
Встретил однажды молодой лесоруб в лесу девушку, а она ему говорит:
— Будь моим мужем!
Обрадовался молодой лесоруб: он всегда говорил друзьям, что женится только на самой красивой девушке на свете. А эта как раз такой и была: глаза как звёзды, длинные волосы до самой земли свешиваются.
И всё же начал молодой лесоруб немного про себя сомневаться: уж очень у красавицы характер бойкий и нетерпеливый. У них в деревне принято, что это парни девушек замуж зовут, а они приглашения ждут. А тут — всё наоборот. Как бы не ошибиться с выбором: жена — она ведь на всю жизнь.
— Я согласен, только не могу я на тебе прямо сейчас жениться, — говорит молодой лесоруб. — Я весь день дрова рубил, устал очень. Мне сначала отдохнуть надо, сил набраться...
— Что ж, отдохни, — согласилась девушка. — Ложись возле костра, а я тебя караулить буду.
Зажёг парень костёр, калачиком возле огня свернулся. Лежит, а сам думает: что-то здесь не то.
А красавица как увидела костёр, с дерева соскочила и давай через огонь туда-сюда прыгать.
— Я от твоего топота заснуть не могу, угомонись уже, — просит молодой лесоруб.
— Не могу, характер у меня такой непоседливый. Сама ни минуты не могу на одном месте усидеть, и другим не даю, — отвечает девушка.
— Что ж, для работы это неплохо, — говорит парень. — Только всему своё время. Ночью отдыхать надо.
— Вот ещё! Пусть муж работает, а жена должна плясать и веселиться. Ночь — самое лучшее время свадьбу справлять.
— Хоть немного дай мне подремать, — взмолился молодой лесоруб. — А то у меня сил для плясок не будет.
Как только девушка отошла от костра, схватил парень большое полено, завернул его в свой тулуп, шапку сверху нацепил, и положил вместо себя.
Только он успел за деревом спрятаться, а девушка уже назад бежит. Выхватила она голыми руками из костра горящую головёшку, и давай ей в тулуп тыкать, приговаривать:
— Сколько можно спать? Эй, просыпайся, веселиться пора. Будем свадьбу справлять, я плясать хочу.
Спрятался молодой лесоруб за деревом, шевельнуться боится, хотя так и хочется глаза протереть. То ему девушка при свете костра кажется ростом с пенёк, а то высотой с сосну, то вроде как почти прозрачной, а то полыхающей, как языки пламени. Уж не ведьма ли она часом или какой-нибудь другой лесной дух?
Подхватился парень — и домой опрометью через лес побежал, ни разу по дороге не остановился.
Через неделю молодой лесоруб женился. Друзья удивлялись: почему это он самую тихую и неприметную деревенскую девушку в жёны выбрал? А он на это так говорил: красота лица — в красоте нрава.
(по мотивам удмуртской сказки)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер