Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Работа Симона Вуэ «Принесение во храм» находится в музее Лувр и посвящена истории из Нового Завета о старце Симеоне. Его земной путь завершился только после того, как он, согласно пророчеству, увидел воочию Христа на руках его Матери, Девы Марии.

собрания музея Лувр, Париж
— Простите, в вашем магазине можно найти фотообои?
— Конечно! У нас большой выбор, вот буквально за углом целая секция. Смотрите: вы можете выбрать пейзаж или виды мегаполиса, есть изображения в стиле фэнтэзи...
— А я смотрю, у вас есть и репродукции известных художников...
— Да, вот, например, обои с изображением картины... Сейчас найду её название... «Принесение во храм». Очень красивая!
— Да, знаю. Эта работа замечательного французского художника Симона Вуэ. Он написал её в 1641 году. В основе сюжета -—история из Нового Завета о старце Симеоне.
— Да, я вижу его в центре картины. Это ведь он — старец Симеон?
— Да, это он. Евангелист Лука вот что говорит о нём. Благочестивый старец переводил книгу пророка Исаии. В ней он наткнулся на фразу, которая привела его в замешательство: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Решив, что это явная ошибка, он захотел исправить текст: написать не «Дева», а «Жена». Но перед ним предстал Ангел. Он удержал руку старца и предрёк ему, что тот не умрёт, пока не увидит Христа, родившегося от Девы Марии.
— Так значит, здесь на картине изображено Сретение! То есть встреча старца Симеона с младенцем Христом. Как я сразу не догадалась! Симеон был на тот момент глубоким стариком...
— Да, так и есть. Согласно Евангелию, ему было триста шестьдесят лет, когда он дождался исполнения пророчества. И вот на картине мы видим, как Симеон принимает из рук Девы Марии Младенца-Христа.
— С каким трепетом он берёт Спасителя на руки!
— Верно! Лицо старца выражает облегчение от того, что жизнь его, наконец, близка к завершению. И благоговейное отношение ко Господу, к Тому, Кто пришёл на землю, чтобы спасти человечество от смерти. Посмотрите, как художник изображает Христа. Он использует палитру светлых и тёмных, золотистых оттенков и, мастерски чередуя их, будто высвечивает фигуру Спасителя.
— Богородица тоже показана очень характерно. Она передаёт старцу Младенца в пеленах осторожно, со страхом Божиим, аккуратно поддерживая снизу Своё драгоценное Сокровище. А в верхней части картины парят два ангела, они несут ленту, на которой что-то написано... Но что же? Вы не знаете случайно?
— Здесь видна только часть надписи, но можно догадаться, что это цитата из Евангелия от Луки, только на латыни: «Nunc dimíttis sérvum túum, Dómine» (Нунк дими́ттис сэрвум туум, Доминэ). На церковнославянском строчка звучит так: «Ныне отпуща́еши раба Твоего, Владыко». Ангелы свидетельствуют о том, что пророчество исполнено: «Господь отпускает Симеона из земной жизни».
— А ещё в этой работе мне нравятся архитектурные детали. Например, посмотрите, какие величественные колонны художник изобразил на заднем плане.
— Это колонны Иерусалимского храма, куда Дева Мария и Иосиф Обручник (вот он, изображён справа от Богородицы) принесли Младенца-Христа на сороковой день. Симон Вуэ изображает элементы храма немного увеличенными. Таким образом он создаёт ощущение величия и торжественности момента.
— Симон Вуэ... Так получается, что художник написал своего небесного покровителя — старца Симеона!
— Да, вполне возможно. Признаться, я никогда не задумывалась об этом.
— Мне вот тоже в голову не приходило, что на картине написан знакомый с детства сюжет из Евангелия — Праздник Сретения Господня. Кто бы мог подумать! А ведь я почти каждый день прохожу мимо этого изображения. Где же находится сама картина?
— Она находится в музее Лувр, в Париже. А если я приобрету фотообои с её изображением — то смогу каждый день видеть замечательную работу художника Симона Вуэ «Принесение во храм» в своём доме.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер