Осенью, чуть только потянет холодком, начинается суета — выносят из сарая «зимние» окна. Это вторые застеклённые рамы, для которых на окне всегда предусмотрено место.
Дом готовится к холоду, к длительной морозной осаде. Окна — самое любимое место для сквозняков. Не углядишь за окнами — не быть в доме теплу.
...И вот, зима. Тихо вечером. В ногах ластится кот. На часах ещё, кажется, и день, а темно. И луна одиноко заглядывает в окна, плавая в ледяном океане. Ветер срывает снег с крыши и горстями швыряет в стёкла — словно песок сыплется. Поскрипывает дорога под чьими-то ногами.
Таинственно и неприютно за стенами. Тепло и сухо в доме, спасающемся от зимы только печным жаром да «зимними» окнами, стоящими на страже до весны...
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«На могиле любви вырастает справедливость», — написал однажды святитель Николай Сербский. Действительно, если иссякает любовь, в дело вступает логика закона. Но любовь всё равно оказывается выше всех земных представлений о справедливости. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из пятой и шестой глав своего послания к Галатам, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Прозвучавшее чтение касается одной из самых трудных тем в письменном наследии апостола Павла — превосходстве любви над законом. Недоумения и споры относительно рассуждений Павла проявили себя уже во время земной жизни апостола. Впоследствии неверно понятое учение святого привело к целой революции — протестантской реформации в Европе, вожди которой заявили, что для спасения требуется только вера, а исполнение закона, то есть заповедей, имеет вторичное значение.
Конечно же, апостол ни в коем случае не призывал пренебрегать заповедями, и сам их благоговейно исполнял. Однако Павел понимал, как легко человек может скатиться до, в плохом смысле, приземлённого понимания религиозной жизни, меркантильного восприятия отношений с Богом, когда с Творцом фактически начинают торговаться. «Господи, вот тебе моя благочестивая жизнь, вот добрые дела. А Ты в ответ пошли мне материальное благополучие и крепкое здоровье». Такие рассуждения апостолу Павлу чрезвычайно не нравились.
И святой развивает совершенное иное представление о том, как должна быть выстроена духовная жизнь. Логику Павла можно понять, представив себе такую картину. Нас пригласили в гости в дом, стоящий на вершине высокого холма. Чтобы добраться до этого дома, нужно преодолеть непростой путь — забраться по крутому склону, приложив много усилий. И вот, наконец, сложный маршрут завершён. Скажите — дают ли все перенесённые трудности право войти в дом без разрешения хозяина? Конечно же, нет.
Вот так же и с духовной жизнью. Молитва, пост, дела милосердия и прочие усилия, безусловно, имеют значение, должны присутствовать в жизни православного христианина. Но всё перечисленное приобретает по-настоящему спасительное значение, если, во-первых, является проявлением любви к Богу и ближнему, а во-вторых, не рассматривается как предмет для торга с Творцом. В конце концов, Господу от нас ничего не нужно. В том смысле, что у Него и так всё уже есть.
Совершая те или иные добрые дела, мы тем самым дополняем своё, а не Божье бытие. Мы облагораживаемся изнутри. Но опять же не своей силой, а силой Духа Святого. Ведь по-настоящему измениться к лучшему человек способен только в союзе с Богом. И Павел пытается показать и своим первым читателям, и нам, что благочестивые религиозные практики, дела милосердия не могут быть самоценны. Иначе они превратятся в объект для поклонения. А подобное, в конечном счёте, приведёт к поклонению идолу человеческого эго.
Служить нужно только Богу, воздавая Ему славу через служение людям. Но приобретают данные поступки значение для спасения только тогда, когда в основании лежит искренняя вера. Об этом, безусловно, стоит помнить. Как и о том, что наряду с верой внутри нас должны присутствовать любовь и радость, без которых духовную жизнь в Православии представить себе нельзя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим богадельню при храме Рождества Христова в городе Омске
Дмитрию 29 лет, молодой человек живёт в богадельне при храме Рождества Христова в городе Омске. Сотрудники и подопечные называют это место — «Дом, который очень нужен». Проект создан местной службой «Милосердие — Крутая Горка» для помощи людям с инвалидностью.
Дима родился с особенностями развития. Вырос он в детском доме. А когда ему исполнилось 18 лет, должен был отправиться в психоневрологический интернат. Но, к счастью, юноша познакомился со священником Антонием Хмелёвым, основателя богадельни при храме Рождества Христова. Он регулярно навещает подопечных в учреждении, где находился Дима. Отец Антоний много беседовал с молодым человеком, они подружились, и затем батюшка перевёз его в «Дом, который очень нужен». Здесь у Димы началась полноценная жизнь. Ему предоставили возможность учиться и развиваться. Он освоил профессию сварщика и теперь применяет свои навыки на благо других. Также Дима помогает отцу Антонию в храме. А летом молодой человек побывал в Троице-Сергиевой лавре. Это было его первое самостоятельное путешествие, с которым он успешно справился.
Другая подопечная богадельни в городе Омске — 33-летняя Наталья. Она попала сюда потому, что рядом не осталось близких, готовых присматривать за девушкой с инвалидностью. Здесь некогда резкая и замкнутая Наташа стала общительной, научилась заботиться о других. Она вяжет носки и варежки для бездомных и помогает местным сотрудникам на кухне.
«Дом, который очень нужен» дарит Дмитрию, Наташе и ещё десяти людям с инвалидностью возможность развиваться, учиться жить в обществе, работать и самое главное — чувствовать себя нужными. Проект полностью благотворительный. Поддержать его можно на сайте омской службы помощи «Милосердие — Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Прикоснуться к истории в маленком городе». Федор Кноков
У нас в студии был главный редактор историко-краеведческого журнала «Вдаль» Фёдор Кноков.
На примере Суздаля мы говорили о том, как жизнь в таком древнем городе может позволить прикоснуться к культурному, историческому и христианскому наследию Руси.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер