Сколько раз приходится видеть, как люди отступаются после первой же неудачи и бросают желанное дело! Лишь немногие находят в себе силы биться за свою мечту и, в конце концов, достигают её. Таким был и Геннадий Невельской, русский адмирал и исследователь Дальнего Востока.
С самого детства Геннадий грезил о путешествиях и открытиях. Узнав, что карты Дальнего Востока пестрят белыми пятнами, он стал мечтать об изучении этого края. Юноша уверенно шёл к исполнению своего желания – с отличием закончил учёбу в Морском кадетском корпусе, а за время службы на флоте получил множество прекрасных рекомендаций. Желая попасть на Дальний Восток, Невельской отказался от выгодного для карьеры места и добился того, чтобы его назначили командиром судна, которое в 1848 году должно было отправиться на Камчатку. На нём Геннадий доплыл до Сахалина и установил, что это остров, а не полуостров, как считалось раньше.
Сделав множество открытий, экипаж отправился обратно в Петербург – на этот раз по суше, так как корабль пришлось оставить в порту. Зима застала Невельского в Сибири, и он на несколько месяцев остановился в Иркутске, не подозревая о том, что именно здесь решится его судьба.
На одном из вечеров офицера познакомили с ангелом, который спустился с небес, - такой Геннадию показалась 18-летняя Катя Ельчанѝнова, племянница иркутского губернатора. Она была белокурой жизнерадостной красавицей, в обществе которой чувствуешь себя легко и естественно. 36-летний Невельской, никогда не думавший о женитьбе, впервые в жизни влюбился. Его чувство было настолько сильным, что он не стал долго ждать и уже после нескольких встреч сделал девушке предложение. И получил категорический отказ… «В самом деле, - думал расстроенный Геннадий, - разве я мог ей понравиться? Я, мужчина в два раза её старше, с лысиной и о́спинами на лице?» Он понял, что слишком поторопился – Катя просто не успела его хорошо узнать. Но времени на ухаживания у него не хватало – Невельской должен был срочно отправляться в Петербург.
В следующий раз он смог увидеть Катю только в 1851 году, когда его назначили руководителем Амурской экспедиции. Геннадий по делам заехал в Иркутск и сразу же попросил Ельчаниновых о свидании с Катей. Он старался бывать у неё каждый свободный день, надеясь, что она переменит мнение о нём. Своей деликатной настойчивостью и обходительностью Невельской сумел добиться ответного чувства. Перед отъездом он спросил Катю ещё раз, не выйдет ли она за него замуж. И девушка согласилась…
Последующие непогожие дни в суровой Сибири заиграли для Геннадия всеми красками жизни. Он не мог поверить в своё счастье – после венчания Катя объявила, что поедет в экспедицию вместе с мужем. Её пугали страшными рассказами о беспутье, голодных и холодных зимах, о полной неустроенности жилья, но переубедить девушку не получилось. Собрав вещи, молодожёны отправились на Амур.
Рассказы родственников оправдались в полной мере. Болотный гнус, лодки, переворачивающиеся из-за сильного течения рек, нехватка пропитания… Геннадий, волновавшийся за свою жену, умолял её вернуться домой. Однако Катя считала, что её место рядом с мужем, а значит, нет пути назад…
Вид поселения Петровское, где им предстояло жить несколько лет, потряс Катю своей бедностью. Пока муж с энтузиазмом исследовал новые земли, ей пришлось обустраивать жилище и заниматься тем, что для неё всегда делали слуги: она мыла полы, собирала ягоды, готовила еду. Воспитанная в богатстве и непривычная к физическму труду, Катя нашла в себе силы не поддаваться отчаянию, а испытания только сближали её с мужем. Невельской, как мог, старался облегчить жизнь жены, помогая по хозяйству. Не жалея себя, он ночами просиживал у детских кроваток, чтобы Катя могла отдохнуть. Она видела, как искренне старается ради неё Геннадий, и с каждым днём всё сильнее любила его. «Мой муж — такой благородный, безукоризненный герой. На коленях благодарю Господа, что он мне послал в покровители этого чудного человека, любовь которого — моя гордость», - писала Катя родным. Нежность и ласка мужа смягчили для неё тяжёлые условия быта, а Невельской был счастлив, что Катя, этот прелестный ангел, озаряла для него своим светом долгие четыре года на Дальнем Востоке.
В 1855 году экспедиция закончилась, и семья переехала в Петербург. Геннадий больше никогда не ходил в плавания, хотя всегда тосковал по Дальнему Востоку. Удивительно, но и Катя так привязалась душой к этому дикому, неизведанному краю, что в Петербурге ей отныне было неуютно. По вечерам она рассказывала четверым подросшим детям истории об экспедиции и самоотверженности их отца, который первым водрузил русский флаг в Приамурье. И наблюдая, с какой радостью он играет с малышами, Катя благодарила Бога за настойчивость Геннадия, благодаря которой она обрела верного мужа и крепкую семью.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов