— Дорогой, обрати внимание, какой уютный интерьер на картине Сергея Виноградова «В доме»! Как мне нравятся эти обои в вертикальную полоску! А мебель какая — прелесть! Двустворчатый шкаф со стеклянными дверцами, кресло в стиле ампир, венские стулья. Давай так же оформим дом!
— Леночка, ты даже здесь, в Калужском музее изобразительных искусств, умудрилась найти идею для ремонта. Но должен признать, мне она нравится. Картина написана в 1910 году, а интерьер выглядит актуально. И посмотри, в гостиной на картине, как у нас в столовой, висит репродукция итальянского шедевра. Как же он называется-то, из головы вылетело... Ты не помнишь?
— Помню, конечно! Сейчас... Мадонна, мадонна...
— Сикстинская. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Извините, что вмешался в разговор.
— Что вы, какие извинения, спасибо большое, что подсказали! Так мучительно, когда хочешь что-то вспомнить и не получается.
— А мне так приятно, что хозяева дома, который изобразил Виноградов, выбрали для украшения гостиной ту же работу Рафаэля, что и мы! Вы не знаете, что они были за люди?
— Знаю. На картине мы видим старинную дворянскую усадьбу Головинка в Орловской губернии. В конце девятнадцатого века поместье досталось в наследство Елене Свербеевой, в замужестве Мамонтовой. Вот она на полотне Сергея Виноградова. Художник изобразил Елену Дмитриевну сидящей за столом рядом с дочерью Софьей.
— Какая благородная осанка у хозяйки усадьбы!
— Да, в благородстве этой женщине не откажешь! И проявлялось оно не только во внешнем облике. Меценатка, любящая и ценящая живопись, обустроила в Головинке творческую дачу для художников. Здесь было создано немало шедевров.
— И всё-таки на самом видном месте Елена Дмитриевна повесила работу Рафаэля, а не кого-нибудь из своих соотечественников и современников.
— Усадьба была богата картинами русских художников. Просто Сергей Виноградов выбрал такой ракурс для своей работы, чтобы зрители видели — в гостиной у Мамонтовых висит «Сикстинская Мадонна». Картина итальянского живописца считалась в России своеобразным эталоном красоты и чистоты. Художник хотел подчеркнуть, что хозяева Головинки ценят по-настоящему прекрасное.
— И ему это удалось! Прекрасное окружает маму с дочкой, сидящих за столом, накрытым белоснежной скатертью. Их дом залит солнечным светом, он полон предметов искусства. А ведь, наверное, это счастье продлилось недолго. Я боюсь предположить, что произошло с Еленой Дмитриевной Мамонтовой и ее дочерью Софьей после социалистической революции.
— Да, им досталось после переворота 1917 года. Мамонтовы покинули Головинку, когда революционеры стали грабить и жечь соседние имения. Жили в Туле. В 1923 году Софья вышла замуж за переводчика Олега Волкова. Спустя пять лет Олега Васильевича арестовали, и для него потекли десятилетия тюрем и лагерей. На семью легла печать «врагов народа». Софью Всеволодовну выселили из Москвы, она лишилась возможности устроиться на работу. Затем на пять лет осудили и её саму. Супруги виделись урывками между арестами. Двоих детей, рождённых в этом браке, растила бабушка, Елена Дмитриевна. Чтобы прокормить внуков, вчерашняя помещица и меценатка нанималась домработницей.
— Вот ведь как жизнь перевернулась у людей! Интересно, смогли они в жёстких условиях сохранить чистоту души?
— На ваш вопрос ответил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, лично знакомый с Мамонтовыми. Академик сказал, что через тюрьмы и несчастья эти женщины пронесли солнечный свет своих сердец.
— Этим светом полна и картина Сергея Виноградова «В доме». Художник запечатлел главное богатство Мамонтовых, которое не смогли у них отнять.
«Картину Сергея Виноградова „В доме“ можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств».
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема