Иак., 53 зач., II, 14-26.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Помню, как в беседах перед крещением я иногда спрашивал людей, намеревавшихся крестить ребёнка, в какой храм они обычно ходят. Нередко вопрос мой вызывал удивление и ответ был довольно коротким: ни в какой. Почему же тогда вы хотите крестить ребенка? Потому что мы верующие! И вот тут-то и возникал главный вопрос — а что значит быть верующим? Ясный и простой ответ на него содержится в отрывке из 2-й главы соборного послания апостола Иакова, который читается в сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Первое, что становится очевидным при осмыслении прозвучавшего сейчас отрывка: для апостола Иакова понятие «вера» не является чем-то теоретическим. Вера должна работать, должна быть чем-то явно осязаемым в жизни человека. От неё, как говорит апостол, должен быть толк, должна быть польза. Причём польза не сиюминутная, о которой можно было бы подумать, не просто бытовая выгода в виде здоровья, успешности и всего подобного. Для апостола важно другое — будет ли такая вера спасительной, то есть действенной и реально изменяющей жизнь человека. Когда лекарства оказываются поддельными, мы не видим от них эффекта, они не улучшают нашего здоровья. Подобным же образом и вера должна приносить видимый плод.
Но кто-нибудь скажет: зачем вообще демонстрировать веру, разве она не является чем-то внутренним, интимным, почему она обязательно должна иметь плоды? Конечно, речь не о том, чтобы верить напоказ, как это делали, например, фарисеи. Дело в том, чтобы не обманываться самому и не обманывать других, говоря о себе как о верующем. Ведь сказать о вере легко! Рекламодатели тоже много чего говорят, но при покупке мы ориентируемся на реальные свойства товара.
Какой же должна быть вера, чтобы спасать? Она должна связывать человека с Творцом, делать его сродным Богу, чтобы их общение становилось как можно более полным, ведь в этом для христиан и заключается спасение. Если же Бог есть любовь, если Он заботится о человеке, значит, и те, кто хотят быть сродными Творцу, призваны к проявлению любви на практике. Думаю, всякий, кто когда-либо любил или чувствовал любовь к себе, знает, что она всегда выражается не только в чувствах, но и конкретных делах. С верой то же самое. Дело не в том, что её нужно обязательно всем демонстрировать. Дело в том, чтобы по вере жить. И если речь о вере во Христа, с ней должно быть связано то, что можно было бы назвать охристовлением жизни, когда на себя, на других людей, на те или иные ситуации, я стараюсь смотреть через призму того, что сказал нам Христос, того, как Он на подобные вещи смотрел, того, как Он жил. Оставаясь вполне делом личным и интимным, такая вера будет просвечивать через всё, что говорит и делает человек. Его не надо будет спрашивать, когда он последний раз был в храме, когда последний раз молился или читал Евангелие, всё это будет естественной частью его жизни и его вера будет по-настоящему спасительной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Иван Горюшкин-Сорокопудов. «Солнце — на лето, зима — на мороз»
— Кто бы это мог быть? Паша? Вот так радостная неожиданность! Здравствуй, племянник!
— Дядя Андрей, привет! Если бы ты знал, как я замёрз! Мы с ребятами на катке катались, а потом весь центр Москвы обошли, я не чувствую ни рук, ни ног!
— Давай, проходи скорее, садись за стол, у меня как раз борщ горячий. Как же так можно себя не беречь?
— Так хорошо гуляли — не замечал холода. Погода чудесная — солнышко светит совсем по-весеннему!
— Какая там весна — минус двадцать на улице! День начал прибывать, и настали настоящие холода. Всё как в поговорке: «Солнце на лето — зима на мороз!»
— Как-как ты сказал? «Солнце на лето — зима на мороз»? В первый раз слышу такое выражение!
— Вот так да! Поговорка старинная! Даже картина есть с таким названием, Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов написал её в 1910 году. Мы с тобой видели это полотно в Пензенской картинной галерее.
— Не помню, дядя Андрей.
— А вот, посмотри, у меня репродукция есть.
— О, вот именно так сегодня и было на улице! Небо пронзительно голубое, деревья в инее. Только в Москве дороги чистят, а на картине «Солнце на лето — зима на мороз» всё утопает в снегу.
