
Иак., 53 зач., II, 14-26.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Помню, как в беседах перед крещением я иногда спрашивал людей, намеревавшихся крестить ребёнка, в какой храм они обычно ходят. Нередко вопрос мой вызывал удивление и ответ был довольно коротким: ни в какой. Почему же тогда вы хотите крестить ребенка? Потому что мы верующие! И вот тут-то и возникал главный вопрос — а что значит быть верующим? Ясный и простой ответ на него содержится в отрывке из 2-й главы соборного послания апостола Иакова, который читается в сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Первое, что становится очевидным при осмыслении прозвучавшего сейчас отрывка: для апостола Иакова понятие «вера» не является чем-то теоретическим. Вера должна работать, должна быть чем-то явно осязаемым в жизни человека. От неё, как говорит апостол, должен быть толк, должна быть польза. Причём польза не сиюминутная, о которой можно было бы подумать, не просто бытовая выгода в виде здоровья, успешности и всего подобного. Для апостола важно другое — будет ли такая вера спасительной, то есть действенной и реально изменяющей жизнь человека. Когда лекарства оказываются поддельными, мы не видим от них эффекта, они не улучшают нашего здоровья. Подобным же образом и вера должна приносить видимый плод.
Но кто-нибудь скажет: зачем вообще демонстрировать веру, разве она не является чем-то внутренним, интимным, почему она обязательно должна иметь плоды? Конечно, речь не о том, чтобы верить напоказ, как это делали, например, фарисеи. Дело в том, чтобы не обманываться самому и не обманывать других, говоря о себе как о верующем. Ведь сказать о вере легко! Рекламодатели тоже много чего говорят, но при покупке мы ориентируемся на реальные свойства товара.
Какой же должна быть вера, чтобы спасать? Она должна связывать человека с Творцом, делать его сродным Богу, чтобы их общение становилось как можно более полным, ведь в этом для христиан и заключается спасение. Если же Бог есть любовь, если Он заботится о человеке, значит, и те, кто хотят быть сродными Творцу, призваны к проявлению любви на практике. Думаю, всякий, кто когда-либо любил или чувствовал любовь к себе, знает, что она всегда выражается не только в чувствах, но и конкретных делах. С верой то же самое. Дело не в том, что её нужно обязательно всем демонстрировать. Дело в том, чтобы по вере жить. И если речь о вере во Христа, с ней должно быть связано то, что можно было бы назвать охристовлением жизни, когда на себя, на других людей, на те или иные ситуации, я стараюсь смотреть через призму того, что сказал нам Христос, того, как Он на подобные вещи смотрел, того, как Он жил. Оставаясь вполне делом личным и интимным, такая вера будет просвечивать через всё, что говорит и делает человек. Его не надо будет спрашивать, когда он последний раз был в храме, когда последний раз молился или читал Евангелие, всё это будет естественной частью его жизни и его вера будет по-настоящему спасительной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.