловецкий монастырь пришли грандиозные преобразования. Вся жизнь обители изменилась. Назовите его, расскажите о нём.

А.Богомазова:

— Это — Филипп Колычев, Фёдор Степанович Колычев в миру.

Д.Володихин:

— Ну, да, в миру Фёдор Степанович Колычев, а в монашеском постриге — Филипп.

А.Богомазова:

— Он приходит в монастырь либо в конце 1537, либо в начале 1538 года, в датировках есть вопрос, но, скорее всего — в начале 1538 года. В этом году в монастыре — пожар, как мы уже говорили.

Д.Володихин:

— Причём, пожар — ужасающий!

А.Богомазова:

— Ужасающий. То есть, или будущий монах Филипп придёт и увидит только головешки, или же он увидит деревянные строения монастыря, и на его глазах всё это сгорит. Возглавляет тогда обитель Алексей Юренев. Неизвестно, сразу ли сказал Филипп о своём происхождении. А надо уточнить, что он был из знатного боярского рода Колычёвых, новгородско-московского, и его предки, родственники несли придворную службу, военную...

Д.Володихин:

— Там бывали Колычёвы и в боярах, и в воеводах — это так.

А.Богомазова:

— Дедушка у него достиг больших успехов на военной службе. Но Фёдор, видимо, с самого раннего возраста не испытывал тяги к военной службе — ни к военной, ни к придворной, а скорее всего, он был «книжник», молитвенник. Мы не знаем, почему он ушёл в монастырь. Житие приводит такой эпизод, что, стоя в храме, на службе, он слышит слова о том, что нельзя одновременно служить и Небу, и земле, нельзя служить двум господам — или одного предашь, или от другого отвернёшься. И эти слова, по версии жития, окончательно убеждают молодого человека, что надо покинуть земной мир...

Д,Володихин:

— И мы точно знаем, во всяком случае, что он «книжник» был смолоду, поскольку на протяжении всей жизни он проявляет интерес к книжному слову, и, в общем-то, он много способствовал тому, что впоследствии в обители возникнет большое библиотечное собрание — большое собрание книг.

А.Богомазова:

— Да. По его заказу писались книги, он сам вкладывал в монастырь книги. Он уходит из дома, бросает все свои богатства, уходит в неизвестную жизнь, идёт далеко на Север. Даже сейчас от Москвы до Соловков, на современном транспорте, добраться довольно сложно, хотя и можно — в течение двух дней. А тогда надо было идти, скорее всего, несколько месяцев... так... простому человеку.

Д.Володихин:

— А на самих Соловках ему достаётся послушание весьма тяжёлое, к которому знатный человек, воспитанный для службы царской, для службы на хорошем коне и, извиняюсь за выражение, на хороших харчах, непривычен.

А.Богомазова:

— Да, но надо упомянуть ещё об одном его подвиге смирения. Видимо, какие-то средства, которые у него были, если он их и брал с собой, поиздержались в дороге, есть ему было нечего. Пока он шёл на Соловки, возможно, и одежда пообносилась. И известно по житию, что он устраивается работником к крестьянину, который проживал в районе Онежского озера, и пасёт у него овец. Автор жития говорит, что как в будущем он будет пасти овец словесных, то сначала он пасёт овец бессловесных. Опять же, неизвестно, сколько этот период продолжался — возможно, несколько месяцев — но для богатого человека, действительно, это был подвиг смирения — пойти в услужение к крестьянину.

Д.Володихин:

— Но в монастыре его ждали гораздо большие испытания!

А.Богомазова:

— Да, он трудится наравне с другими монахами, послушниками. Он в пекарне трудится, в поварне... причём, к этому периоду его жизни относится, наверное, первое чудо, связанное с ним. По преданию, которое было записано уже позднее, когда Филипп трудился в пекарне, ему была явлена икона Божией Матери, которая будет называться, в память об этом, «Хлебной» или «Запечной». Известно несколько списков с неё, но сейчас икона утеряна.

Д.Володихин:

— И, насколько я помню, Филипп на Соловках послушничал довольно долго. Он далеко не сразу получил желанное пострижение.

А.Богомазова:

— Да, житие называет 9 лет — до того, как он стал игуменом. Мы не знаем, сколько лет из этого — послушничество, сколько...

Д.Володихин:

— ... сколько лет из этого — послушничество, сколько лет — иночество, но, в любом случае, испытания послушничества длились долго.

А.Богомазова:

— Его отдают в ученики старцу Ионе Шамину. Это был прославленный старец, прославленный своим благочестием, строгой жизнью. Это был, действительно, очень строгий наставник — возможно, такого наставника и желала душа Филиппа. Он проходит многие испытания — он и на других работах трудился, на других послушаниях — и, в конце концов, его учитель Иона, наставник, разрешает ему удалиться в отшельничество, жить несколько лет в пустыни. Значит, к этому моменту, Филипп уже дорос духовно до такого подвига, потому что неподготовленному человеку нельзя уходить в пустынь. Иоанн Лествичник сравнивал неподготовленного монаха, который хочет жить в уединении — даже не в скиту, а именно в пустыни, отшельником — с человеком, который хочет переплыть море на доске.

Д.Володихин:

— И до настоящего времени братия Соловецкого монастыря указывает место у небольшого озерка, примерно в двух километрах от обители, где пустынничал святой Филипп. Сейчас на этом месте есть здание пустыньки, здание, конечно, позднее, гораздо более позднее, чем там жил святой Филипп, а тогда он довольствовался самыми простыми, самыми суровыми условиями жизни.

А.Богомазова:

— Озеро, в память о нём, будет называться Игуменским. А саму пустынь сейчас называют Филипповой или Иисусовой. Действительно, по преданию, будущий игумен Филипп, а тогда — монах Филипп клал под голову камень, вместо подушки. И там же ему явился Иисус Христос в терновом венце и с ранами — такими, как Он был после Распятия, что, возможно, предзнаменовало будущую тяжёлую судьбу самого Филиппа, будущего митрополита, и его подвиг ради веры.

Д.Володихин:

— Важно понимать, что монашескую науку Филипп изучал долго. Он прошёл разные духовные испытания, и, в конечном итоге, братия решила сделать его своим Настоятелем. Он далеко не сразу согласился, он несколько раз отказывался, причём, отказывался решительно. И лишь крайнее настояние игумена Алексея Юренева, в конце концов, заставило его, всё-таки, возглавить братию. То есть, святой Филипп на Соловках не хотел власти. Власть ему была вручена, помимо его воли.

А.Богомазова:

— Не хотел, вопреки тому, что и его наставник предрекал, что он станет игуменом, вопреки просьбам и мольбам уже почтенного возраста игумена Алексея. Он, всё равно, отказывался — ну, до тех пор, пока можно было. Но, уже дав обещание перед смертью игумена Алексея, уже от этого обещания отказаться нельзя было.

Д.Володихин:

— И чем же ознаменовалась его деятельность? Насколько я понимаю, Филипп — это, ведь, целая эпоха в истории Соловков.

А.Богомазова:

— Это, действительно, настоящая эпоха. Это и строительство каменных храмов — он успевает построить 2 каменных храма, хотя при освящении Спасо-Преображенского собора он уже не будет присутствовать.

Д.Володихин:

— А второй?

А.Богомазова:

— Успенская церковь — с неё и начинают...

Д.Володихин:

— Первая, древнейшая...

А.Богомазова:

— Самая первая, да, 1552-1557 годы строительства. Строят несколько лет, строят на вклады, в том числе, и царские вклады, вклады самого Филиппа, вклады других монахов, паломников. Сохранились записи об этих вкладах.

Д.Володихин:

— Насколько я помню, митрополит Макарий Московский покровительствовал этой затее Филиппа. То есть, в Москве к этой идее на краю света, на островах посреди океана построить каменный храм отнеслись очень благожелательно. Это была та идея, которая захватывала дух!

А.Богомазова:

— Да! А вот на Соловках в неё, по сведениям жития, не совсем верили. И, тем более, не совсем верили в идею построить ещё больший Спасо-Преображенский собор.

Д.Володихин:

— То есть, братия в какие-то моменты проявляла роптание?

А.Богомазова:

— Ну, да: самим есть нечего, а тут так разориться — построить храм каменный. Но, тем не менее, храмы строят, и потом все будут рады этому. Храмы будут обращены к морю, и для паломников, для трудников, прибывающих на Соловки, для промысловиков, которые найдут там своё утешение, спасение от бурного моря — это станет настоящим маяком, настоящим светочем.

Д.Володихин:

— Ну, насколько я понимаю, Филипп строил не только храмы, а к его времени относятся очень большие земельные пожалования монастырю, и обитель получила средства — не только для того, чтобы... ну, вот, вести это грандиозное строительство во благословенных дебрех Архипелага, стоящего посреде Океана-моря, но ещё и заняться хозяйственной деятельностью, очень важной для выживания общины.

А.Богомазова:

— На острова прокладывают дороги по лесам, по лесным дебрям, а на островах соединяют 52 озера каналами — это настоящее гидротехническое сооружение. Причём, рядом с монастырём, рядом с обителью было небольшое озеро — позже его будут называть Святым. Так вот, это озеро дополнительно наполняют водой из этих каналов...

Д.Володихин:

— Углубляют его...

А.Богомазова:

— ... углубляют, возможно, специально расширяют, приближают к монастырю — оно наполняется водой из других озёр, которые идут по системе каналов, и это же озеро связано подземными каналами с морем. Соответственно, уровень воды в озере выше, чем уровень воды в море, и вода по каналам будет в море стекать. А пока она стекает, во-первых, это — питьевой канал, во-вторых — это канал, который приводит в движение мельницу, портомойню...

Д.Володихин:

— И, помимо вот этого гидротехнического сооружения, при Филиппе построили: сушило, избавившее братию от того, что зерно, которое попадало в монастырь, моментально портилось, и строят монастырскую гостиницу — но не на Большом Соловецком острове, а на соседствующих...

А.Богомазова:

— На Большом Заяцком острове.

Д.Володихин:

— Да, на Большом Заяцком острове, и там же ещё — поварню каменную. Так, что когда англичане прибыли на Соловецкие острова, они увидели вполне благоустроенную обитель.

А.Богомазова:

— Да не просто поварню и гостиницу, а — самое главное — валунную пристань, валунную гавань, и это — единственное в России, самое древнее и единственное сооружение такого рода! Возможно, и на Соловках обустраивают пристани — упоминания о них нет в монастырских описях — они будут только уже в XVII веке упоминаться. По поздним сведениям, при Филиппе создаётся система навигационных знаков — Крестов на подходе к Соловкам.

Д.Володихин:

— Деятельностью Филиппа на Соловках можно только восхищаться! Это человек, который очень высоко поднял обитель, и мы сейчас будем говорить о том, что он её поднял не только материально, но и духовно, но вот на этой ноте восхищения я хочу напомнить вам, дорогие радиослушатели, что это — светлое радио, радио «Вера», в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы с вами прерываем нашу беседу, буквально, на 1 минуту, чтобы вскоре вновь встретиться в эфире.

«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»

Д.Володихин:

— Дорогие радиослушатели, это — светлое радио, радио «Вера»! В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы с историком-архивистом Анастасией Богомазовой, ведущим специалистом Российского Государственного Архива Древних Актов продолжаем разговор о судьбах Соловецкой обители в XVI столетии. Вот, сейчас настало время поговорить о том, к каким духовным изменениям привела деятельность Филиппа на Соловках. Ведь, насколько я понимаю, при нём образуется библиотека, появляются книгописцы...

А.Богомазова:

— Ну, во-первых, мы уже говорили, что при игумене Филиппе дополняется житие Зосимы и Савватия — переписывается, дополняется новыми чудесами. Во-вторых, при игумене Филиппе, действительно, появляется... даже если были книги, то они могли сгореть в пожаре 1538 года, и, даже если что-то осталось, то библиотека монастырская расширяется. И известны, и даже сохранились книги с вкладными записями о том, что они вложены игуменом Филиппом, или написаны по его заказу. Это Евангелие и Апостол — всего 3 такие книги, которые сейчас хранятся в Соловецком собрании Библиотеки Академии Наук в Санкт-Петербурге. При игумене Филиппе развивается почитание Зосимы и Савватия. Именно при нём они прославлены на Общерусском Соборе как общерусские святые, устраивается в храме — Спасо-Преображенском соборе — придел Зосимы и Савватия ( это нижний придел, всего в храме будет 6 приделов ), для мощей Зосимы устраивается рака. По преданию, игумен Филипп наш обнаружил на Соловках икону Божией Матери, которую привёз на остров Савватий, псалтырь Зосимы и ризы Зосимы.