— Ну, мы же сейчас не ездим на санях, как во времена Горюшкина-Сорокопудова. А снег, безусловно, прекрасен! И художник в полной мере передал его очарование! Смотри, какие живописные белые шапки на скатах крыш. Деревянная церквушка, что виднеется за деревьями — словно невеста в подвенечном уборе.
— Заснеженное пространство занимает большую часть картины. Казалось бы — сплошной белый цвет. А выглядит так живописно!
— А ты приглядись, какое тут богатство оттенков — голубой, сиреневый, жёлтый, чуть розоватый. Я бы назвал этот эффект радужной белизной. Горюшкин-Сорокопудов подчеркнул её, изобразив для контраста прохожую барышню в ярко-красном кафтане.
— Смотришь на эту красавицу, и кажется, слышишь, как снег хрустит у неё под ногами. Как будто художник не только прекрасный зимний вид передал, но и звуки.
— И аромат морозной свежести! Однажды почувствовав его, запомнишь на всю жизнь. Все эти запахи, звуки, краски образуют в душе особую нежность к родным местам.
— А где родился Горюшкин-Сорокопудов?
— В Тамбовском крае. А в зрелые годы он долго жил в Пензе. Это юго-восточнее Москвы, климат там, как и здесь, умеренно-континентальный. Зимы довольно мягкие, хотя, бывает и до тридцати градусов температура опускается. Такой момент и запечатлел художник.
— С любовью запечатлел!
— Это верно. Горюшкина-Сорокопудова вдохновляло очарование русской природы, красочный патриархальный быт, нарядность старинной архитектуры. Любовь Ивана Силыча к Отечеству отмечал его наставник в Академии художеств, Илья Ефимович Репин. Как-то он подарил ученику открытку с такой надписью: «Художнику, проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте».
— И это чувство разделяешь, глядя на пейзаж «Солнце на лето — зима на мороз».
Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Солнце на лето — зима на мороз» можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого.
Все выпуски программы: Краски России
Иван Горохов. «У постели выздоравливающей»
— Мама, посмотри, это же мы с Наташей на картине Ивана Горохова «У постели выздоравливающей»!
— Да, Лиза, очень похоже! Узнаваемая сценка. Совсем недавно я видела её дома, а теперь вот в Бурятском художественном музее. И впрямь, будто ты лежишь с температурой, а приятельница пришла тебя навестить.
— И так же, как мы, девушки читают вслух книгу. У нас это были «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Интересно, чем гостья на картине развлекает выздоравливающую?
— Ну, как мы сейчас можем это узнать...
— Узнать не можем, а предположить — вполне! Простите, что вмешался в разговор, но я тоже задумывался над тем, что могли читать подруги на картине Ивана Горохова.
— Ой, как интересно!
— И к какому выводу вы пришли?
— Это 1886 год. Период расцвета Чехова, как автора миниатюрных юмористических рассказов. Очень подходящее чтение во время болезни.
— Но девушки на картине выглядят серьёзными...
— Значит, возможно, они погружены в события повести Владимира Короленко «Дети подземелья». Она была впервые напечатана в журнале «Русская мысль» в конце 1885 года.
— Мы в школе проходили эту книгу. Она слишком грустная, чтобы слушать её во время болезни.
— Тогда как вам такой вариант — фантастическая повесть Жюля Верна «Робур-Завоеватель»? Девушки вполне могли читать издание на французском языке. Судя по обстановке в комнате, они образованные. Скорее всего, это курсистки — слушательницы Высших женских курсов.
— Почему вы так предположили?
— На картине очень много говорящих деталей. Так, слева на этажерке стопка книг. Они сложены хаотично — то есть, востребованы. Справа на стене рядом с семейными фотографиями — портрет крестьянки в сарафане. Значит, хозяйка увлечена идеями народничества — сближения интеллигенции с простыми людьми. Всё это укладывается в образ дворянки, которая учится, чтобы потом работать в деревне врачом или учительницей.
— Получается, что на картине, по определению учебника истории — «типичные представительницы передового дворянства». Девушки так близки по духу, что даже похожи друг на друга, как сёстры.
— Ну, это ещё и потому, что моделью Ивану Горохову служила невеста Верочка. С будущей жены художник писал и хозяйку, и гостью. Картина «У постели выздоравливающей» стала его дипломной работой по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Иван Лаврентьевич получил за неё высшую награду — Большую серебряную медаль.
— Разве высшая награда — не золотая медаль?
— Золотую давали только выпускникам Академии художеств. Горохов собирался продолжить там образование, но передумал.
— А почему?
— Из-за бедности. Иван Лаврентьевич был из крестьян, не имел никакого капитала, и жил тем, что зарабатывал. По окончании училища он вернулся на родину, в Можайск, преподавал там живопись в реальном училище, писал картины на заказ. Поэтому основная часть его наследия осела в частных коллекциях. Можно сказать, что нам повезло увидеть одну из работ Горохова.
— Да ещё такую — выразительную, содержательную.
— Интересную!
— Вневременную! Недаром вы, юная леди, узнали себя в картине «У постели выздоравливающей». В этом полотне сквозь приметы эпохи видны черты, свойственные девушкам всех столетий — романтизм, участливость, сердечность. Женственность в одном из лучших своих проявлений.
Картину Ивана Горохова «У постели выздоравливающей» можно увидеть в Улан-Удэ, в Бурятском республиканском художественном музее имени Цыренжапа Сампилова.
Все выпуски программы: Краски России
Иван Горохов. «Закат. Троицкая церковь»
— Мама, смотри, какой нежный пейзаж! Называется «Закат. Троицкая церковь». Художник Иван Горохов.
— Да, впечатляет! Маленький городок, занесённый снегом. Всё вокруг озарено голубовато-сиреневым закатным светом. На горизонте храм с высокой колокольней. Его силуэт в вечерних лучах — тонкий, изящный, словно вырезанный из бумаги. Мне очень нравится!
— Это у нас в Можайске?
— Совершенно необязательно. Если картина выставлена здесь, в Можайской художественной галерее, то это вовсе не означает, что на ней виды нашего города. Да и не узнаю я церковь. Не помню такой высоченной колокольни в окрестностях.
— И тем не менее, милые дамы, пейзаж с Троицкой церковью Иван Горохов написал именно в Можайске, в 1917 году. Простите, если моё замечание показалось вам неуместным.
— Спасибо, что вы уточнили. Но я удивлена. Живу в Можайске пятнадцать лет, и такой очаровательный уголок остался для меня белым пятном. Почему так получилось?
— Потому что храма Святой Троицы давно уже нет. Он был разрушен в середине двадцатого века.
— Сколько церквей уничтожили при советской власти!
— Здесь особый случай. Троицкий храм безбожники закрыли в 1927 году. Но взорвали его немецкие оккупанты во время Великой Отечественной войны. В 1942-ом, при отступлении.
— А где эта церковь находилась?
— В самом центре, неподалёку от Можайского кремля, в том месте, где сейчас стоит памятник солдату-освободителю.
— Это в районе улицы Клементьевской?
— Да. В шестнадцатом веке там располагался Троицкий монастырь. Все его строения, включая главный храм, были деревянными. В семнадцатом столетии обитель упразднили, церковь стала приходской. А в 1792 году её отстроили в камне. Позднее облик здания претерпел некоторые изменения. В 1885-ом колокольня стала многоярусной — как на картине Ивана Горохова.
— По сути, это полотно — не только художественное произведение, но ещё и исторический документ. Интересно, художник осознавал это?
— Едва ли. Иван Лаврентьевич просто писал то, что ему дорого. А до момента, когда церковь была разрушена, он не дожил.
— Иван Горохов родом отсюда, из Можайска?
— Расскажите о художнике, пожалуйста!
— Если в двух словах — родился Иван Горохов в семье крепостного крестьянина в деревне Бели, это километров пятнадцать от Можайска. С детства хорошо рисовал. Помещик Владимир Карлович фон Мекк заметил талант мальчика и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Горохов окончил учёбу с отличием, вернулся на родину. В 1897 году в деревне случился страшный пожар, изба художника сгорела.
— Какой удар!
— Да, нелёгкое испытание. Но Иван Лаврентьевич преодолел его — переселился в Можайск, купил в рассрочку дом, трудился преподавателем рисования в местном училище, писал картины. Художнику часто выпадали трудности, но он не унывал.
— Картина «Закат. Троицкая церковь» красноречиво свидетельствует о том, что её автор был чужд унынию.
— Это верно! Колокольня возвышается над городом, осеняет его крестом. Чистые, свежие краски заката питают душу. Тот день подарил художнику радость. И мы сегодня можем её почувствовать, любуясь картиной!
Картину Ивана Горохова «Закат. Троицкая церковь» можно увидеть в Художественной галерее города Можайска.
Все выпуски программы: Краски России