Когда в семье растёт несколько детей, взрослые редко удерживаются от сравнения, кто же из наследников одарённее. Чаще всего лавры достаются младшему ребёнку. Так было и с братьями Чапеками. Но пока родители с учителями навешивали ярлыки, Йозеф и Карел формировали свой братско-творческий союз. А, повзрослев, ворвались в чешское искусство. Вместе.
Их отец работал врачом на текстильной фабрике, а мама занималась фольклором. Йозеф был старше Карела на три года. И всё равно их часто принимали за близнецов, настолько крепко они были привязаны друг к другу. Маленький Карел во всём подражал брату. Йозеф хорошо рисовал и Карел тоже брался за краски. Вдвоём они выходили на улицу, устанавливали табличку с надписью «Не глазеть» и рисовали. Став школьником, Йозеф решил написать роман. За перо взялся и младший брат. Карел был хрупким, болезненным ребёнком. Родители жалели и баловали своё, как они говорили, «воскресное дитя». Мама поручала присматривать за ним озорному Йозефу: «Ты, Йозеф, второй его папа, его воспитатель!». «Второй папа» усердно присматривал, но Карел любил убегать и прятаться. Его находили, а он снова убегал и снова прятался. Детские игры братьев – это тысячи маленьких радостей, о которых Чапеки вспоминали потом всю жизнь.
Удивительно, но Йозеф, ставший знаменитым художником, в детстве получал по рисованию плохие отметки. Учёба вообще давалась ему с трудом. Не потому, что способностей не было. В школе царила скука. Йозеф мечтал стать шарманщиком, пожарным, капитаном и путешественником. Где уж тут усидеть за партой! Но родители решили, что толку из сына не будет, в университет он не поступит, а потому после школы отдали Йозефа в текстильное училище, а потом и на текстильную фабрику. Но стоять у станка Йозеф решительно отказался. Родители сдались под его натиском и отпустили парня в Прагу «учиться на художника».
Младшему сыну отец прочил карьеру врача. Но, так же как любимый старший брат, Карел решил идти своим путём и поступил в университет на философский факультет. Йозеф решил пожить немного в Париже и уехал. Карел помчался за братом. Вдвоём они бродили по музеям. Листали старые книги в букинистических лавках, наблюдали за богемной толпой на Монмартре. Однажды вечером, соскучившись по Чехии, братья стали петь старинные чешские песенки, услышанные в детстве от бабушки. Йозеф пел басом, Карел – тенором. Такого двухголосия Париж никогда ещё не слышал, и братья шутя говорили, что если услышит ещё раз, то точно не переживёт.
Путешествуя по Франции, Чапеки обдумывали замыслы своих будущих литературных произведений. Много позже, исследователи так и не смогут определить, кому из братьев принадлежат те или иные идеи, приёмы и слова. Зато подлинно известно, что слову «робот» мир обязан Йозефу Чапеку. Он придумал его и подарил брату. А уж Карел вставил «робота» в свою знаменитую драму «R.U.R.». («Р.У.Р.»)
Какое-то время братья сочиняли только вместе, потом работали порознь, потом снова воссоединились. Мир хорошо знает романы, рассказы, сказки и пьесы Карела Чапека. И так же хорошо знает иллюстрации к ним – их, как и обложки книг брата, делал художник Йозеф Чапек.
Братья построили в Праге дом, поселились в нём. Сюда Карел привёл свою избранницу - молодую актрису Ольгу. Женился и Йозеф, у него родилась дочь Алёнка. Он писал для девочки изумительные сказки, делал к ним смешные иллюстрации. На мультфильме по одной из этих сказок выросло пять поколений российских детей. Он назывался «Как кошечка и собачка мыли пол». Всего этих трогательных историй про кошечку и пёсика у Йозефа было девять. Как говорили современники, такие сказки мог написать только взрослый с душой ребёнка. Карел и в этом походил на старшего брата. Ведь и его сказки для взрослых очень любят дети.
Сегодня никто уже не сравнивает творчество братьев и не выясняет, кто же из них был талантливее. Оба талантливее, считают критики. И даже не пытаются разгадать секрет творческого союза Чапеков. А может и не надо ничего разгадывать. Потому что секрет прост: они любили, понимали и сострадали друг другу. С самых первых детских шажков.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых