Иак., 52 зач., II, 1-13.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого,- хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Главная тема сегодняшнего чтения — лицеприятие. У апостола вызывает сильнейшее неприятие ситуация, когда человека выделяют из ряда прочих только потому, что он — успешен и состоятелен, причем происходит это в собрании христиан. В словах противопоставления богатых бедным может послышаться некий укор состоятельным людям, но на самом деле речь апостола о другом. Не внешние атрибуты власти, влиятельности, достатка имеют значение для христианина, а то, что собой представляет сам человек как носитель образа Божия и свидетель Христовой истины. В храме все равны: и самая дремучая старушка, и профессор университета, и чиновник, и вчерашний заключенный, и его надзиратель, и — в том числе все те, кто служит у Престола. В храме мы абсолютно одинаковы в одном и том же: без милости Божией каждый из нас — хоть мудрец, хоть глупец — лишь «дырка от бублика», где размер уже значения не имеет. Именно это осознание острой потребности в Боге распахивает душу навстречу покаянию и принятию милости. Но если в пространстве храма начинается своего рода «ранжирование» по категориям в зависимости от важности и значимости человека — тотчас разрушается «экклесия» — таинственное единство всех без исключения христиан в Тело Христово.
Конечно, куда приятнее ласково и любовно вести себя со спонсором храма, чем с многословным профессиональным неудачником по жизни, вечно витающем в облаках и ничего дельного так и не сделавшего, в том числе и для храма. Но как только мы соглашаемся с такой вполне прагматичной логикой — вместо Церкви мы получаем эффективное производство духовных услуг для разных категорий благополучателей — но это уже не экклесия! Ведь главная задача Церкви вовсе не в том, чтобы купола вызолотить и кованую ограду поскорее поставить: для этого Христос в общем-то и не нужен! А вот вывести человека из нескончаемой гонки в беличьем колесе житейской суеты, помочь вырваться из магнетического поля эгоцентризма, вдохновить прикосновением к качественно иной жизни, жизни благословенной, настоящей, перетекающей в вечность — вот где без Христа уже никак не обойтись! И лик Христа обращен к каждому, кто переступает порог храма. Значит, и нам следует учиться ровно, доброжелательно и тепло приветствовать любого человека, пришедшего не к нам, а в Дом Божий!
«Как праздновать Новый год?» Протоиерей Алексей Батаногов, Максим Аншуков, Ольга Цой
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов, лидер музыкальной группы «Ключевая» Максим Аншуков и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой говорили о христианском отношении к празднованию Нового года. Как отмечать этот праздник, если по церковному календарю еще идет Рождественский пост, как найти баланс между всеобщей радостью и подготовкой к встрече грядущего Рождества Христова и какие появляются новые традиции встречи Нового года в церковной среде.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема











