
Фото: Sergiu Vălenaș/Unspash
Приказчик одного из красноярских золотых приисков, молодой человек по имени Сидор Щёголев, заблудился в тайге. Сидор шёл на соседний прииск с поручением от хозяина. И то ли заслушался щебетанием птиц, то ли засмотрелся на вековые ели, смыкающие кроны у самых небес, но тропинку из-под ног вдруг потерял.
Молодой человек присел на пригорок, чтобы перевести дух. С собой он всегда носил небольшой карманный молитвослов. Сидор достал книгу и с горячей верой стал молиться. Между тем начало смеркаться. Нужно было разводить костёр. Лето стояло сухое и, опасаясь пожара, Сидор решил выкопать для костра небольшое углубление. Первой попавшейся под руку палкой он стал раскидывать прошлогоднюю листву и мягкую, пахнущую грибами, землю. Вдруг палка чиркнула о твердь. В земле, в лучах заходящего солнца, что-то ярко блеснуло. Изумлённый Сидор снял шапку и перекрестился — перед ним лежала... полная крупных самородков золотая россыпь!
Так Сидор Григорьевич Щёголев в одночасье стал богачом. Выбравшись наутро из тайги — тропинка, оказалось, была совсем рядом! — он отправился в контору и застолбил собственный прииск. «Это Господь мне помог!» — уверенно отвечал Щёголев на восхищённые поздравления. В тот вечер, сидя в тайге у костра и глядя, как переливаются в его отблесках золотые самородки, Сидор пообещал Богу щедро делиться обретённым богатством с людьми.
Именно так он и поступал всю свою дальнейшую жизнь. В Красноярске про Щёголева, чей золотопромышленный бизнес год от года процветал, говорили: нет в городе человека богаче, нет и щедрее. Сидор Григорьевич всегда был готов прийти на помощь нуждающимся. Он поддерживал переселенцев, массово приезжавших в Красноярск из городов центральной России, обеспечивал их жильём и всем необходимым, устраивал на работу, нетрудоспособным выплачивал пособия. И всё это — из собственных средств. На поддержку переселенцев Щёголев в общей сложности потратил более пяти миллионов рублей — астрономическую для середины девятнадцатого века сумму! Первым бросился он и на помощь жителям города Енисейска, когда в августе 1869-го там разыгрался страшный разрушительный пожар. Сидор Григорьевич отправил погорельцам три тысячи пудов хлеба.
Но самым его выдающимся делом было, без сомнения, строительство в Красноярске Богородице-Рождественского собора. Величественный храм с несколькими приделами Щёголев возвёл на собственные средства и был удостоен высочайшей благодарности от императора Александра Второго с присвоением ему дворянского титула.
Когда в конце тысяча восемьсот шестьдесят девятого года Сидор Григорьевич скончался, Красноярск осиротел. Но вдова Щёголева, Татьяна Ивановна, продолжила дело умершего супруга, неустанно заботясь о городе. Татьяна Ивановна пожертвовала десять тысяч рублей и каменный дом на устройство в Красноярске Духовной семинарии. Она открыла ремесленное училище — первое в Сибири! — для детей из семей с малым достатком и за собственный счёт содержала его воспитанников на полном пансионе. Благодаря Щёголевой в 1874 году в городе появилась богадельня для стариков. На её устройство Татьяна Ивановна пожертвовала семьдесят пять тысяч рублей, не считая стоимости здания, которое Щёголева также приобрела на собственные средства. Ею был открыт и Красноярский Сиропитательный дом, которому Татьяна Ивановна пожертвовала капитал в пятьдесят тысяч рублей. До самой своей смерти не оставляла Щёголева попечением и выстроенный её супругом Богородице-Рождественский собор.
В июле 1936 года большевики взорвали святыню. Красноярцы до последнего пытались отстоять любимый храм, но к их словам никто даже не прислушался. На фундаменте разрушенного, поруганного собора построили Дом советов... Но в две тысячи двенадцатом году Богородице-Рождественский собор вновь устремился в небо крестами куполов. По благословению Патриарха храм, правда, уже на другом месте, был воссоздан по сохранившимся в архиве оригинальным чертежам. А с воскресением храма естественным образом воскресла и память о щедрых супругах Щёголевых, чьими заботами долгие годы жил и процветал город.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.