«Батюшка, а можно вы мне рот скотчем будете заклеивать, когда я в храм прихожу?» С этим вопросом, улыбаясь, берет у меня благословение в притворе храма Валентина. Всё понятно: опять с кем-то поругалась. Уж сколько мне на неё жаловались – просто несносный человек. А что делать – и сама не знает: страдает, мучается, кается – а язык – который она не иначе называет, как «поганый» – каждый раз её подводит. Скажешь ей замечание – она никогда не обидится, даже не ропщет, не возмущается, бесконечно уважает духовенство, и вообще всё, что с Церковью связано для неё – абсолютно святое. Но окружающим от этого – ничуть не легче.
Вскоре жарким летним днём случайно стал свидетелем такой сцены. Поднимаюсь по ступенькам из подземного перехода к Лавре – смотрю, впереди, шагах в пяти – Валентина. А перед ней – два высоких, статных молодых человека, и оба – в белоснежных шортах. Лето ж на дворе! Смотрю – как-то уж больно пристально смотрит Валентина на их шорты, видно, какую-то непростую мысль жуёт. Эх, жаль, не послушался её, как скотч бы сейчас пригодился! Ну всё, началось. «Молодые люди! Да, да, вы, я к вам обращаюсь!» Мужчины недоуменно оборачиваются на женщину лет за пятьдесят очень православного вида. «Уж ни в храм ли вы собрались идти нагишом, то есть в шортах?» У парней отвисают челюсти от такой неслыханной наглости. «Да тебе-то какое дело?» «А то я знаю вас, молодых, в храм сунетесь – а там вас завернут, и правильно сделают, а вы, безбожники, обидитесь, и потом вообще в храм ходить никогда не будете! И про Церковь одни только гадости и будете рассказывать!» Столь изощрённая логика мужикам оказывается не под силу, и они, пожав плечами, лишь только прибавляют шаг, надеясь физически убежать от настигшего их искушения в платочке.
Успеваю их догнать уже почти перед входом в Лавру. «Вы не обижайтесь на неё, она хорошая – просто, как бы так помягче сказать, – немного не в себе!» Мужчины слегка улыбаются – «Да мы так и поняли!» – и широко осенив себя крестным знамением, проходят мимо монастырских святых врат. Каких нас только не бывает – православных!…
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых