
Иуд., 77 зач., I, 1-10.
1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: 2 милость вам и мир и любовь да умножатся.
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, 6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,- 8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Почти каждый год накануне Пасхи средства массовой информации сообщают об очередной уникальной, так сказать, находке, которая якобы способна перевернуть наши представления о библейской истории. То археологи откапывают «истинную» гробницу Христа, то обнаруживают доказательства против Его чудесного Рождения. Настоящий фурор в своё время произвела находка псевдо-Евангелия от Иуды — апостола-предателя. Но, как и во всех прочих случаях, шум довольно быстро улегся. Скандальный артефакт оказался пустышкой. Просто очередной книгой, написанной каким-то фантазёром примерно в начале второго или третьего века. Интересно, что в Библии уже имеется произведение, автора которого зовут Иуда. Это, конечно, не горе-апостол. Иуда, написавший послание (отрывок из него мы только что слышали), не входил в число двенадцати учеников Христа. Однако же, имел к Спасителю самое непосредственное отношение. Иуда, автор послания, был сводным братом Христа, сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иуда, так же, как и его брат Иаков (первый епископ Иерусалима), сначала не верил в Спасителя, считал Его обманщиком. Впоследствии, увидев воскресшего брата, он изменил свое отношение к Нему. Иуда стал апостолом и преданно служил Церкви. В частности, ему приходилось бороться с еретиками-гностиками. Те были христианами только по имени. Убеждения же их и, самое главное, образ жизни прямо противоречили евангельским идеалам. Так, гностики считали, что грех безразличен Богу. Вернее есть два бога — светлый и темный. Темному-то и приятно, когда люди совершают ошибки. Потому человеку можно грешить тяжко и безудержно. Таких псевдо-христиан апостол Иуда сравнивает с падшими ангелами — бесами. Те, при желании, могут принимать прежний светлый облик, но суть их темна и насквозь пропитана злом. Гностики не только грешили сами. Принимая крещение для вида, они посещали христианские собрания и развращали учеников Спасителя. Еретики распространяли идеи, взятые ими не из Евангелия, а выдуманные ими самими, призывали христиан к бунтам и революциям, насаждали терпимость к порокам. Проповедь апостола Иуды, брата Господня, помогла преодолеть ересь гностиков и оберегла многих христиан от их влияния. Апостол не действовал как инквизитор, а поступал, как архангел Михаил, который (по еврейскому преданию) однажды вступил в спор с дьяволом за тело пророка Моисея. Сатана хотел забрать Моисея в ад, потому что тот однажды убил египтянина. Из тела пророка злой дух хотел соорудить идола. Михаил победил дьявола, но не силой, а добротой. Архангел не стал укорять дьявола, оставил суд Богу, сказав: «да запретит тебе Господь». Так и апостол Иуда, брат Христов, победил гностиков не гонениями, а личным благочестием и добрым примером.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема