Когда в семье растёт несколько детей, взрослые редко удерживаются от сравнения, кто же из наследников одарённее. Чаще всего лавры достаются младшему ребёнку. Так было и с братьями Чапеками. Но пока родители с учителями навешивали ярлыки, Йозеф и Карел формировали свой братско-творческий союз. А, повзрослев, ворвались в чешское искусство. Вместе.
Их отец работал врачом на текстильной фабрике, а мама занималась фольклором. Йозеф был старше Карела на три года. И всё равно их часто принимали за близнецов, настолько крепко они были привязаны друг к другу. Маленький Карел во всём подражал брату. Йозеф хорошо рисовал и Карел тоже брался за краски. Вдвоём они выходили на улицу, устанавливали табличку с надписью «Не глазеть» и рисовали. Став школьником, Йозеф решил написать роман. За перо взялся и младший брат. Карел был хрупким, болезненным ребёнком. Родители жалели и баловали своё, как они говорили, «воскресное дитя». Мама поручала присматривать за ним озорному Йозефу: «Ты, Йозеф, второй его папа, его воспитатель!». «Второй папа» усердно присматривал, но Карел любил убегать и прятаться. Его находили, а он снова убегал и снова прятался. Детские игры братьев – это тысячи маленьких радостей, о которых Чапеки вспоминали потом всю жизнь.
Удивительно, но Йозеф, ставший знаменитым художником, в детстве получал по рисованию плохие отметки. Учёба вообще давалась ему с трудом. Не потому, что способностей не было. В школе царила скука. Йозеф мечтал стать шарманщиком, пожарным, капитаном и путешественником. Где уж тут усидеть за партой! Но родители решили, что толку из сына не будет, в университет он не поступит, а потому после школы отдали Йозефа в текстильное училище, а потом и на текстильную фабрику. Но стоять у станка Йозеф решительно отказался. Родители сдались под его натиском и отпустили парня в Прагу «учиться на художника».
Младшему сыну отец прочил карьеру врача. Но, так же как любимый старший брат, Карел решил идти своим путём и поступил в университет на философский факультет. Йозеф решил пожить немного в Париже и уехал. Карел помчался за братом. Вдвоём они бродили по музеям. Листали старые книги в букинистических лавках, наблюдали за богемной толпой на Монмартре. Однажды вечером, соскучившись по Чехии, братья стали петь старинные чешские песенки, услышанные в детстве от бабушки. Йозеф пел басом, Карел – тенором. Такого двухголосия Париж никогда ещё не слышал, и братья шутя говорили, что если услышит ещё раз, то точно не переживёт.
Путешествуя по Франции, Чапеки обдумывали замыслы своих будущих литературных произведений. Много позже, исследователи так и не смогут определить, кому из братьев принадлежат те или иные идеи, приёмы и слова. Зато подлинно известно, что слову «робот» мир обязан Йозефу Чапеку. Он придумал его и подарил брату. А уж Карел вставил «робота» в свою знаменитую драму «R.U.R.». («Р.У.Р.»)
Какое-то время братья сочиняли только вместе, потом работали порознь, потом снова воссоединились. Мир хорошо знает романы, рассказы, сказки и пьесы Карела Чапека. И так же хорошо знает иллюстрации к ним – их, как и обложки книг брата, делал художник Йозеф Чапек.
Братья построили в Праге дом, поселились в нём. Сюда Карел привёл свою избранницу - молодую актрису Ольгу. Женился и Йозеф, у него родилась дочь Алёнка. Он писал для девочки изумительные сказки, делал к ним смешные иллюстрации. На мультфильме по одной из этих сказок выросло пять поколений российских детей. Он назывался «Как кошечка и собачка мыли пол». Всего этих трогательных историй про кошечку и пёсика у Йозефа было девять. Как говорили современники, такие сказки мог написать только взрослый с душой ребёнка. Карел и в этом походил на старшего брата. Ведь и его сказки для взрослых очень любят дети.
Сегодня никто уже не сравнивает творчество братьев и не выясняет, кто же из них был талантливее. Оба талантливее, считают критики. И даже не пытаются разгадать секрет творческого союза Чапеков. А может и не надо ничего разгадывать. Потому что секрет прост: они любили, понимали и сострадали друг другу. С самых первых детских шажков.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема