Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Восточнее кривичей, по реке Оке, сидели вятичи, а севернее кривичей, вокруг озера Ильменя, в нынешней Новгородской стороне, — славяне Ильменские.
... на Западном Буге сидели бужане, или волыняне; между Южным Бугом и Днестром — тиверцы, а у устья самого Днестра —Уличи.
Все эти племена, подобно своим древним предкам ариями, жили родовым бытом и сохраняли все обычаи этого быта: отдельный человек подчинялся порядкам своего рода, а целый род покровительствовал каждому своему родичу, причем за обиду его полагалась кровавая месть целым же родом.
Безродный же человек назывался сиротой и имел самое убогое место среди людей, между которыми жил.
Большинство славян, как люди, занимавшиеся сельским промыслом, жило селениями; несколько селений одного рода или племени составляли Обволость, или волость; в такой волости власть принадлежала старейшинам — князьям. Эти старейшины жили зачастую в городках или городах. Там же, вокруг них, жили ратные люди, составлявшие княжескую дружину, промышленники, ремесленники купцы. В некоторых городах, главным образом торговых, где собиралось много разного люда со всех сторон, вместе с князьями дела решало вече, то есть собрание выборных людей от города. Городки рубились также и тогда, когда предки наши продвигались в местности, заселенные туземным коренным населением, по большей части финскими племенами, обитавшими на севере и востоке Русской земли. В этом случае городки представляли крепости, в которых порой отсиживались и выдерживались осады до прихода помощи.
Из городов девятого века более значительные были следующие: Ладога на озере Нево, Изборск на Великом озере; вскоре около него возник и Псков; затем Новгород на озере Ильмень; Смоленск на верхнем Днепре; Полоцк на реке Полоте; Чернигов на Десне — притоке Днепра, а на самом Днепре Любеч, и затем Киев — в том месте, где когда-то святой апостол Андрей Первозванный водрузил крест.
...славяне имели свои города и среди финских племен на Востоке: Белоозеро среди веси, Ростов у мери и Муром среди муромы, мещеры и мордвы.
... в Русской земле городов было тогда много, почему шведы и прозвали ее Гардарика, или страна городов.
Наибольшими городами были ... те, где могла бойко идти торговля. В этом отношении первое место принадлежало Киеву, а затем и Новгороду. Через эти города проходил Великий водный путь «из варяг в греки», по которому шал главнейшая торговля между племенами, жившими по Балтийскому морю, то есть варягами, с далеким Царьградом. Путь «из варяг в греки» шел от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское, или Нево, по реке Волхову на озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловати до ее верховьев в Волковском лесу; здесь суда перетаскивались по сухому пути волоком — в верховья Днепра и спускались по нему в Черное море.
По пути этому шло множество различных товаров: от варягов шло сукно, холст, полотно, медные и железные изделия, олово, свинец и драгоценный янтарь; кроме того, шла в большом количестве соленая сельдь. Русская земля торговала ... хлебом, дорогими мехами, медом, лесом, салом, скотом, лошадьми и рабами. Из Царьграда шли главным образом паволоки, каковыми именем назывались греческие шелковые ткани с золотом или без него; паволоки были в большом ходу как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком непременно шил себе одежду из паволок. Затем греки торговали золотом и серебром в различных вещах женского и мужского убора, каковыми были: серьги, запястья, обручи, перстни, запонки, кольца и пуговицы. Наконец, из Царьграда же шли тканые и кованые кружева для отделки платья, разного рода южные плоды и вина.
На этот путь «из варяг в греки» прибывали и товары из далекой Пермской страны — самоцветные камни и редчайшие меха, а также товары с Каспия, ковры из Вавилона, индийские ткани с причудливейшими узорами, бусы, бисер, пряности и благовония из Аравии.
Деньги в это время на Руси были кожаные: «куны» (мордочки куниц), «резаны» (отрезки) и «ногаты» — ткани и ушки белок с серебряными гвоздиками (с тех пор и идет название «полушка», то есть пол-ушка белки). Эти кожаные деньги ходили не только на Руси, но в Италии, Франции и на Востоке. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялось необделанное серебро и серебряные шейные гривны, которые весили по фунту каждая.
... деньгами в то время на Руси служили и монеты различных государств, с которыми мы вели торговлю; больше же всего было в ходу монет греческих и арабских.
Торговлю на пути «из варяг в греки» начинали весною по вскрытии рек и оканчивали к осени — до замерзания... Торговое дело считалось у наших предков весьма важным и большим делом. Купцы, или гости, как их тогда называли, были всегда, везде и всюду, почетными и желанными людьми. Они должны были не только отлично знать все условия жизни тех стран, с которыми торговали, но должны были также обладать немалой отвагой и воинским искусством, так как нередко им приходилось в своих торговых странствованиях выдерживать бои с разбойниками или дикими туземцами. Наибольшей известностью, как мореходы и славные торговцы, пользовались в те времена варяжские купцы, принадлежавшие преимущественно к славянским племенам, сидевшим по южному побережью Балтийского моря. Они совершали отважные плавания по самым дальним странам и морям; однако, не отставали от них и купцы из природных уроженцев Русской земли. Они тоже смело пускались на своих ладьях по рекам нашего севера и востока в отдаленные края и доходили до северного Урала и Югры, где происходила с тамошним населением любопытнейшая немая торговля. Когда славянские купцы приезжали в их землю, то в назначенном месте раскладывали свои товары, положа на них заметки, и уходили. По уходе приходили местные жители и раскладывали рядом со славянскими товарами свои, большею частью меха. Затем купцы приходили опять, и кому мена кажется сходною, тот забирает разложенный товар, а свой оставляет. Кому же цена не покажется подходящею, тот не берет туземного товара, пока не сойдутся в цене.
Насколько ценились у нас гости, показывает старинный обычай провожать их по своей земле, чтобы им не чинили каких-либо обид; при этом, старейшины и князья не только наряжали ратных людей для охраны гостей, но на большом пути «из варяг в греки» сами со своими дружинами провожали купеческие караваны, когда они шли по Днепру и возвращались назад.
Это было постоянное занятие старейшин и князей в весеннее и летнее время, пока не закрывалось судоходство по рекам. Осенью же и зимой, как только становились реки, они отправлялись со своими дружинами в особые зимние походы, которые назывались полЮдье, по подвластным себе областям. Здесь они собирали дань, творили суд, охотились, а также принимали участие и в той торговле, которая велась зимой.
Так жили наши предки в середине девятого века.
Я работаю педагогом в Московском Хоровом Училище. Тут учиться сложно. Это — две школы в…
В своё время довелось мне быть знакомым с одной женщиной. Обычной, в общем, судьбы. Она…
В какой-то момент жизни, устав от городской суеты я начал подыскивать себе домик на земле.…
Верующие люди не сомневаются в том, что слово имеет великую ценность. Схиархимандрит Илий Ноздрин сказал:…
С самых первых шагов в Церкви я учусь верить. Верить в Бога и верить Богу.…
Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что…
This website uses cookies.