Когда в семье растёт несколько детей, взрослые редко удерживаются от сравнения, кто же из наследников одарённее. Чаще всего лавры достаются младшему ребёнку. Так было и с братьями Чапеками. Но пока родители с учителями навешивали ярлыки, Йозеф и Карел формировали свой братско-творческий союз. А, повзрослев, ворвались в чешское искусство. Вместе.
Их отец работал врачом на текстильной фабрике, а мама занималась фольклором. Йозеф был старше Карела на три года. И всё равно их часто принимали за близнецов, настолько крепко они были привязаны друг к другу. Маленький Карел во всём подражал брату. Йозеф хорошо рисовал и Карел тоже брался за краски. Вдвоём они выходили на улицу, устанавливали табличку с надписью «Не глазеть» и рисовали. Став школьником, Йозеф решил написать роман. За перо взялся и младший брат. Карел был хрупким, болезненным ребёнком. Родители жалели и баловали своё, как они говорили, «воскресное дитя». Мама поручала присматривать за ним озорному Йозефу: «Ты, Йозеф, второй его папа, его воспитатель!». «Второй папа» усердно присматривал, но Карел любил убегать и прятаться. Его находили, а он снова убегал и снова прятался. Детские игры братьев – это тысячи маленьких радостей, о которых Чапеки вспоминали потом всю жизнь.
Удивительно, но Йозеф, ставший знаменитым художником, в детстве получал по рисованию плохие отметки. Учёба вообще давалась ему с трудом. Не потому, что способностей не было. В школе царила скука. Йозеф мечтал стать шарманщиком, пожарным, капитаном и путешественником. Где уж тут усидеть за партой! Но родители решили, что толку из сына не будет, в университет он не поступит, а потому после школы отдали Йозефа в текстильное училище, а потом и на текстильную фабрику. Но стоять у станка Йозеф решительно отказался. Родители сдались под его натиском и отпустили парня в Прагу «учиться на художника».
Младшему сыну отец прочил карьеру врача. Но, так же как любимый старший брат, Карел решил идти своим путём и поступил в университет на философский факультет. Йозеф решил пожить немного в Париже и уехал. Карел помчался за братом. Вдвоём они бродили по музеям. Листали старые книги в букинистических лавках, наблюдали за богемной толпой на Монмартре. Однажды вечером, соскучившись по Чехии, братья стали петь старинные чешские песенки, услышанные в детстве от бабушки. Йозеф пел басом, Карел – тенором. Такого двухголосия Париж никогда ещё не слышал, и братья шутя говорили, что если услышит ещё раз, то точно не переживёт.
Путешествуя по Франции, Чапеки обдумывали замыслы своих будущих литературных произведений. Много позже, исследователи так и не смогут определить, кому из братьев принадлежат те или иные идеи, приёмы и слова. Зато подлинно известно, что слову «робот» мир обязан Йозефу Чапеку. Он придумал его и подарил брату. А уж Карел вставил «робота» в свою знаменитую драму «R.U.R.». («Р.У.Р.»)
Какое-то время братья сочиняли только вместе, потом работали порознь, потом снова воссоединились. Мир хорошо знает романы, рассказы, сказки и пьесы Карела Чапека. И так же хорошо знает иллюстрации к ним – их, как и обложки книг брата, делал художник Йозеф Чапек.
Братья построили в Праге дом, поселились в нём. Сюда Карел привёл свою избранницу - молодую актрису Ольгу. Женился и Йозеф, у него родилась дочь Алёнка. Он писал для девочки изумительные сказки, делал к ним смешные иллюстрации. На мультфильме по одной из этих сказок выросло пять поколений российских детей. Он назывался «Как кошечка и собачка мыли пол». Всего этих трогательных историй про кошечку и пёсика у Йозефа было девять. Как говорили современники, такие сказки мог написать только взрослый с душой ребёнка. Карел и в этом походил на старшего брата. Ведь и его сказки для взрослых очень любят дети.
Сегодня никто уже не сравнивает творчество братьев и не выясняет, кто же из них был талантливее. Оба талантливее, считают критики. И даже не пытаются разгадать секрет творческого союза Чапеков. А может и не надо ничего разгадывать. Потому что секрет прост: они любили, понимали и сострадали друг другу. С самых первых детских шажков.
Чтобы девочки с синдромом Дауна продолжали учиться и заниматься рукоделием

Ульяне 26 лет, и десять из них она живёт в Елизаветинском детском доме при Марфо-Мариинской обители в Москве. В основном здесь воспитываются девочки с синдромом Дауна. Ульяна — прекрасная помощница по хозяйству и талантливая мастерица: ей нравится вышивать и создавать картины из шерсти. Для неё это источник радости и то, что получается лучше всего.
Её путь к самостоятельности начинался с малого: Ульяну учили ухаживать за собой и своими вещами, мыть посуду и готовить. Параллельно девушка занималась с логопедом и дефектологом, а позже отучилась в колледже. За всеми её успехами стоит кропотливая работа сотрудников Елизаветинского детского дома и, конечно, личное усердие.
Рукоделие особенно давалось Ульяне с большим трудом. Поначалу, было сложно даже вдеть нитку в иголку, подводила мелкая моторика. Кроме этого, на осмотре у врача выяснилось, что у девушки плохое зрение. Ей подобрали очки, мир обрёл чёткость, а вместе с этим пришла и уверенность. Постепенно Ульяна освоила кропотливое занятие и полюбила создавать красоту своими руками.
Другие воспитанницы с синдромом Дауна, которые вместе с Ульяной живут в Елизаветинском детском доме, тоже любят творить. Они с интересом осваивают что-то новое: учатся работать на швейной машинке, пробуют украшать сумки и многое другое.
Чтобы у детского дома была возможность организовывать больше творческих и развивающих занятий, ему важна поддержка. Пусть Ульяна и другие особенные мастерицы продолжают учиться и заниматься тем, что их радует.
Помочь Елизаветинскому детскому дому можно по ссылке
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гонения на Русскую Церковь в 1920-е годы». Диакон Михаил Гар
У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитагного университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советсткой России в 20-е годы прошлого века. Как и почему преследовались священники и верующие люди и как к этим гонениям в начале относилось русское общество.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Проект «Монастыринг». Александра Франк
У нас в студии была режиссер, продюсер, глава благотворительного фонда «Звезда на ладошке» Александра Франк.
Мы говорили с нашей гостьей о вере и творчестве, а также о новом реалити-шоу «Монастыринг», в котором трое молодых блогеров приезжают на Валаам и погружаются в монастырскую жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