Д.Володихин:

— И они стали святынями обители.

А.Богомазова:

— Да. Они стали святынями, они почитались.

Д.Володихин:

— Ну, вот... мы с вами видим, что святой Филипп был не только строителем и устроителем обители, не только человеком, который без конца занимался экономическими, хозяйственными, архитектурными заботами, но видим также, что он был крепок в монашеской науке, не только пустынничал, но ещё и способствовал прославлению основателей обители, что он был книжником — то есть, это чрезвычайно многосторонняя личность.

А.Богомазова:

— При этом, Филипп поддерживал очень строгую жизнь в монастыре, в обители — киновийный устав, то есть, общежительный. Даже считается, что трапезная — огромная, одностолпная трапезная при Успенской церкви, которая вместе с церковью была отстроена в камне, является символом этого общежительного устава, когда все монахи вместе собираются на трапезу, кушают общее, монастырское, и у них нет своего имущества. При Филиппе создан «Устав о монастырском платье». Оттуда мы знаем, что в 1553 году в обители было 107 монахов. Причём, количество монахов увеличивается, и к концу века достигнет 300 человек. И при игумене Филиппе росла братия.

Д.Володихин:

— Ну, при игумене Филиппе их уже будет около 200, то есть — увеличатся вдвое при одном только вот игуменстве Филиппа.

А.Богомазова:

— Кроме того, он создаёт очень строгие уставы для монастырских вотчин, и запрещает местным крестьянам на Материке, в вотчинах обители, играть в зернь — карточную игру, заниматься непотребными делами.

Д.Володихин:

— И вся эта огромная эпоха в жизни Соловков прервётся в 1566 году, Соловки с печалью распрощаются со своим Настоятелем — его вызовут в Москву, по всей видимости, по рекомендации его родни, Колычёвых. В Москве в этот момент сошёл с кафедры прежний митрополит Афанасий — видимо, не благословляя опричнину, заведённую Иваном IV, но и не имея в себе сил ей публично сопротивляться. И игумен Филипп приезжает в Москву, поскольку его собственная родня, из опричников, рекомендовала Государю как благочестивого человека, готового занять митрополичью Кафедру.

А.Богомазова:

— Перед тем, как уехать, по преданию, он завещал похоронить себя на Соловках в могиле, рядом с его наставником, Ионой Шаминым, будто чувствуя, что живым на Соловки он уже не вернётся. Он не увидел главного своего детища законченным — Спасо-Преображенский собор освятили уже после его отъезда в Москву.

Д.Володихин:

— Да, собор был почти готов, но окончательно его завершат уже когда Филипп будет митрополитом. Судьба митрополита в Москве была трагична. Он выступил против опричнины. Он прилюдно отказал Государю в благословении его опричных дел, и осудил опричников за ношение неких скверных головных уборов. И поэтому его крепкое стояние в вере, его поведение как настоящего духовного пастыря привело для него к печальным последствиям — он оказался в состоянии конфликта с Государем, и на Соловки направилась комиссия, которая, как бы сейчас сказали — расследовала его деятельность. Отправился, вместе с этой комиссией, князь Тёмкин-Ростовский и доверенное лицо Государя — опричник из числа... вот таких... фаворитов опричных. И он в монастыре насильничал, буквально выдавливая из монахов показания против их бывшего игумена.

А.Богомазова:

— Кого-то посулами заставлял дать ложные обвинения, кого-то насильно, кого-то избивали — мы не знаем точно, как проходило это, так называемое, расследование. Но, тем не менее, человек, на которого Царь возлагал надежды, что он подпишет протокол, так называемый, этого расследования архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Пафнутий, который считался врагом Филиппа, в результате, отказался подписывать материалы расследования.

Д.Володихин:

— И он был, своего рода, духовным главой этой делегации, этой Комиссии по расследованию деятельности Филиппа на Соловках, в то время как князь Тёмкин-Ростовский был светским главой этой группы. Ну, вот, так или иначе, всё же в 1568 году, после двухлетнего пребывания на митрополичьей кафедре, Филиппа за мнимые преступления низвергли с митрополичьей кафедры. Он отправился в Тверской Отрочь монастырь, где в конце 1569 года был убит другим опричным фаворитом Ивана IV— Малютой Скуратовым. И над этой фигурой не следует опускать занавес скорби. Это, скорее, занавес торжества. Великий человек, великий пастырь церковный исполнил свой пастырский долг до конца. И, помимо трагедии, мы в страшных испытаниях митрополита Филиппа — а ведь его испытывали и позором и унижением, и физическим насилием, и истреблением его родни, требуя от него публичного благословения опричнине — вот, всё это перенеся, всё это переборов митрополит Филипп предпочёл истину Христову истине... ну, скажем так... политической злобы дня.

А.Богомазова:

— А ведь это, действительно, любовь и жизнь, которая побеждает смерть.

Д.Володихин:

— Совершенно верно. И, впоследствии, Церковь прославила его в лике святых, а братия Соловецкого монастыря получила мощи святого Филиппа из Тверского Отроча монастыря. Но это будет гораздо позднее, уже при сыне Ивана Грозного.

А.Богомазова:

— На Соловках игумена Филиппа сменил игумен Паисий, который тоже был замешан в расследовании. Его вызывали в Москву, вместе с другими монахами. Неизвестно, давал ли он ложные обвинения...

Д.Володихин:

— Это сложный вопрос, точно не простой, потому что состояние источников по поводу вот всего этого скверного эпизода в истории нашей Церкви и в судьбе Государя Ивана IV даёт довольно противоречивое свидетельство.

А.Богомазова:

— Тем не менее, Паисий потом окажется снова в монастыре в числе братии. А в 1570 году братия попросит нового игумена у Государя, и им станет игумен Варлаам.

Д.Володихин:

— Ну, а теперь, на мой взгляд, будет правильно, если в эфире прозвучит мелодия Сергея Прокофьева из фильма «Иван Грозный». Эта мелодия, по своему, действительно, грозному звучанию, напомнит, лучше моих слов, о том, каково было это время.

-МУЗЫКА-

«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»

Д.Володихин:

— А вот, после такой музыки, даже как-то трудно найти в себе душевные силы для того, чтобы произнести необходимую и правильную фразу: дорогие радиослушатели, это — светлое радио, радио «Вера»! В эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы с историком-архивистом Анастасией Богомазовой продолжаем беседу о судьбах Соловецкого монастыря в XVI столетии. И сейчас, я думаю, пришло время поговорить о добром в судьбе этого монастыря. Всё-таки, те семена, которые брошены были в иноческую почву святым Филиппом, они, впоследствии, дали богатые всходы. И, прежде всего, эти всходы связаны и с монументальным строительством в этой обители, и с богатейшей культурной традицией.

А.Богомазова:

— Ещё Филипп хотел перестроить в камне и третью — Никольскую — церковь, но закончено её строительство будет только в 1583 году, при игумене Иакове. Игумен Иаков тоже прославлен будет в лике святых — ещё один святой Соловецкий игумен. До этого он был игуменом Палеостровского монастыря, и это — один из Соловецких постриженников, учеников Соловецких. Он продолжит традицию строгой жизни и устроения обители.

Д.Володихин:

— Ну, вот, насколько я понимаю, во второй половине XVI века на Соловках уже вовсю шло книгописание, и даже монахи пришли к идее создания собственной Летописи.

А.Богомазова:

— Да. Известна редакция Соловецкого Летописца концаXVI века, и потом — списки начала XVII века, они опубликованы. Авторство их неизвестно...

Д.Володихин:

— Ну, приписывают разным людям, да...

А.Богомазова:

— ... споры есть, да... в том числе, игумену Иакову...

Д.Володихин:

— И этот Летописец — Соловецкий Летописец XVI века — сейчас исследователи считают его явлением уникальным. Он соединяет в себе историю, собственно, общинной иноческой жизни, поездок старцев монастырских на тот или иной остров, в тот или иной город, строительство, ремонт — то есть, самые бытовые вещи, связанные с жизнью обители, с картинами величественных событий общегосударственного значения. Ну, так, например, именно Соловецкий Летописец донёс до нас подробнейшее повествование о великой победе у Молоди в 1572 году. Но продолжался он гораздо дальше. То есть, его продолжают иноки и в конце XVI века, и для нынешнего времени это — великий кладезь сведений о иноческой жизни того времени. Вместе с тем, вот после того, как монастырь вырос в достаточно крупную общину, он становится ещё и административным, а в какой-то момент — военным, форпостом России на Белом море.

А.Богомазова:

— Центром обороны Поморья, можно и так сказать.

Д.Володихин:

— И постепенно начинают приходить к мысли, что этот форпост надо укреплять.

А.Богомазова:

— В 70-е годы строится первая Соловецкая крепость, город — даже не просто острог, а город, как тогда говорили. Ну, считается, что к 1579 году, скорее всего, её строительство было закончено — 1578-79 год.

Д.Володихин:

— Это был ещё деревянный пояс укреплений.

А.Богомазова:

— Да. Необходимость его возникла в том, что в Белом море стали появляться шведские корабли. В первый раз их заметили с Соловков в 1571 году, но они к Соловкам не подошли, как писали в Москву — «немецкие люди», приход «немецких людей». Об этом игумен написал в Москву, старец Соловецкий, донесли эту весть, и, уже в конце 70-х годов, в 1578 году, на Соловки отправляют воинского ( или стрелецкого ) голову Михаила Озерова. Он гибнет — опять же, в 1578 или в 1579 году, но, скорее всего, в 1579 году в сражении со шведами, и ему на смену приезжают ещё два военных человека — Андрей Загряжский и Киприан Оничков — тоже, скорее всего, или стрелецкие, или воинские головы.

Д.Володихин:

— В конце концов, на Соловках появляется обычай держать под рукой контингент стрельцов. В некоторых случаях их доставляют с Материка, они отправляются вот, собственно, от Москвы, в некоторых случаях монахи сами нанимают местных жителей на стрелецкую службу.

А.Богомазова:

— Да, и, со временем, сложится обычай, что в монастыре 100 или около того стрельцов будут нанимать и платить им жалованье. Но в окончательном виде эта традиция сложится уже к началу XVIIвека. Пока каждый год монастырь нанимает разное количество стрельцов, в зависимости от необходимости.

Д.Володихин:

— Ну, вот, говоря о том, что роль Соловков именно не только как духовного центра, но как и военно-политического центра постепенно растёт, обычно указывают на то, что — то ли монашеская братия, то ли, может быть, Московское правительство — в конечном итоге, пришли к идее, что на Соловках надо строить мощную крепость. И в середине 80-х годов начинается эпопея по её возведению — эпопея совершенно грандиозная.

А.Богомазова:

— Строят её, как раз, при игумене Иакове, начинается строительство в 1582 году, и, в то же время, строят деревянный Сумской острог в вотчинах Соловецкого монастыря в Сумской волости — тоже центр обороны Поморья в своём регионе. Если Соловецкая крепость стоит на острове, то здесь уже — острог на Материке. Крепость строят даже более 10 лет, её строительство заканчивается к 1995-96 годам.

Д.Володихин:

— То есть, иными словами, практически всё почти правление Государя Фёдора Ивановича на Соловках идёт медленное, но упорное строительство.

А.Богомазова:

— Да. Тем более, строят средствами монастыря, хотя, конечно, монастырь вклады получает, монастырь нанимает посошных людей, монастырь нанимает так называемых казаков, которых использовали как чернорабочих, как строителей тех же.

Д.Володихин:

— И эта громада растёт, растёт, растёт... Собственно, то, что сейчас стоит на Соловках, окружая храмы — вот эти величественные стены — это никакой не кремль, это — монастырская крепость, и эта монастырская крепость защищала... ну, можно сказать, иноческое правительство края. Это может прозвучать парадоксально, но при игуменстве Филиппа монастырь получил десятки сёл, деревень, малых поселений на Материке, и ему надо было управлять этой огромной областью, защищать её, устраивать её хозяйственную жизнь. И для того, чтобы всё это происходило так, как надо, нужно было, чтобы сердце этой области было защищено. Конечно, ему дали мощную защиту — там, такая, валунная кладка, которой восхищаются все, кто приезжает на Соловки. Очень многие любят подойти, погладить камушек, который оброс рыжим мхом, и некоторые даже щекой, по-моему, прислоняются к нему. А над этой кладкой выросли уже кирпичные стены и башни. Надо сказать, что крепость, конечно, производит неизгладимое впечатление.

А.Богомазова:

— А последний пристенок строят в 1620-е годы, когда ожидают нападения датчан — то есть, ещё дольше строительство шло. Строят её — считается сейчас — в два этапа, основную крепость, у крепости два автора названо в документах. Это городовых дел мастер Иван Михайлов и Соловецкий постриженик — монах Трифон Кологривов из поморского села Нёнокса. Трифон за свой труд по возведению крепости, по устройству инженерных работ был записан во вкладную книгу и помянник Соловецкого монастыря в вечное поминовение. Его труд был вкладом в обитель.

Д.Володихин:

— И иноки были ему благодарны. Уже постепенно подходит к концу наша передача. Мне хотелось бы в финале этой передачи сказать несколько слов о том, что эта титаническая страда по возведению огромной Соловецкой крепости —она была абсолютно необходима, и она очень выручила монастырь впоследствии. Никогда никакой враг не мог проникнуть внутрь стен монастырской крепости. То есть...

А.Богомазова:

— И даже не пытался.

Д.Володихин:

— Пытались, пытались. Ну... вот... контингенты шведов — они время от времени оказывались в бассейне Белого моря, но не рисковали пойти на штурм. Всё-таки, твердыня Соловецкая выглядела — ну, просто устрашающе! И враг боялся к ней подойти. Конечно, там были храбрые стрелецкие гарнизоны, но не в этом дело. Дело не в количестве стрельцов, которые обороняют крепость. Дело в том, что крепость, построенная в таких условиях и в таком месте — это просто... уникум! Очень долго у России на Севере не будет ничего, сравнимого с Соловецким кремлём. И, надо сказать, что, конечно, эта работа восхищает. Но не только восхищает. Надо вспомнить ещё то, что во время большой русско-шведской войны 1589-1595 года шведы реально угрожали всему этому региону. Их останавливало от вторжения на Архипелаг только наличие этой крепости. Более того, позднее её дважды осаждали. Первый раз — во время Соловецкого, так называемого, восстания, но это, так сказать, внутреннее дело России. Это — осаждали правительственные войска, которые должны были подчинить крепость, в которой вспыхнул мятеж старообрядцев, и, главным образом, даже просто разинцев в их среде. А вот когда эта крепость, действительно, спасла монастырь — это Крымская война. Тогда крепость подверглась обстрелу с двух боевых кораблей английских, отвечала из своих маленьких пушечек, и не дала врагу сердце Соловецкого Архипелага оккупировать.

А.Богомазова:

— Англичане не попали, а вот соловецкие монахи, не будучи военными, попали!

Д.Володихин:

— То есть, англичане-то попали, но их...

А.Богомазова:

— Но люди не погибли, ущерба особого они не причинили. Ядра их находили неразорвавшиеся, за иконами даже находили.

Д.Володихин:

— Совершенно верно. Ядра били в эту валунную кладку и отскакивали, как мячики. А там, где они куда-то попадали, всё равно они не могли нанести никакого ущерба. Это, действительно, так. Вот. Так, что можно только восхищаться!

Ну, что ж... Передача подошла к концу, и я, от вашего имени, дорогие радиослушатели, хочу сказать большое спасибо Анастасии Богомазовой, которая была сегодня с нами. И сейчас мне осталось, в сущности, только одно — поблагодарить вас за внимание, сказать вам"До свидания!" и пожелать: если кто-то из вас не был на Соловках, бросьте все свои дела и поезжайте! Хотя бы раз, хотя бы один-единственный раз всякому русскому православному человеку там непременно надо побывать. Перефразируя классика, говорят, что на Соловках Бог близко.

Итак, ещё раз благодарю вас за внимание. До свидания!

А.Богомазова:

— До свидания!

— «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА» —


Все выпуски программы Исторический час

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.