
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Вечером в Великий Четверг в православных храмах начинается одно из самых драматичных богослужений — служба Двенадцати Евангелий. Оно посвящено благоговейному воспоминанию последних часов земной жизни Христа.
По своей форме это утреня Великой Пятницы. На ней читаются двенадцать отрывков из Евангелий, посвящённых беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательству Иуды, суду первосвященников и Пилата, пыткам и распятию Сына Божия.
В первые века в ночь на Страстную пятницу иерусалимские христиане читали Евангелие прямо на месте событий: на Елеонской горе, где Христос учил учеников, в Гефсимании, где был взят под стражу, на Голгофе, где состоялась казнь. Освещая путь светильниками, верующие с молитвой шли по стопам Господа.
В православных храмах на этой службе тоже царит полумрак, горят только свечи в руках верующих. Всех словно окутывает тьма Гефсиманской ночи, которая, кажется, не рассеется никогда. После каждого отрывка из Евангелия гулко и траурно бьёт колокол. Под эти неумолимые удары мы следуем за Господом на его «вольное страдание».
Муки Спасителя начались раньше его ареста. Сын Божий знал о том, что ему предстоит, и Его человеческая природа трепетала и замирала от страха. После Тайной вечери Он направился в глубину Гефсиманского сада. Трое ближайших учеников, Пётр, Иоанн и Иаков, остались ждать неподалёку. Спаситель не хотел оставаться в полном в одиночестве, ему важно было ощущать рядом друзей, на кого можно опереться, с кем можно разделить тяжесть этой ноши. «Побудьте здесь и бодрствуйте со мною!», — обратился к ученикам Иисус. Но апостолов быстро сморил сон.
Здесь, в весеннем саду, наполненном ароматами цветущих деревьев, Спаситель пережил труднейшие часы. Это была не физическая боль, но внутренняя, духовная борьба. «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта; впрочем, не как Я хочу, но как Ты», — молился Христос.
Нам трудно прочувствовать всю меру этого страдания, потому что это не только терзания выбора или страх смерти. Это глубокая скорбь об отпадении человеческого рода от Бога, о том, что люди попали в плен греха и смерти. Они запутались и осквернились настолько, что готовы обречь на смерть своего Творца.
Тяжесть этой скорби была так велика, что на лбу у Сына Божия выступил кровавый пот. Ангел с неба укреплял Спасителя в эти часы.
«Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя», — так изменилась молитва Христа, когда он покидал Гефсиманию.
Он шёл навстречу трём дремавшим ученикам, навстречу страже, суду первосвященников и римского прокуратора. Навстречу разъярённой толпе, и римским палачам с бичами и плётками. Навстречу кресту. И навстречу миру, который ещё не предполагал, как ему предстоит измениться.
«Слава долготерпению Твоему, Господи!», — с благодарностью повторяем мы вслед за певчими на службе Двенадцати Евангелий.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
2 сентября. О почитании Божией Матери

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о почитании Божьей Матери.
Дева Мария является Той, Которая выше всех ангелов и архангелов. Ангелы и архангелы там, где нас нет до нашей смерти. Мы не можем ссылаться на их пример, как реальный пример, исторический пример. А вот Дева Мария явила этот пример богоподобной жизни, пример, зафиксированный теми же самыми учениками-апостолами и вошедший в историческую память Церкви Божией.
Поэтому Дева Мария велика и тем, что родила Сына, Сына человеческого, Сына Божьего, воплотившегося через Неё в человеческое естество, но Она также велика и Своей жизнью, и особенно тем, как Она встречала и преодолевала те страшные страдания, которые, наверное, только мать может понять, которая видела страдания своих детей или которая была свидетелем смерти своего ребенка.
А большинству людей не понять ни глубины этого страдания, ни величайшей любви, которую явила Царица Небесная просто как мать, мать своего возлюбленного Сына.
И Господь прославил Свою Мать, Деву Марию, пречистую и благословенную. Прославил так, что во всех местах, где существует вера во Христа, где существует молитва, воспоминается Её преблагословенное имя.
И к Ней обращаются особые слова молитвы. В самые тяжёлые моменты жизни большинство из христиан молится Царице Небесной, и Она отвечает.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 сентября. О личности Пророка Самуила

Сегодня 2 сентября. День памяти Пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О его личности — игумен Лука (Степанов).
Пророк Самуил был пятнадцатым в череде судей Израилевых, которые управляли народом, и он явился и последним среди них, уже уступив место управлению царями. Пророк Самуил родился по усердным молитвам его матери Анны, и потому имя его переводится как «испрошенный».
Его уже с трёхлетнего возраста оставили для воспитания при Скинии, и его попечителем и непосредственным наставником был пророк Илий — тот самый, кто пострадал за нечестие своих детей, а точнее, за то, что сам не оказывал достаточного попечения о благочестии своих чад. О том, что надлежит ему быть за это наказанным, предвозвестил ему ещё только взрослеющий Самуил.
И он же, этот самый пророк, установил — уже по требованию народа — царство. До тех пор, пока в Израиле не оскудело вовсе благочестие, то народ был управляем духовными вождями. Но пришло время — это совпало с годами жизни пророка Самуила, — вместо пророческого руководства поставить над Израилем царя.
И сначала неудачный Саул, а после него царь Давид, который, тем не менее, был Богом и Духом Святым помазан на это царство, и с него начались цари Израилевы.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 сентября. О выборе Христом Своих учеников

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Потом взошёл на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать».
О выборе Христом Своих учеников — священник Родион Петриков.
Христос поднимается на гору и призывает к себе тех, кого Сам избрал. Этот момент выбора удивителен: у Христа перед глазами целая толпа, которая ходит за Ним, множество лиц, и Он знает каждого по сердцу, однако призывает к себе отдельных людей, зовёт лично по имени.
Это говорит о том, что у Бога нет безликой массы. Для Него важен каждый конкретный человек, и Его призыв всегда адресный, глубоко личный. Он звучит, образно говоря, не на площади, а на горе, то есть в месте, куда нужно подняться от суеты мира, чтобы расслышать голос Бога внутри. И самое утешительное здесь — причина выбора. Он призвал к себе, кого Сам хотел. Не за заслуги, не за образование и не за безупречное прошлое.
Апостолы как раз доказали, что были далеки от идеала. Их избрали по велению любящего сердца Христа Спасителя. Это напоминание и для нас. Бог зовёт каждого из нас по имени. И вопрос, который мы должны задать себе сегодня, — услышим ли мы Его голос в тишине своего сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема