Вскоре после того, как полчища Тамерлана отхлынули от наших пределов, великому князю Московскому опять пришлось вступить в борьбу. Новгородцы … отказались разорвать свое соглашение с Ливонскими Немцами, когда этого потребовал Василий Димитриевич.
Это послужило поводом к открытию неприязненных действий со стороны Москвы, причем главное внимание Василия было обращено на богатую Новгородскую область — Двинскую Землю, откуда получалось, так называемое, «Закамское серебро» и дорогие меха, шедшие из Сибири...
Жители Двинской Земли и сами воеводы Новгородские, находившиеся в ней, весьма охотно объявили себя за Московского великого князя… Встревоженные этим, Новгородцы поспешили отправить в Москву посольство, чтобы умилостивить Василия Димитриевича. Но последний, оказав ласку посольству, не хотел и слышать о возвращении Двинской Земли. Этот отказ пробудил былой воинский дух Новгородцев. Они снарядили рать, вошли в Двинскую Землю и, произведя там великое опустошение, захватили бояр, передавшихся Москве... Вслед за тем, Новгородцы послали просить мира у великого князя, и Василий, несмотря на внутреннюю досаду, согласился на него, до времени отказавшись от мысли присоединить Двинскую Землю к Москве. Причиной этой уступчивости были дошедшие до него слухи о сношении Новгорода с … великим князем Литовским — Витовтом.
Витовт был могущественным князем … причем в состав его владений входило … вдвое больше чисто Русских Земель, собранных еще Гедимином и Ольгердом, чем Литовских. Будучи человеком громадного честолюбия, при этом чрезвычайно скрытным и весьма вероломным, «неверником правды», по выражению летописца, Витовт … направил все свои усилия к дальнейшему собиранию Русской Земли, причем в этом деле он необходимо должен был встретить соперника в лице … своего зятя — великого князя Московского.
Здесь будет уместно отметить большую разницу в собирании Русской Земли со стороны Московских князей и Литовских. Для Московских князей это было делом священного завета их предков и митрополита Петра Чудотворца — собрать воедино наследие Святого Владимира — Православный Русский народ, разбитый на множество отдельных частей ... Литовские же князья собирали то, что им никогда не принадлежало, то есть были простыми хищниками. Они были чужды как Русскому народу, так и Православию, и с необыкновенной легкостью меняли при надобности свою веру, и на язычество и на Латинство.
При этих условиях, принятие двоюродным братом Витовта, Ягайлой, Польской короны и католичества повлияло, конечно, самым неблагоприятным образом на Православных подданных Литовского князя, так как на него скоро возымело сильнейшее влияние Польское католическое духовенство. И вот, после казни двух своих придворных, не захотевших изменить Православию … Ягайло издал в 1387 году указ, предписывавший всем Литовцам знатного рода принимать католическую веру, причем в эту веру должны были непременно переходить и Русские, бывшие в браке с Литовцами; упорствующих же приказано было жестоко сечь розгами.
Вместе с тем, всем Литовским и Русским панам, принявшим Латинство, Ягайло даровал важные преимущества и льготы, против остававшихся в Православии. Таким образом, на Литве все льготы перешли к католикам ... Большим соблазном к переходу в Латинство служило для Литовских бояр и дворян то льготное и независимое положение, которым пользовалось в Польше как высшее дворянство — магнаты, так и мелкое — шляхта.
В Польше, вследствие слабости королевской власти, высшее сословие давно уже забрало в свои руки огромную власть в делах государства и владело большой земельной собственностью. В четырнадцатом же столетии, король Владислав Локетек, также по причине своей слабости, должен был дать большие права и мелкой шляхте. Вместе с тем, благодаря близости к западу, в высшем Польском сословии сильно развилось иноземное, преимущественно Немецкое влияние, которое оторвало по взглядам, воспитанию, привычкам и вкусам это сословие от простого сельского люда. При этом, иноземные заимствования и обычаи требовали более разнообразной и роскошной жизни, и поэтому в Польше стало быстро образовываться городское, промышленное население ... Скоро Польские города получили особое самостоятельное управление с большими вольностями и правами, по Немецкому или так называемому Магдебургскому праву. Самым же бесправным сословием в Польше было крестьянство.
Прочно утвердя свое положение в Литве, Витовт прежде всего устремил свой взор на город Смоленск, бывший предметом вожделений и его дяди Ольгерда. Скоро представился удобный случай попытаться овладеть им. В 1395 году, великий князь Московский, Василий Димитриевич, был озабочен страшным нашествием Тамерлана, а в Смоленске шла в это время сильная усобица между удельным князем Юрием Смоленским и его братьями, причем Юрий должен был временно уехать из города к своему тестю, престарелому Олегу Рязанскому, тому самому, который был противником Димитрия Донского в вечнопамятные дни Мамаева нашествия.
Этим воспользовался Витовт. Распустив слух о своем движении против Татар, он неожиданно подступил к Смоленску; затем, под видом родства (его вторая жена была дочерью одного Смоленского князя), он зазвал к себе в стан всех бывших в городе Смоленских князей, обещая им посредничество при дележе волостей, а когда те ничего не подозревая собрались к нему, то велел их заковать и отправить в Литву. Смоленск же он занял Литовским отрядом, захватившим и кремль. Олег Рязанский пытался было заступиться за своего зятя, но Витовт вторгся в его владения и «пролив кровь как воду и побив людей — сажая их улицами» по выражению летописца — с торжеством вернулся к себе на Литву.
Видя все происходящее, Василий Димитриевич. конечно, внутренне сильно досадовал на тестя; однако, он не признавал себя достаточно сильным, чтобы вступить с ним в борьбу за Смоленск. Витовт был в это время на вершине своей славы и считался одним из могущественных государей Европы. Скоро между ним и Ягайлой … возникли нелады. Ягайло, по настоянию своей жены Ядвиги, стал требовать от Литвы уплаты прежнему жениху своей жены, принцу Вильгельму Австрийскому — 200,000 червонцев, согласно данному ему обещанию … Это требование сильно оскорбило Витовта; он собрал в Луцке своих бояр и с негодованием объявил им о нем сказав: «Мы не рабы Польши, предки наши никому не платили дани. Мы люди свободные и наши предки кровью приобрели нашу Землю».
Все это, разумеется, было передано Ягайле и Ядвиге, которая так огорчилась поведением Витовта, что вскоре умерла, причем, ввиду своей бездетности, взяла с Ягайлы обещание вступить по ее смерти в брак с одной из внучек Казимира Великого.
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов