Когда в семье растёт несколько детей, взрослые редко удерживаются от сравнения, кто же из наследников одарённее. Чаще всего лавры достаются младшему ребёнку. Так было и с братьями Чапеками. Но пока родители с учителями навешивали ярлыки, Йозеф и Карел формировали свой братско-творческий союз. А, повзрослев, ворвались в чешское искусство. Вместе.
Их отец работал врачом на текстильной фабрике, а мама занималась фольклором. Йозеф был старше Карела на три года. И всё равно их часто принимали за близнецов, настолько крепко они были привязаны друг к другу. Маленький Карел во всём подражал брату. Йозеф хорошо рисовал и Карел тоже брался за краски. Вдвоём они выходили на улицу, устанавливали табличку с надписью «Не глазеть» и рисовали. Став школьником, Йозеф решил написать роман. За перо взялся и младший брат. Карел был хрупким, болезненным ребёнком. Родители жалели и баловали своё, как они говорили, «воскресное дитя». Мама поручала присматривать за ним озорному Йозефу: «Ты, Йозеф, второй его папа, его воспитатель!». «Второй папа» усердно присматривал, но Карел любил убегать и прятаться. Его находили, а он снова убегал и снова прятался. Детские игры братьев – это тысячи маленьких радостей, о которых Чапеки вспоминали потом всю жизнь.
Удивительно, но Йозеф, ставший знаменитым художником, в детстве получал по рисованию плохие отметки. Учёба вообще давалась ему с трудом. Не потому, что способностей не было. В школе царила скука. Йозеф мечтал стать шарманщиком, пожарным, капитаном и путешественником. Где уж тут усидеть за партой! Но родители решили, что толку из сына не будет, в университет он не поступит, а потому после школы отдали Йозефа в текстильное училище, а потом и на текстильную фабрику. Но стоять у станка Йозеф решительно отказался. Родители сдались под его натиском и отпустили парня в Прагу «учиться на художника».
Младшему сыну отец прочил карьеру врача. Но, так же как любимый старший брат, Карел решил идти своим путём и поступил в университет на философский факультет. Йозеф решил пожить немного в Париже и уехал. Карел помчался за братом. Вдвоём они бродили по музеям. Листали старые книги в букинистических лавках, наблюдали за богемной толпой на Монмартре. Однажды вечером, соскучившись по Чехии, братья стали петь старинные чешские песенки, услышанные в детстве от бабушки. Йозеф пел басом, Карел – тенором. Такого двухголосия Париж никогда ещё не слышал, и братья шутя говорили, что если услышит ещё раз, то точно не переживёт.
Путешествуя по Франции, Чапеки обдумывали замыслы своих будущих литературных произведений. Много позже, исследователи так и не смогут определить, кому из братьев принадлежат те или иные идеи, приёмы и слова. Зато подлинно известно, что слову «робот» мир обязан Йозефу Чапеку. Он придумал его и подарил брату. А уж Карел вставил «робота» в свою знаменитую драму «R.U.R.». («Р.У.Р.»)
Какое-то время братья сочиняли только вместе, потом работали порознь, потом снова воссоединились. Мир хорошо знает романы, рассказы, сказки и пьесы Карела Чапека. И так же хорошо знает иллюстрации к ним – их, как и обложки книг брата, делал художник Йозеф Чапек.
Братья построили в Праге дом, поселились в нём. Сюда Карел привёл свою избранницу - молодую актрису Ольгу. Женился и Йозеф, у него родилась дочь Алёнка. Он писал для девочки изумительные сказки, делал к ним смешные иллюстрации. На мультфильме по одной из этих сказок выросло пять поколений российских детей. Он назывался «Как кошечка и собачка мыли пол». Всего этих трогательных историй про кошечку и пёсика у Йозефа было девять. Как говорили современники, такие сказки мог написать только взрослый с душой ребёнка. Карел и в этом походил на старшего брата. Ведь и его сказки для взрослых очень любят дети.
Сегодня никто уже не сравнивает творчество братьев и не выясняет, кто же из них был талантливее. Оба талантливее, считают критики. И даже не пытаются разгадать секрет творческого союза Чапеков. А может и не надо ничего разгадывать. Потому что секрет прост: они любили, понимали и сострадали друг другу. С самых первых детских шажков.
Псалом 7. Богослужебные чтения
Существуют вещи, изменить которые мы не в состоянии, но много зависит от того, как мы на них реагируем. Впадаем ли мы в отчаяние и опускаем руки. Или же с надеждой на Бога продолжаем делать то, что находится в нашей сфере нашей ответственности. О необходимости всегда иметь надежду на Господа повествует псалом 7-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 7-й был написан царём и пророком Давидом в непростые для него времена. Святой оказался в условиях лютых гонений, которые устроили его враги, желавшие лишить царя жизни. На этом сходятся все исследователи, не находящие, при этом, согласия в том, когда именно и при каких обстоятельствах на Давида свалились эти тяжкие испытания. Причиной дискуссии стало надписание, то есть аннотация псалма, в котором упоминается некий Хусий из колена Вениаминова. Библеисты спорят, кто это такой. Одним кажется, что речь идёт о друге Давида, который царя предал и переметнулся на сторону неприятелей. Другие же полагают, что под именем Хусия скрывается безумный правитель Саул, лишённый Богом за грехи права царствовать над Израилем. На смену Саулу и был поставлен Давид, с чем первый не смирился.
Существует и третья версия, что Хусием царь называет Семея из рода Саула, который во времена скитаний Давида по причине восстания его (Давида) сына Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцей. Так он мстил Давиду за Саула.
Вне зависимости от исторических деталей, положение, в котором находился Давид, представлялось крайне тяжёлым. Царь ощущал себя предельно одиноким, беспомощным. Но он всё же изо всех сил держался за надежду на Господа. Он, например, пишет: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Давид понимает, что может рассчитывать на помощь Бога только в том случае, если ни в чём не преступал заповедей, если совесть его чиста. Вот почему в псалме мы встречаем такие слова: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире ... пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах«.
Давид верит и надеется, что ни в чём против правды Божией не шёл. А потому он готов прийти на суд Господень. Совесть царя подсказывала ему, что истина на его стороне. А наступившее время испытаний представляет собой проверку крепости веры. Вот почему Давид пишет: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»
И Давид надеется, что Господь его не оставит. Царь не желает мстить своим обидчикам, не испытывает к ним злобы. Но он просит Бога, чтобы ненавистники сами познали плоды своих дел, почувствовали, что значит быть объектом для коварства и злобы. Потому царь и пишет: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
И Давид, предчувствуя окончание испытаний, благодарит Бога — «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Он верит и чувствует, что Господь не посрамит надежду и поможет тому, кто Ему останется верен до конца. Так и произошло. Радость и мир вернулись в жизнь Давида, а его крепость в вере стала примером для многих поколений христиан.
«О зависти». Протоиерей Андрей Рахновский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из первого тома «Творений» святителя Василия Великого, посвященные зависти: в чем причина этого духовного недуга, почему именно эту страсть сложнее всего в себе обнаружить, о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком, а также что может помочь в преодолении зависти.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Накормим тех, кто попал в беду
Фонд «Банк еды «Русь» много лет помогает людям по всей России самым необходимым — едой. В преддверии Нового года и Рождества фонд запустил акцию «Положите подарок под благотворительную ёлочку». Её цель — собрать как можно больше средств, чтобы обеспечить запасом продуктов тех, кто в этом нуждается: одиноких пенсионеров, многодетные семьи и родителей особенных детей.
Среди тех, кому нужна помощь оказался Иван Николаевич и его близкие. В 60 лет мужчина остался один с двумя несовершеннолетними детьми. В дружную жизнь семьи вмешалось несчастье — супруги и мамы, Натальи, не стало. Теперь Иван Николаевич растит двоих сыновей самостоятельно. У одного из них — инвалидность: он не слышит, не говорит, плохо видит и с трудом передвигается. Родные для него — опора во всех смыслах.
Иван Николаевич берётся за любую подработку, чтобы мальчишки были сыты и одеты. Но порой его усилий не хватает, чтобы закрывать все потребности семьи. В такие моменты банк еды «Русь» всегда оказывается рядом. Продуктовые наборы делают жизнь отца и его сыновей заметно легче. Заработанные деньги Иван Николаевич может вкладывать в лечение старшего сына и распределять на другие нужды семьи.
Примите участие в акции «Положите подарок под благотворительную ёлочку», так вы поможете банку еды «Русь» обеспечивать продуктами всех, кому они необходимы. Оставить любой посильный перевод можно на официальном сайте фонда.
Когда человек уверен, что он сможет накормить себя и близких, у него появляются силы жить!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











