
Иак., 51 зач., I, 19-27.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Античная мудрость гласит: «Истина рождается в споре». При этом автор высказывания, Сократ, имеет в виду не то, что спорящие приходят к осознанию истины. А то, что, наблюдая со стороны за спором, ты точно понимаешь, какими людьми на самом деле являются участники дискуссии. О некоторых неприятных особенностях человеческой природы рассуждает в своём послании и апостол Иаков. Отрывок из первой главы этого библейского произведения читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Автор прозвучавших строк — апостол Иаков — вошёл в историю не только как первый епископ Иерусалимской Церкви, но и как сводный брат Господа Иисуса Христа. Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков сначала очень скептично отнёсся к действиям своего младшего брата, когда Тот оставил деятельность плотника и строителя и начал проповедовать удивительное для всех учение — Евангелие. Будущий апостол даже пытался препятствовать Спасителю в Его служении. Не потому, что Иаков был грешником, а потому, что он очень трепетно относился к вопросам веры. И полагал, что Господь Иисус может быть обманщиком.
Однако после смерти и воскресения Христа из мёртвых всё для Иакова изменилось. Господь Иисус явился, согласно преданию, Своему сводному брату, и тот поверил, что Иисус есть истинный Спаситель. Иаков в течение всей оставшейся жизни искренне каялся за своё прежнее жестокосердие и упрямство. И всячески стремился к тому, чтобы других людей уберечь от подобной ошибки. Вот почему он призывает своих читателей быть усердными в слушании и медленными в оценке тех или иных событий.
Не является секретом, что многим из нас свойственно сначала видеть в словах и поступках окружающих что-то плохое и для нас небезопасное. Но апостол призывает нас не торопиться делать негативные выводы, повременить с гневом. Потому что наломать дров — дело не хитрое. А восстановить поломанное, может, в конечном счёте, и не получиться. Как же приучить себя к правильному пониманию окружающей реальности? Как обезопасить себя от необдуманных и скоропалительных решений? Апостол даёт нам ответ на эти вопросы.
Любой добрый навык становится частью нашей жизни только тогда, когда мы от рассуждений переходим к делу. Данную вещь и имеет в виду святой Иаков, когда пишет о том, что только к слушанию или чтению Слова Божьего духовная жизнь не сводится. Можно бесконечно много изучать духовную литературу, но ни на сантиметр не приблизиться к идеалу заповедей Господних. Предостерегает апостол и от пустого учительства. Ведь, чего греха таить, людям так нравится рассуждать о возвышенном и важном. Но при этом мало что делать. Потому святой Иаков и пишет: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие».
Для апостола духовное служение подразумевает не только проповедь о Боге, но и практические действия, которые подкрепляют собой произнесённые слова, делают их по-настоящему крепкими и действенными. «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира» — таким призывом завершает свои рассуждения апостол Иаков, призывая нас к тому, чтобы не быть христианами только на словах или только в пространстве храма, но поступать по правде Божией все дни нашей жизни.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема