Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Работа Симона Вуэ «Принесение во храм» находится в музее Лувр и посвящена истории из Нового Завета о старце Симеоне. Его земной путь завершился только после того, как он, согласно пророчеству, увидел воочию Христа на руках его Матери, Девы Марии.

собрания музея Лувр, Париж
— Простите, в вашем магазине можно найти фотообои?
— Конечно! У нас большой выбор, вот буквально за углом целая секция. Смотрите: вы можете выбрать пейзаж или виды мегаполиса, есть изображения в стиле фэнтэзи...
— А я смотрю, у вас есть и репродукции известных художников...
— Да, вот, например, обои с изображением картины... Сейчас найду её название... «Принесение во храм». Очень красивая!
— Да, знаю. Эта работа замечательного французского художника Симона Вуэ. Он написал её в 1641 году. В основе сюжета -—история из Нового Завета о старце Симеоне.
— Да, я вижу его в центре картины. Это ведь он — старец Симеон?
— Да, это он. Евангелист Лука вот что говорит о нём. Благочестивый старец переводил книгу пророка Исаии. В ней он наткнулся на фразу, которая привела его в замешательство: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Решив, что это явная ошибка, он захотел исправить текст: написать не «Дева», а «Жена». Но перед ним предстал Ангел. Он удержал руку старца и предрёк ему, что тот не умрёт, пока не увидит Христа, родившегося от Девы Марии.
— Так значит, здесь на картине изображено Сретение! То есть встреча старца Симеона с младенцем Христом. Как я сразу не догадалась! Симеон был на тот момент глубоким стариком...
— Да, так и есть. Согласно Евангелию, ему было триста шестьдесят лет, когда он дождался исполнения пророчества. И вот на картине мы видим, как Симеон принимает из рук Девы Марии Младенца-Христа.
— С каким трепетом он берёт Спасителя на руки!
— Верно! Лицо старца выражает облегчение от того, что жизнь его, наконец, близка к завершению. И благоговейное отношение ко Господу, к Тому, Кто пришёл на землю, чтобы спасти человечество от смерти. Посмотрите, как художник изображает Христа. Он использует палитру светлых и тёмных, золотистых оттенков и, мастерски чередуя их, будто высвечивает фигуру Спасителя.
— Богородица тоже показана очень характерно. Она передаёт старцу Младенца в пеленах осторожно, со страхом Божиим, аккуратно поддерживая снизу Своё драгоценное Сокровище. А в верхней части картины парят два ангела, они несут ленту, на которой что-то написано... Но что же? Вы не знаете случайно?
— Здесь видна только часть надписи, но можно догадаться, что это цитата из Евангелия от Луки, только на латыни: «Nunc dimíttis sérvum túum, Dómine» (Нунк дими́ттис сэрвум туум, Доминэ). На церковнославянском строчка звучит так: «Ныне отпуща́еши раба Твоего, Владыко». Ангелы свидетельствуют о том, что пророчество исполнено: «Господь отпускает Симеона из земной жизни».
— А ещё в этой работе мне нравятся архитектурные детали. Например, посмотрите, какие величественные колонны художник изобразил на заднем плане.
— Это колонны Иерусалимского храма, куда Дева Мария и Иосиф Обручник (вот он, изображён справа от Богородицы) принесли Младенца-Христа на сороковой день. Симон Вуэ изображает элементы храма немного увеличенными. Таким образом он создаёт ощущение величия и торжественности момента.
— Симон Вуэ... Так получается, что художник написал своего небесного покровителя — старца Симеона!
— Да, вполне возможно. Признаться, я никогда не задумывалась об этом.
— Мне вот тоже в голову не приходило, что на картине написан знакомый с детства сюжет из Евангелия — Праздник Сретения Господня. Кто бы мог подумать! А ведь я почти каждый день прохожу мимо этого изображения. Где же находится сама картина?
— Она находится в музее Лувр, в Париже. А если я приобрету фотообои с её изображением — то смогу каждый день видеть замечательную работу художника Симона Вуэ «Принесение во храм» в своём доме.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица