
Фото: Sergiu Vălenaș/Unspash
Приказчик одного из красноярских золотых приисков, молодой человек по имени Сидор Щёголев, заблудился в тайге. Сидор шёл на соседний прииск с поручением от хозяина. И то ли заслушался щебетанием птиц, то ли засмотрелся на вековые ели, смыкающие кроны у самых небес, но тропинку из-под ног вдруг потерял.
Молодой человек присел на пригорок, чтобы перевести дух. С собой он всегда носил небольшой карманный молитвослов. Сидор достал книгу и с горячей верой стал молиться. Между тем начало смеркаться. Нужно было разводить костёр. Лето стояло сухое и, опасаясь пожара, Сидор решил выкопать для костра небольшое углубление. Первой попавшейся под руку палкой он стал раскидывать прошлогоднюю листву и мягкую, пахнущую грибами, землю. Вдруг палка чиркнула о твердь. В земле, в лучах заходящего солнца, что-то ярко блеснуло. Изумлённый Сидор снял шапку и перекрестился — перед ним лежала... полная крупных самородков золотая россыпь!
Так Сидор Григорьевич Щёголев в одночасье стал богачом. Выбравшись наутро из тайги — тропинка, оказалось, была совсем рядом! — он отправился в контору и застолбил собственный прииск. «Это Господь мне помог!» — уверенно отвечал Щёголев на восхищённые поздравления. В тот вечер, сидя в тайге у костра и глядя, как переливаются в его отблесках золотые самородки, Сидор пообещал Богу щедро делиться обретённым богатством с людьми.
Именно так он и поступал всю свою дальнейшую жизнь. В Красноярске про Щёголева, чей золотопромышленный бизнес год от года процветал, говорили: нет в городе человека богаче, нет и щедрее. Сидор Григорьевич всегда был готов прийти на помощь нуждающимся. Он поддерживал переселенцев, массово приезжавших в Красноярск из городов центральной России, обеспечивал их жильём и всем необходимым, устраивал на работу, нетрудоспособным выплачивал пособия. И всё это — из собственных средств. На поддержку переселенцев Щёголев в общей сложности потратил более пяти миллионов рублей — астрономическую для середины девятнадцатого века сумму! Первым бросился он и на помощь жителям города Енисейска, когда в августе 1869-го там разыгрался страшный разрушительный пожар. Сидор Григорьевич отправил погорельцам три тысячи пудов хлеба.
Но самым его выдающимся делом было, без сомнения, строительство в Красноярске Богородице-Рождественского собора. Величественный храм с несколькими приделами Щёголев возвёл на собственные средства и был удостоен высочайшей благодарности от императора Александра Второго с присвоением ему дворянского титула.
Когда в конце тысяча восемьсот шестьдесят девятого года Сидор Григорьевич скончался, Красноярск осиротел. Но вдова Щёголева, Татьяна Ивановна, продолжила дело умершего супруга, неустанно заботясь о городе. Татьяна Ивановна пожертвовала десять тысяч рублей и каменный дом на устройство в Красноярске Духовной семинарии. Она открыла ремесленное училище — первое в Сибири! — для детей из семей с малым достатком и за собственный счёт содержала его воспитанников на полном пансионе. Благодаря Щёголевой в 1874 году в городе появилась богадельня для стариков. На её устройство Татьяна Ивановна пожертвовала семьдесят пять тысяч рублей, не считая стоимости здания, которое Щёголева также приобрела на собственные средства. Ею был открыт и Красноярский Сиропитательный дом, которому Татьяна Ивановна пожертвовала капитал в пятьдесят тысяч рублей. До самой своей смерти не оставляла Щёголева попечением и выстроенный её супругом Богородице-Рождественский собор.
В июле 1936 года большевики взорвали святыню. Красноярцы до последнего пытались отстоять любимый храм, но к их словам никто даже не прислушался. На фундаменте разрушенного, поруганного собора построили Дом советов... Но в две тысячи двенадцатом году Богородице-Рождественский собор вновь устремился в небо крестами куполов. По благословению Патриарха храм, правда, уже на другом месте, был воссоздан по сохранившимся в архиве оригинальным чертежам. А с воскресением храма естественным образом воскресла и память о щедрых супругах Щёголевых, чьими заботами долгие годы жил и процветал город.
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 255 зач., II, 13-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Какую бы сферу деятельности человека мы ни взяли, мы понимаем, что в ней можно быть любителем, а можно стать профессионалом. Конечно, порой для этого приходится приложить массу усилий, но зато профессионализм выше ценится. А что можно сказать о религии? Можно ли стать в ней профессионалом? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянами. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Чем профессионал отличается от любителя? С формальной точки зрения всё просто: уровнем знаний, умений и навыков. Профессионал этот тот, кто хорошо разбирается в сути своей работы и умеет делать её качественно. Можно профессионально владеть резцом по дереву, профессионально излагать исторические факты или оперировать законами. Дело профессионала — это дело техники. В своей теме он знает ответы на все вопросы. В этом смысле, конечно, можно стать профессионалом в религии, если в центре неё стоит то, что похоже на инструкцию, а смыслом её является соблюдение формы. Естественно, зная об искренней вере Авраама, Моисея, пророка Исаии и других праведников Ветхого Завета, мы никак не можем сказать, что вера ветхозаветных иудеев была формальной или сводилась только ко внешним обрядам. В то же время, мы знаем, что большинство иудеев делало акцент на форме, почему именно книжники и фарисеи пользовались особым уважением.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к язычникам города Коллосы, которым проповедовал Христа. Приняв благую весть, они умерли для греха, и Бог оживил их и воскресил вместе с Иисусом. При этом, как это часто бывало, следом за Павлом в новую общину пришли иудействующие и призывали бывших язычников к исполнению закона. Они знали, что закон не исполним, но настолько почитали форму, что не могли от неё отказаться, даже ради самого совершенного содержания. И вот Павел говорит, что самим уверовавшим иудеям, Бог простил все грехи, связанные с нарушением закона. Когда-то на горе Синай они взяли на себя обязательство, которое в итоге не смогли исполнить. Иудеи представляли его себе в виде долговой расписки. Потом приходит Христос и исполняет все обязательства. Будучи послушен Отцу даже до смерти, Он, по словам апостола, прибивает расписку ко кресту и делает бессильными силы зла. При этом Спаситель явил послушание Отцу не в формальном исполнении закона, но в исполнении заповедей любви. Любви к Нему как к Богу и к нам как к ближним. Этим он превзошёл закон как идеальную форму и указал на любовь как на то, чего Бог ждал от людей в действительности. И если закон мог стать делом техники и в исполнении его тонкостей можно было стать профессионалом, то в исполнении заповедей о любви, стать профессионалом нельзя. В ней невозможно ответить на все вопросы, невозможно поставить точку, эту заповедь невозможно исполнить до конца и успокоиться. Возможно только, пребывая во Христе, расти в этой любви к Богу и к людям, но расти не благодаря исполнению формальных правил, а благодаря помощи Бога, который первым возлюбил нас и пришёл нас спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







