— Дорогой, обрати внимание, какой уютный интерьер на картине Сергея Виноградова «В доме»! Как мне нравятся эти обои в вертикальную полоску! А мебель какая — прелесть! Двустворчатый шкаф со стеклянными дверцами, кресло в стиле ампир, венские стулья. Давай так же оформим дом!
— Леночка, ты даже здесь, в Калужском музее изобразительных искусств, умудрилась найти идею для ремонта. Но должен признать, мне она нравится. Картина написана в 1910 году, а интерьер выглядит актуально. И посмотри, в гостиной на картине, как у нас в столовой, висит репродукция итальянского шедевра. Как же он называется-то, из головы вылетело... Ты не помнишь?
— Помню, конечно! Сейчас... Мадонна, мадонна...
— Сикстинская. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Извините, что вмешался в разговор.
— Что вы, какие извинения, спасибо большое, что подсказали! Так мучительно, когда хочешь что-то вспомнить и не получается.
— А мне так приятно, что хозяева дома, который изобразил Виноградов, выбрали для украшения гостиной ту же работу Рафаэля, что и мы! Вы не знаете, что они были за люди?
— Знаю. На картине мы видим старинную дворянскую усадьбу Головинка в Орловской губернии. В конце девятнадцатого века поместье досталось в наследство Елене Свербеевой, в замужестве Мамонтовой. Вот она на полотне Сергея Виноградова. Художник изобразил Елену Дмитриевну сидящей за столом рядом с дочерью Софьей.
— Какая благородная осанка у хозяйки усадьбы!
— Да, в благородстве этой женщине не откажешь! И проявлялось оно не только во внешнем облике. Меценатка, любящая и ценящая живопись, обустроила в Головинке творческую дачу для художников. Здесь было создано немало шедевров.
— И всё-таки на самом видном месте Елена Дмитриевна повесила работу Рафаэля, а не кого-нибудь из своих соотечественников и современников.
— Усадьба была богата картинами русских художников. Просто Сергей Виноградов выбрал такой ракурс для своей работы, чтобы зрители видели — в гостиной у Мамонтовых висит «Сикстинская Мадонна». Картина итальянского живописца считалась в России своеобразным эталоном красоты и чистоты. Художник хотел подчеркнуть, что хозяева Головинки ценят по-настоящему прекрасное.
— И ему это удалось! Прекрасное окружает маму с дочкой, сидящих за столом, накрытым белоснежной скатертью. Их дом залит солнечным светом, он полон предметов искусства. А ведь, наверное, это счастье продлилось недолго. Я боюсь предположить, что произошло с Еленой Дмитриевной Мамонтовой и ее дочерью Софьей после социалистической революции.
— Да, им досталось после переворота 1917 года. Мамонтовы покинули Головинку, когда революционеры стали грабить и жечь соседние имения. Жили в Туле. В 1923 году Софья вышла замуж за переводчика Олега Волкова. Спустя пять лет Олега Васильевича арестовали, и для него потекли десятилетия тюрем и лагерей. На семью легла печать «врагов народа». Софью Всеволодовну выселили из Москвы, она лишилась возможности устроиться на работу. Затем на пять лет осудили и её саму. Супруги виделись урывками между арестами. Двоих детей, рождённых в этом браке, растила бабушка, Елена Дмитриевна. Чтобы прокормить внуков, вчерашняя помещица и меценатка нанималась домработницей.
— Вот ведь как жизнь перевернулась у людей! Интересно, смогли они в жёстких условиях сохранить чистоту души?
— На ваш вопрос ответил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, лично знакомый с Мамонтовыми. Академик сказал, что через тюрьмы и несчастья эти женщины пронесли солнечный свет своих сердец.
— Этим светом полна и картина Сергея Виноградова «В доме». Художник запечатлел главное богатство Мамонтовых, которое не смогли у них отнять.
«Картину Сергея Виноградова „В доме“ можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств».
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.