
Когда человек ближе всего к Богу? Когда он в болезни, в немощи, в нищете? Кажется, у меня есть свой вариант ответа. Ярче всего я ощутила присутствие Бога на Соловках. Это были семь дней в условиях абсолютно простого быта, но наполненные молитвой, верой и ощущением той самой Благодати.
В 2003 году Господь подарил моей семье удивительное путешествие.
Мой добрый знакомый предложил взять мою семью с собой в паломническую поездку... на Соловки. Мы спешно собрались, особенно не вдаваясь в подробности условий путешествия. На тот момент я много прочитала об этом скорбном и святом месте. Я грезила этой землей и мне было совершенно не важно, как туда ехать — поездом, вертолетом, пешком...
Вечером примчались на Казанский вокзал. Оказалось, что добираться на поезде до станции Кемь больше суток. Сыну Егору тогда было 7, дочери Машеньке — полтора года. Уже стоя на перроне, муж спросил: «Ты уверена, что они это выдержат?» Егорка услышал вопрос папы. И я увидела в его глазах столько грусти от неоправданной надежды на путешествие в далекий, удивительный край под названием Соловки... Мы выдохнули: «Едем!».
Сначала все были разбросаны по плацкарту. Люди, ходившие по вагону со стаканами кипятка, вызывали ужас. Маруся шныряла у них под ногами. Я хваталась за сердце. Наконец, где-то на середине пути перебрались в купе, и это было несказанное счастье. На станциях во время остановок, мы покупали у радующихся приезжающим поездам бабушек пирожки, любовались мелькающими в окне картинками карельской природы. Ощущение единства нашей семьи было удивительным, неповторимым. Приехали в Кемь вечером. Лил дождь. На ночлег расположились в храме. Это была самая потрясающая ночь в моей жизни. Вся наша группа по очереди, включая Егора, читала акафист Святителю Николаю.
Рано утром на катере «Святой Филипп» мы отправились на Соловки. Нам удалось разместиться в домике, точнее, в одной комнатке, с тремя металлическими кроватями, печкой и крошечным столиком. Эту неделю на Соловках мы все постились. До сих пор помню местные пироги с морошкой и черникой. Чай здесь тоже был какой-то особенный. Каждый день стояли на службе, молились, причащались, путешествовали, точнее, паломничали по островам, каждый раз восторгаясь историями человеческого подвига, силы духа и молитвы. Муж с сыном прошли 11 километров по острову Анзер и видели великое свидетельство присутствия Бога даже там, где не было церквей — березу, ветви и ствол которой были похожи на огромный, крест. «Дивны дела Твоя, Господи!» Мы окунались в воды Святого озера, ходили по тропам святого митрополита Филиппа, прикладывались к мощам святых Германа и Савватия Соловецких.
И вот мой ответ на вопрос, когда человек ближе всего к Богу? Тогда, когда он жаждет Бога найти. Для меня это случилось в удивительном паломничестве. Там, на Соловках, я поняла, что, если у тебя Господь внутри, тебе не важно, что ты ешь, на чем спишь, в чем ходишь. Каждый твой шаг и вздох осмыслен, твой взгляд устремлен к Богу и в этом заключается невероятная свобода. Как будто Господь говорил: «Что тебе нужно кроме меня?»
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер