— Маргарита Константиновна, взгляните. Полотно Сергея Милорадовича «Монахиня у иконостаса» датировано 1922 годом. Возможно, это ошибка?
— Ну что вы, Андрей Борисович! Сотрудники Санкт-Петербургского музея истории религии — профессионалы, они не могли неверно указать дату создания картины.
— Вы правы, безусловно. Однако, как трудно поверить в то, что художник создал такую работу через пять лет после революции 1917 года. Ведь это полотно — настоящая проповедь. Краски насколько яркие, свежие, чистые, что в душе рождается ощущение праздника. Золото иконостаса сияет. Иконы Богородицы и Спасителя украшены гирляндами из живых цветов. Алтарь распахнут — так обычно бывает на Пасху. В его открытые двери виден светильник — семь лампад мерцают на нём алыми огоньками.
— И в руках монахини, стоящей посреди храма, теплится такая же красная лампадка. Как видно, матушка сняла её, чтобы поправить фитилёк или подлить масла. Подсвеченное стекло бросает яркие блики на белый апостольник — иноческий головной убор. И кажется, как будто героиня картины сама источает свет. На лице её читается особый радостный покой. Скорее всего, художник действительно запечатлел время пасхальных торжеств. Так по-особенному светло на сердце всегда бывает в дни христианских праздников.
— О чём я и говорю — картина выражает радость о Христе. И разве не удивительно, что она появилась в то время, когда агрессивная антирелигиозная кампания в стране набирала обороты? К 1922 году от рук большевиков погибло уже около десяти тысяч православных — архиереев, священников, активных прихожан. Сергей Милорадович наверняка понимал, что может разделить их участь.
— Я бы сказала, не участь, а подвиг. Аресты обошли художника стороной. Но проживать день за днём под постоянной угрозой и не скрывать своей веры — согласитесь, тоже исповедничество.
— Безусловно! И чтобы иметь такую крепость духа, нужно достойно прожить предыдущие годы.
— Камертоном такого достоинства для Сергея Милорадовича всегда служила Церковь. Он родился в подмосковном селе в семье дьякона, вырос при храме. И вся его жизнь протекала в церковном пространстве. В семь лет Сергей осиротел. Его воспитывал сначала дедушка, затем дядя — брат отца, оба они также служили дьяконами. В десять лет мальчика отдали учиться в школу при Московской духовной семинарии, здесь он получил первые навыки рисования. Чуть позже, уже будучи семинаристом, Сергей попробовал свои силы в иконописи. А еще через несколько лет, по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавал в епархиальном училище иконописания.
— По картине «Монахиня у иконостаса», кстати, заметно, что автор владеет иконописным мастерством. Образы Богородицы и Христа, праздничные иконы на алтарной перегородке переданы очень бережно.
— О, Сергей Милорадович разбирался в иконописи! Сохранились его преподавательские проекты об особенностях иконописного канона. В них художник убеждает коллег, что нельзя формально копировать древние образцы, воспроизводить в землистых оттенках лики, потемневшие от времени, лишать иконы свежести красок. А с другой стороны, предостерегает от нарочитой реалистичности в изображении святых. Настаивает, что слишком вольное изображение евангельских событий противоречит традиции.
— То есть, церковность и здесь выступала для Сергея Милорадовича мерилом подлинности.
— Церковь Христова была для художника альфой и омегой, он ей дышал. И посвящал работы, исполненные света, — такие, как картина «Монахиня у иконостаса». Отрадно и знаменательно, что это полотно стало экспонатом Музея истории религии. Ведь оно и вправду часть наследия христианской веры, иллюстрация летописи любви человека ко Христу.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема