
Когда человек ближе всего к Богу? Когда он в болезни, в немощи, в нищете? Кажется, у меня есть свой вариант ответа. Ярче всего я ощутила присутствие Бога на Соловках. Это были семь дней в условиях абсолютно простого быта, но наполненные молитвой, верой и ощущением той самой Благодати.
В 2003 году Господь подарил моей семье удивительное путешествие.
Мой добрый знакомый предложил взять мою семью с собой в паломническую поездку... на Соловки. Мы спешно собрались, особенно не вдаваясь в подробности условий путешествия. На тот момент я много прочитала об этом скорбном и святом месте. Я грезила этой землей и мне было совершенно не важно, как туда ехать — поездом, вертолетом, пешком...
Вечером примчались на Казанский вокзал. Оказалось, что добираться на поезде до станции Кемь больше суток. Сыну Егору тогда было 7, дочери Машеньке — полтора года. Уже стоя на перроне, муж спросил: «Ты уверена, что они это выдержат?» Егорка услышал вопрос папы. И я увидела в его глазах столько грусти от неоправданной надежды на путешествие в далекий, удивительный край под названием Соловки... Мы выдохнули: «Едем!».
Сначала все были разбросаны по плацкарту. Люди, ходившие по вагону со стаканами кипятка, вызывали ужас. Маруся шныряла у них под ногами. Я хваталась за сердце. Наконец, где-то на середине пути перебрались в купе, и это было несказанное счастье. На станциях во время остановок, мы покупали у радующихся приезжающим поездам бабушек пирожки, любовались мелькающими в окне картинками карельской природы. Ощущение единства нашей семьи было удивительным, неповторимым. Приехали в Кемь вечером. Лил дождь. На ночлег расположились в храме. Это была самая потрясающая ночь в моей жизни. Вся наша группа по очереди, включая Егора, читала акафист Святителю Николаю.
Рано утром на катере «Святой Филипп» мы отправились на Соловки. Нам удалось разместиться в домике, точнее, в одной комнатке, с тремя металлическими кроватями, печкой и крошечным столиком. Эту неделю на Соловках мы все постились. До сих пор помню местные пироги с морошкой и черникой. Чай здесь тоже был какой-то особенный. Каждый день стояли на службе, молились, причащались, путешествовали, точнее, паломничали по островам, каждый раз восторгаясь историями человеческого подвига, силы духа и молитвы. Муж с сыном прошли 11 километров по острову Анзер и видели великое свидетельство присутствия Бога даже там, где не было церквей — березу, ветви и ствол которой были похожи на огромный, крест. «Дивны дела Твоя, Господи!» Мы окунались в воды Святого озера, ходили по тропам святого митрополита Филиппа, прикладывались к мощам святых Германа и Савватия Соловецких.
И вот мой ответ на вопрос, когда человек ближе всего к Богу? Тогда, когда он жаждет Бога найти. Для меня это случилось в удивительном паломничестве. Там, на Соловках, я поняла, что, если у тебя Господь внутри, тебе не важно, что ты ешь, на чем спишь, в чем ходишь. Каждый твой шаг и вздох осмыслен, твой взгляд устремлен к Богу и в этом заключается невероятная свобода. Как будто Господь говорил: «Что тебе нужно кроме меня?»
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема