— Дорогой, обрати внимание, какой уютный интерьер на картине Сергея Виноградова «В доме»! Как мне нравятся эти обои в вертикальную полоску! А мебель какая — прелесть! Двустворчатый шкаф со стеклянными дверцами, кресло в стиле ампир, венские стулья. Давай так же оформим дом!
— Леночка, ты даже здесь, в Калужском музее изобразительных искусств, умудрилась найти идею для ремонта. Но должен признать, мне она нравится. Картина написана в 1910 году, а интерьер выглядит актуально. И посмотри, в гостиной на картине, как у нас в столовой, висит репродукция итальянского шедевра. Как же он называется-то, из головы вылетело... Ты не помнишь?
— Помню, конечно! Сейчас... Мадонна, мадонна...
— Сикстинская. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Извините, что вмешался в разговор.
— Что вы, какие извинения, спасибо большое, что подсказали! Так мучительно, когда хочешь что-то вспомнить и не получается.
— А мне так приятно, что хозяева дома, который изобразил Виноградов, выбрали для украшения гостиной ту же работу Рафаэля, что и мы! Вы не знаете, что они были за люди?
— Знаю. На картине мы видим старинную дворянскую усадьбу Головинка в Орловской губернии. В конце девятнадцатого века поместье досталось в наследство Елене Свербеевой, в замужестве Мамонтовой. Вот она на полотне Сергея Виноградова. Художник изобразил Елену Дмитриевну сидящей за столом рядом с дочерью Софьей.
— Какая благородная осанка у хозяйки усадьбы!
— Да, в благородстве этой женщине не откажешь! И проявлялось оно не только во внешнем облике. Меценатка, любящая и ценящая живопись, обустроила в Головинке творческую дачу для художников. Здесь было создано немало шедевров.
— И всё-таки на самом видном месте Елена Дмитриевна повесила работу Рафаэля, а не кого-нибудь из своих соотечественников и современников.
— Усадьба была богата картинами русских художников. Просто Сергей Виноградов выбрал такой ракурс для своей работы, чтобы зрители видели — в гостиной у Мамонтовых висит «Сикстинская Мадонна». Картина итальянского живописца считалась в России своеобразным эталоном красоты и чистоты. Художник хотел подчеркнуть, что хозяева Головинки ценят по-настоящему прекрасное.
— И ему это удалось! Прекрасное окружает маму с дочкой, сидящих за столом, накрытым белоснежной скатертью. Их дом залит солнечным светом, он полон предметов искусства. А ведь, наверное, это счастье продлилось недолго. Я боюсь предположить, что произошло с Еленой Дмитриевной Мамонтовой и ее дочерью Софьей после социалистической революции.
— Да, им досталось после переворота 1917 года. Мамонтовы покинули Головинку, когда революционеры стали грабить и жечь соседние имения. Жили в Туле. В 1923 году Софья вышла замуж за переводчика Олега Волкова. Спустя пять лет Олега Васильевича арестовали, и для него потекли десятилетия тюрем и лагерей. На семью легла печать «врагов народа». Софью Всеволодовну выселили из Москвы, она лишилась возможности устроиться на работу. Затем на пять лет осудили и её саму. Супруги виделись урывками между арестами. Двоих детей, рождённых в этом браке, растила бабушка, Елена Дмитриевна. Чтобы прокормить внуков, вчерашняя помещица и меценатка нанималась домработницей.
— Вот ведь как жизнь перевернулась у людей! Интересно, смогли они в жёстких условиях сохранить чистоту души?
— На ваш вопрос ответил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, лично знакомый с Мамонтовыми. Академик сказал, что через тюрьмы и несчастья эти женщины пронесли солнечный свет своих сердец.
— Этим светом полна и картина Сергея Виноградова «В доме». Художник запечатлел главное богатство Мамонтовых, которое не смогли у них отнять.
«Картину Сергея Виноградова „В доме“ можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер