— Ах, время, время...
— Простите, я не расслышал. Вы, кажется, поинтересовались временем? На моих часах без пятнадцати два.
— Спасибо вам за участие, но я о своём. Сама с собой по-стариковски разговариваю. Видите картину Серафимы Блонской «Девочки. Вербное воскресенье»? Когда я приезжаю в Таганрог, я обязательно прихожу сюда, в художественный музей, чтобы её увидеть. Не устаю смотреть на лица гимназисток — какие они ясноглазые, кроткие. Держат в руках вербу, и сами похожи на хрупкие веточки.
— Точно! И цветущие ветви вербы, и горящие свечи — это образы, которые невольно применяешь к юным героиням картины. Девочки стоят в домовом храме Таганрогской Мариинской гимназии вечером накануне Вербного воскресенья. За окном темно, а церковь наполнена тёплым светом. Богослужение ещё не началось, но многие гимназистки уже обратили свои мысли к Богу. На их лицах видна сосредоточенность.
— Может быть, среди красавиц на картине моя прабабушка. Она училась в Таганрогской Мариинской гимназии в восьмидесятых годах девятнадцатого века.
— Серафима Блонская писала картину чуть позже, в 1900 году. Это её итоговая работа по окончании Петербургской академии художеств. Но, вполне возможно, ваша прабабушка была знакома с художницей. Серафима Иасоновна училась в Мариинской гимназии Таганрога с 1880-го по 1887 год.
— Припоминаю, я читала об этом. Если я не путаю, художница была круглой отличницей?
— Да, золотой медалисткой.
— Моя прабабушка получила серебряную. Эту медаль — единственную семейную реликвию девятнадцатого века, родственники потеряли во время войны. А хотелось бы подержать её в руках.
— Понимаю вас! Может быть, картина Серафимы Блонской в какой-то степени может возместит утрату памятных вещей, поможет прикоснуться к прошлому? Оцените, например, как хорошо видно на полотне форменное платье таганрогской гимназистки. Художница точно передала фактуру тонкой хлопковой материи и изящество покроя.
— Да. Картина показывает не только цвет и фасон формы, но и то, как вдохновенно девочки её носили! Белоснежные пелерины похожи на ангельские крылья, и каждая из гимназисток выглядит олицетворением внутренней чистоты, подлинного благородства. А ведь среди учениц были не только дворянки, моя бабушка, например, из мещан.
— Да, в Таганрогской гимназии учились девочки из всех сословий. Это революционное новшество в женском образовании стало возможно благодаря императрице Марии Александровне. Супруга Александра Второго открыла и поддерживала тридцать восемь общедоступных гимназий. И уровень образования в них был весьма высокий!
— Интересно, какие науки девочки изучали?
— Часть предметов в гимназии были обязательными. Это Закон Божий, русская словесность, арифметика, физика, география, история и рукоделие. По желанию девочки могли изучать французский и греческий языки, заниматься рисованием, танцами и пением. При этом преподаватели старались не только наделить воспитанниц знаниями и умениями, но и привить им внутреннюю дисциплину. Тот стержень, который вы назвали подлинным благородством.
— И у них получалось!
— Да, судя по картине Серафимы Блонской. Художница запечатлела своих современниц, и одухотворённые лица девушек стали символом юношеской чистоты. Вне времени, на века!
«Картину Серафимы Блонской «Девочки. Вербное воскресенье» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер