О добровольцах православной службы помощи «Милосердие» я узнала на одноимённом сайте. В июле 2021 года они пришли в красные зоны московских ковидных стационаров, взяв на себя часть работы санитарок и медсестёр: гигиенический уход, кормление, а ещё — общение и моральную поддержку тех, кто лишён заботы близких. По словам епископа Верейского Пантелеимона, главы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви, к началу 2022-го число таких волонтёров превысило 300 человек! Это представители разных профессий: педагоги и водители, маркетологи и дизайнеры, полицейские и бизнесмены. Одна из них, Мария Соломонова, посещает больных в качестве требной сестры — так называют сестёр милосердия, которые помогают священнику при совершении таинств по просьбе (требованию) верующих: покаяния, причастия, крещения, соборования.
Больничная требная сестра не только помогает священнику, но и становится связующим звеном между ним и пациентами. С каждым из них она старается найти общий язык, ведь её главная задача — слушать, сопереживать и утешать. «Наверное, тёплое слово — это то, что я сама больше всего хотела бы получить, оказавшись в больнице», — размышляет Мария Соломонова.
Женщина помнит, как впервые готовилась войти в красную зону, и признаётся: «Было страшно. Я боялась что-то нарушить, как будто шла не в реанимацию, а в секретную лабораторию; боялась заразиться, если неправильно надену защитный костюм». Страх сопровождал её и через неделю, когда пришла во второй раз, и позже. Марии помогали деловой настрой, спокойствие опытных волонтёров и, конечно, молитва.
Чтобы стать добровольцем службы «Милосердие», нужно получить благословение епископа Пантелеимона, который лично беседует с каждым кандидатом. На базе Учебного центра больницы Святителя Алексия организованы краткосрочные курсы для волонтёров. На первых двух занятиях медики рассказывают и показывают, как ухаживать за лежачими больными, а на третьей, заключительной, встрече владыка Пантелеимон напоминает, что делать это надо с сочувствием и любовью.
Именно так разговаривает с подопечными Мария Соломонова. На её вопрос, нужно ли кому-то из пациентов встретиться со священником, все отвечают по-разному. Одни рады приобщиться к таинствам, другие никогда не имели такого опыта, но в больничных условиях ощущают необходимость поговорить с батюшкой. От многих, к сожалению, требная сестра слышит одну и ту же избитую фразу: «Священник? А разве уже пора?» Но она не обижается. «Я люблю людей и благодарна за возможность вглядываться в их лица, считывать их реакции и переживания», — говорит женщина. По-моему, такое отношение к больным — залог успешной работы волонтёра!
Все выпуски программы Живут такие люди
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России