В 1896 году Мясницкая улица в Москве украсилась настоящим чайным домиком в китайском стиле. На фасаде дома номер 19, который до того выглядел как обычный московский дом, появились драконы, змеи, фонарики. Здание стало походить на пагоду. Конечно, сделано это было не просто так. В тот год Первопрестольную посетил китайский посол, и известный чаеторговец Сергей Перлов, магазин, которого находился на Мясницкой, оформил здание в восточном стиле, чтобы пригласить посла к себе и заключить с ним выгодные контракты на поставки чая из Китая.
Затея не удалась, китайского гостя перехватили конкуренты Перлова, но дела фирмы и без того шли успешно. Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко» процветало. В одной только Москве насчитывалось больше десяти его магазинов. А в городах Российской империи их было до сорока. Перлов к делу подходил творчески. Он первым в стране стал продавать чай в красивых жестяных баночках, на которых было написано, какую пользу приносит здоровью человека этот напиток.
Сергей Васильевич слыл не только удачливым коммерсантом, но и щедрым благотворителем. Как активный общественник, Сергей Васильевич был выборным московского купечества, 13 лет состоял депутатом городской Думы. Входил в Комитет о просящих милостыню, где занимался поиском работы для бедняков и нищих. Эта деятельность была по душе Сергею Васильевичу, потому, что он всегда был рад помочь нуждающимся. В своих имениях, и в магазинах Сергей Васильевич находил свободные вакансии для безработных. Его даже упрекали, что он тратит деньги на лишних людей. А Сергей Васильевич отвечал: «Как вы не хотите понять, что я стараюсь бедным людям дать кусок хлеба».
В 1880 году Перлов стал почётным членом благотворительного Санкт-Петербургского Дома милосердия. Оно помогало «жертвам распутства», то есть раскаявшимся публичным женщинам. Для них открывали общеобразовательные школы и школы рукоделия. Перлов не жалел средств, чтобы помочь падшим женщинам исправиться. Кроме того, он до конца жизни вносил деньги в московское училище для глухонемых детей.
А главным делом своей жизни Сергей Васильевич считал строительство монастырского комплекса — Шамординской Амвросиевской женской пустыни. Ей он жертвовал колоссальные суммы. На них возвели центральный храм монастыря — пятнадцатиглавый собор Казанской иконы Божией Матери, трапезное помещение, больницу, богадельню, водонапорную башню. Перлов обустроил мастерские для монахинь: живописную, чеканную, переплётную, ковёрную. В монастыре имелись своя типография и даже фотоателье. К началу двадцатого столетия в Шамординской обители проживало восемьсот сестёр, а сама она стала крупным духовным центром. Перлов материально поддерживал обитель до конца своей жизни. Монахини говорили, что помощь Сергей Васильевич совершал с христианским смирением, никогда не афишируя своего участия в судьбе монастыря. А когда однажды растроганная игуменья попыталась сказать ему «спасибо», он ответил: «Что вы, матушка, я вас должен благодарить, что вы принимаете мою жертву».
За благотворительную деятельность Перлов был награждён орденом Святой Анны с формулировкой «в воздаяние особых трудов и заслуг», орденами Святого Станислава третьей и второй степени. А за финансовую помощь Черногории — союзнику России во время русско-турецкой войны, Сергею Васильевичу пожаловали орден князя Даниила. Но высшей наградой для него стало получение почётного дворянства и фамильного герба с изображением чайного куста и девизом «Честь в труде», который отражал главный принцип жизни самого Сергея Перлова. К слову, сегодня его потомки тоже занимаются церковной благотворительностью, продолжая доброе дело, начатое ещё их прадедом.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема