
В детстве моё настроение очень зависело от погоды. Я так любила солнышко! Я и сейчас его люблю, конечно. Но девочкой смотрела за окно, едва проснувшись утром, с такой сильной надеждой, а то и тревогой, будто моя жизнь целиком зависит от того, солнечным или пасмурным обещает быть день. К слову, жила я на юге Дальнего Востока. Там лето длинное и жаркое, зима пусть морозная, но яркая, потому что очень много солнечных дней. А вот когда прилетела после школы на Урал, местный суровый климат меня сразу обескуражил. Уже во время вступительных экзаменов в университет сказала себе: «Отучусь и уеду! Сумрак здесь и холодный ветер даже летом, ну разве смогу я тут жить?»
Но, как выяснилось, смогла. Задержалась на целых 33 года, а мрачное небо и внезапно налетающие арктические ветры привыкла воспринимать как норму. И на этом фоне могут быть радости, успехи, счастливые встречи и события. Я ведь уже не маленькая!
Переехав же в Переславль-Залесский, вновь ощутила радость жизни под солнцем в самом буквальном смысле. Здесь его много, солнца! И небо огромное, живое и разноцветное, будто на картинках в детских книжках. Да вот только я уже не та дальневосточная девочка, воспитанная в атеистической среде. Радуясь солнцу, я уже не столь завишу от погоды. И не потому, что усвоила житейскую мудрость «Не бывает плохой погоды — бывает неподходящая одежда». Всё глубже.
Меня поймут люди верующие, живущие церковной жизнью. Наше солнце — Христос, и это не метафора, это даётся в ощущении. Тепло, свет, сама жизнь невозможна без Солнца, и мы — христиане — ощущаем любовь и заботу Господа нашего, всепроникающую радость, идущую от Него, даже в самый ненастный день.
Храм Сорока Мучеников Севастийских, куда я хожу в Переславле, стоит на самом берегу большого озера. Крестный ход после литургии в праздничные дни совершается вокруг храма, часть пути проходит по набережной.
Помню, как шли мы, прихожане, в День Рождества Пресвятой Богородицы вокруг храма, за священниками с иконами и хоругвями, под проливным дождём. Кто-то под зонтом, кто-то просто капюшон накинул. Нас было много. И воды с небес много, и ветер дул ледяной. А озеро разбушевалось, почти как море в шторм. И вот представьте, в этой обстановке звучал Тропарь праздника: «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш...» Мы славили Богородицу, через которую воссияло Солнце Правды — Христос, радость всей вселенной. И присутствие этого Солнца ощущалось очень и очень. Несмотря на плохую, мягко говоря, погоду.
Ах, если бы только ненастьем, дождями да ветрами, ограничивались наши невзгоды! Сколько трудностей, неурядиц, скорбей выпадает на долю каждого человека в земной жизни! Но Христос сказал, что Царствие Его не от мира сего. И призвал всех скорбящих к Себе.
Что уж там непогода, любые жизненные испытания не собьют человека с пути, если идёт он к Богу. И с Богом. А значит, под Солнцем, которое не погасить никому и никогда.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.