— Ах, время, время...
— Простите, я не расслышал. Вы, кажется, поинтересовались временем? На моих часах без пятнадцати два.
— Спасибо вам за участие, но я о своём. Сама с собой по-стариковски разговариваю. Видите картину Серафимы Блонской «Девочки. Вербное воскресенье»? Когда я приезжаю в Таганрог, я обязательно прихожу сюда, в художественный музей, чтобы её увидеть. Не устаю смотреть на лица гимназисток — какие они ясноглазые, кроткие. Держат в руках вербу, и сами похожи на хрупкие веточки.
— Точно! И цветущие ветви вербы, и горящие свечи — это образы, которые невольно применяешь к юным героиням картины. Девочки стоят в домовом храме Таганрогской Мариинской гимназии вечером накануне Вербного воскресенья. За окном темно, а церковь наполнена тёплым светом. Богослужение ещё не началось, но многие гимназистки уже обратили свои мысли к Богу. На их лицах видна сосредоточенность.
— Может быть, среди красавиц на картине моя прабабушка. Она училась в Таганрогской Мариинской гимназии в восьмидесятых годах девятнадцатого века.
— Серафима Блонская писала картину чуть позже, в 1900 году. Это её итоговая работа по окончании Петербургской академии художеств. Но, вполне возможно, ваша прабабушка была знакома с художницей. Серафима Иасоновна училась в Мариинской гимназии Таганрога с 1880-го по 1887 год.
— Припоминаю, я читала об этом. Если я не путаю, художница была круглой отличницей?
— Да, золотой медалисткой.
— Моя прабабушка получила серебряную. Эту медаль — единственную семейную реликвию девятнадцатого века, родственники потеряли во время войны. А хотелось бы подержать её в руках.
— Понимаю вас! Может быть, картина Серафимы Блонской в какой-то степени может возместит утрату памятных вещей, поможет прикоснуться к прошлому? Оцените, например, как хорошо видно на полотне форменное платье таганрогской гимназистки. Художница точно передала фактуру тонкой хлопковой материи и изящество покроя.
— Да. Картина показывает не только цвет и фасон формы, но и то, как вдохновенно девочки её носили! Белоснежные пелерины похожи на ангельские крылья, и каждая из гимназисток выглядит олицетворением внутренней чистоты, подлинного благородства. А ведь среди учениц были не только дворянки, моя бабушка, например, из мещан.
— Да, в Таганрогской гимназии учились девочки из всех сословий. Это революционное новшество в женском образовании стало возможно благодаря императрице Марии Александровне. Супруга Александра Второго открыла и поддерживала тридцать восемь общедоступных гимназий. И уровень образования в них был весьма высокий!
— Интересно, какие науки девочки изучали?
— Часть предметов в гимназии были обязательными. Это Закон Божий, русская словесность, арифметика, физика, география, история и рукоделие. По желанию девочки могли изучать французский и греческий языки, заниматься рисованием, танцами и пением. При этом преподаватели старались не только наделить воспитанниц знаниями и умениями, но и привить им внутреннюю дисциплину. Тот стержень, который вы назвали подлинным благородством.
— И у них получалось!
— Да, судя по картине Серафимы Блонской. Художница запечатлела своих современниц, и одухотворённые лица девушек стали символом юношеской чистоты. Вне времени, на века!
«Картину Серафимы Блонской «Девочки. Вербное воскресенье» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.