«Батюшка, а можно вы мне рот скотчем будете заклеивать, когда я в храм прихожу?» С этим вопросом, улыбаясь, берет у меня благословение в притворе храма Валентина. Всё понятно: опять с кем-то поругалась. Уж сколько мне на неё жаловались – просто несносный человек. А что делать – и сама не знает: страдает, мучается, кается – а язык – который она не иначе называет, как «поганый» – каждый раз её подводит. Скажешь ей замечание – она никогда не обидится, даже не ропщет, не возмущается, бесконечно уважает духовенство, и вообще всё, что с Церковью связано для неё – абсолютно святое. Но окружающим от этого – ничуть не легче.
Вскоре жарким летним днём случайно стал свидетелем такой сцены. Поднимаюсь по ступенькам из подземного перехода к Лавре – смотрю, впереди, шагах в пяти – Валентина. А перед ней – два высоких, статных молодых человека, и оба – в белоснежных шортах. Лето ж на дворе! Смотрю – как-то уж больно пристально смотрит Валентина на их шорты, видно, какую-то непростую мысль жуёт. Эх, жаль, не послушался её, как скотч бы сейчас пригодился! Ну всё, началось. «Молодые люди! Да, да, вы, я к вам обращаюсь!» Мужчины недоуменно оборачиваются на женщину лет за пятьдесят очень православного вида. «Уж ни в храм ли вы собрались идти нагишом, то есть в шортах?» У парней отвисают челюсти от такой неслыханной наглости. «Да тебе-то какое дело?» «А то я знаю вас, молодых, в храм сунетесь – а там вас завернут, и правильно сделают, а вы, безбожники, обидитесь, и потом вообще в храм ходить никогда не будете! И про Церковь одни только гадости и будете рассказывать!» Столь изощрённая логика мужикам оказывается не под силу, и они, пожав плечами, лишь только прибавляют шаг, надеясь физически убежать от настигшего их искушения в платочке.
Успеваю их догнать уже почти перед входом в Лавру. «Вы не обижайтесь на неё, она хорошая – просто, как бы так помягче сказать, – немного не в себе!» Мужчины слегка улыбаются – «Да мы так и поняли!» – и широко осенив себя крестным знамением, проходят мимо монастырских святых врат. Каких нас только не бывает – православных!…
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема