Иногда встречаются счастливые супружеские пары, у которых в начале семейного пути что-то не ладится, муж не может войти в колею новой жизни, и жена часто жалуется на него окружающим. Но постепенно всё меняется. Со временем такой муж говорит, что супруга стала для него настоящим ангелом-хранителем. Таким же ангелом-хранителем была для своего мужа Ольга, жена белого генерала Петра Врангеля, своим мужеством спасшая его от верной гибели.
Ольга происходила из знатной семьи и была фрейлиной при императрице Александре Фёдоровне, жене Николая II. Стройная, темноглазая и кудрявая, девушка отличалась необыкновенной красотой. Многие были уверены, что она прекрасно устроит свою жизнь, выйдя замуж за одного из придворных или даже князей. Ольга же мечтала совсем об ином. Девушка отказывала всем поклонникам ради того, чтобы учиться на курсах медсестёр, и стала второй в России женщиной – военным врачом. Родителям Ольги не нравилось, что их дочь не торопится выходить замуж, и они пытались увлечь её балами и вечерами в светских салонах. Однако именно в русской армии она встретила своего суженого.
Поручика Врангеля было тяжело не заметить – он отличался высоким ростом и взрывным характером. Один раз увидев Петра, Ольга уже не могла забыть о нём. А он сразу же обратил внимание на красавицу-врача, которая собиралась лечить его солдат. Роман Петра и Ольги развивался очень бурно. Уже через несколько свиданий Врангель в свойственной ему манере громогласно всем объявил, что женится на фрейлине императрицы.
Первый год после свадьбы был для Ольги очень трудным. Пётр привык к разгульной офицерской жизни, и его было тяжело отучить от постоянных кутежей, с которых он часто возвращался нетрезвым. Тогда Ольга постаралась сделать так, чтобы мужу не хотелось никуда уходить. Она окружила его любовью и создала в доме атмосферу тепла и уюта. Суровое сердце Врангеля, не знавшее подобной заботы, стало смягчаться. А когда у супругов родилась первая дочь, знакомые перестали узнавать в этом образцовом семьянине и любящем отце того балагура, каким он был ещё совсем недавно.
Пётр уже и не представлял, как жил без Ольги все эти годы. Он ласково называл её Котькой и Олесинькой, а она подарила ему четверых детей, была прекрасной хозяйкой и сама лечила мужа, если он болел. Ольга выходила Врангеля, когда он заразился тифом и другие врачи сказали, что надежды на выздоровление нет. Пётр понимал, что без жены давно бы пропал – не только физически, но и духовно, и его любовь к ней становилась более крепкой и глубокой. Ольга же была счастлива просто от того, что может чем-то помочь своему мужу.
Однако главные испытания супругов ждали впереди. И Пётр, и Ольга участвовали в Первой мировой войне: он командовал кавалерией, а она лечила раненых. В конце 1917 года они вернулись с фронта домой. Возвращение было безрадостным – в России разворачивалась революция, и новая власть начала преследовать офицеров царской армии. Однажды большевики ворвались в дом Врангелей в Ялте и арестовали Петра. Ольга в ужасе побежала за незнакомыми людьми, схватившими её мужа, и стала спрашивать, что же с ним будет. От ответа она чуть не упала в обморок – Петра хотели расстрелять. Тогда Ольга собралась с силами и пошла впереди мужа, хотя её не арестовывали. «Я счастливо прожила с ним всю жизнь и хочу разделить его участь до конца», - сказала она удивлённым большевикам. Их настолько поразила смелость и любовь Ольги, что исполнить страшное обещание никто не решился.
Когда в 1920 году Пётр возглавил Добровольческую армию и стал предводителем белого движения, Ольга оставалась рядом с ним. Она поддерживала мужа в тяжёлые дни и помогала проводить эвакуацию населения в Крыму перед наступлением красных. Многие беженцы полагались на неё, среди них только и было слышно: «Вы не видели Ольгу Михайловну?..», «Ольга Михайловна поможет… напишет… скажет… сделает…»
Покинув Россию, семья Врангелей поселилась в Европе. Супруги поддерживали тесные отношения со многими священниками и епископами, в том числе с главой русской Православной Церкви за рубежом митрополитом Антонием (Храповицким). Пётр пытался объединить и представителей белого движения, оказавшихся в эмиграции. В 1924 году он создал Русский общевоинский союз. Однако воплотить в жизнь свои планы Врангель так и не успел… В 1928 году Пётр заболел загадочной болезнью, ни один врач не смог поставить диагноз. По одной из версий Врангель был отравлен агентом НКВД. Уже через месяц Ольга похоронила своего любимого мужа…
После его смерти она не перестала беспокоиться о беженцах из России. Ольга организовала несколько госпиталей и до конца жизни собирала для них деньги, став ангелом-хранителем не только для Петра Врангеля, а для всех русских эмигрантов.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов