К художнику Василию Поленову настоящая любовь пришла в 40 лет. Он уже отчаялся повстречать близкого по духу человека. Но появилась Наталья Якунчикова и нахлынуло то самое чувство, которое сделало Поленова счастливым. Наталья Васильевна и сама способная художница, после замужества целиком посвятила себя семье. Друзья Поленовых говорили, что другой такой жены, как Якунчикова, было не найти, а среди спутниц художников и подавно.
Василий Поленов вырос в петербургской дворянской семье. Талантливый мальчик рисовал с раннего детства, делал успехи и всё же по окончании гимназии поступил в Университет. Но живопись не бросал, параллельно учась в Академии художеств. Закончил её Василий с золотой медалью и отправился стажироваться в Италию. В Риме Поленов влюбился в Марусю Оболенскую. Но девушка скоропостижно скончалась, заболев корью. Вернувшись в Россию, Поленов стал ухаживать за певицей Марией КлимЕнтовой. Но и это увлечение ни к чему не привело, художник был на грани отчаяния.
Измученный Поленов искал утешения в Абрамцево - усадьбе своего друга Саввы Мамонтова. Приезжал туда грустный и расстроенный, и не видел, что за ним пристально наблюдает молодая девушка - Наташа Якунчикова. Она влюбилась в Поленова, который был старше её на 14 лет. «Его образ неразлучен со мной во всех моих думах, во всех моих действиях», - писала Наташа сестре. Но Поленов не замечал девушку и она даже не мечтала о взаимности. Как ни странно, помогла совместная работа. Поленов проектировал церковь в Абрамцево. Её нужно было украсить вышитыми хоругвями. Вышивать поручили Наташе, а рисунки делал Поленов. В один из дней девушка, не выдержав, призналась Василию Дмитриевичу в любви. Поленов от неожиданности растерялся. Наташа была для него просто милой девочкой. Но ему рядом с ней было хорошо и спокойно. Как будто ангел-хранитель появился. И художник сделал Наташе предложение. Первым венчанием в абрамцевской церкви стало венчание Поленова и Якунчиковой.
После свадьбы вместе с Наташей Поленов уехал в Рим писать картину «Христос и грешница». Работа шла трудно, но Наталья Васильевна по мере сил помогала мужу. Шила костюмы для натурщиков. И мягко, но неуклонно подталкивала Поленова к тому, чтобы он не увлекался формой, а больше работал над содержанием. Картина была написана и так понравилась императору Александру Третьему, что он купил её за тридцать тысяч рублей – неслыханные по тем временам деньги. На них художник приобрёл усадьбу на берегу Оки. В первый паз Поленов увидел эти места с борта парохода. Ему очень полюбились высокие холмы, леса, поля и деревеньки, и тогда он с вдохновением написал жене такие слова: «Мечтаю я об домике на берегу Оки, об том, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека».
Мечты скоро стали явью. Поленов выкупил землю. Сам спроектировал дом. Наталья Васильевна была незаменимой помощницей мужу и чудесной матерью детям. Их в семье родилось шестеро. В доме постоянно звенел смех, здесь никому не было тесно: ни хозяевам, ни гостям. Поленов говорил, что дом начинает быть домом, когда удобен для всех, кто в нём живёт. Даже лестницу на второй этаж, художник продумал до мелочей. Домашние называли её «всегонАрием», так как по ней гоняли все кому не лень.
Пока дети были маленькими, Наталья Васильевна отдавала им всё своё время и внимание. Когда же они подросли, занялась общественными делами. Поленовы выстроили две сельские школы. В одной из них Наталья Васильевна открыла театральный зал для самодеятельных спектаклей и стала их первым режиссёром. А Василий Дмитриевич обучал живописи крестьянских детей, возвёл в ближайшей деревне церковь, устроил для жителей диораму - кругосветное путешествие в 70-ти картинках. Художнику тогда было уже 76 лет. И крестьяне так любили семью Поленовых, что в революцию не тронули усадьбу.
До конца своих дней прожили Василий и Мария Поленовы в мире и согласии. В доме, в котором великий русский художник обрёл то, о чём так долго мечтал: любовь на всю жизнь и семейное счастье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема