Сколько раз приходится видеть, как люди отступаются после первой же неудачи и бросают желанное дело! Лишь немногие находят в себе силы биться за свою мечту и, в конце концов, достигают её. Таким был и Геннадий Невельской, русский адмирал и исследователь Дальнего Востока.
С самого детства Геннадий грезил о путешествиях и открытиях. Узнав, что карты Дальнего Востока пестрят белыми пятнами, он стал мечтать об изучении этого края. Юноша уверенно шёл к исполнению своего желания – с отличием закончил учёбу в Морском кадетском корпусе, а за время службы на флоте получил множество прекрасных рекомендаций. Желая попасть на Дальний Восток, Невельской отказался от выгодного для карьеры места и добился того, чтобы его назначили командиром судна, которое в 1848 году должно было отправиться на Камчатку. На нём Геннадий доплыл до Сахалина и установил, что это остров, а не полуостров, как считалось раньше.
Сделав множество открытий, экипаж отправился обратно в Петербург – на этот раз по суше, так как корабль пришлось оставить в порту. Зима застала Невельского в Сибири, и он на несколько месяцев остановился в Иркутске, не подозревая о том, что именно здесь решится его судьба.
На одном из вечеров офицера познакомили с ангелом, который спустился с небес, - такой Геннадию показалась 18-летняя Катя Ельчанѝнова, племянница иркутского губернатора. Она была белокурой жизнерадостной красавицей, в обществе которой чувствуешь себя легко и естественно. 36-летний Невельской, никогда не думавший о женитьбе, впервые в жизни влюбился. Его чувство было настолько сильным, что он не стал долго ждать и уже после нескольких встреч сделал девушке предложение. И получил категорический отказ… «В самом деле, - думал расстроенный Геннадий, - разве я мог ей понравиться? Я, мужчина в два раза её старше, с лысиной и о́спинами на лице?» Он понял, что слишком поторопился – Катя просто не успела его хорошо узнать. Но времени на ухаживания у него не хватало – Невельской должен был срочно отправляться в Петербург.
В следующий раз он смог увидеть Катю только в 1851 году, когда его назначили руководителем Амурской экспедиции. Геннадий по делам заехал в Иркутск и сразу же попросил Ельчаниновых о свидании с Катей. Он старался бывать у неё каждый свободный день, надеясь, что она переменит мнение о нём. Своей деликатной настойчивостью и обходительностью Невельской сумел добиться ответного чувства. Перед отъездом он спросил Катю ещё раз, не выйдет ли она за него замуж. И девушка согласилась…
Последующие непогожие дни в суровой Сибири заиграли для Геннадия всеми красками жизни. Он не мог поверить в своё счастье – после венчания Катя объявила, что поедет в экспедицию вместе с мужем. Её пугали страшными рассказами о беспутье, голодных и холодных зимах, о полной неустроенности жилья, но переубедить девушку не получилось. Собрав вещи, молодожёны отправились на Амур.
Рассказы родственников оправдались в полной мере. Болотный гнус, лодки, переворачивающиеся из-за сильного течения рек, нехватка пропитания… Геннадий, волновавшийся за свою жену, умолял её вернуться домой. Однако Катя считала, что её место рядом с мужем, а значит, нет пути назад…
Вид поселения Петровское, где им предстояло жить несколько лет, потряс Катю своей бедностью. Пока муж с энтузиазмом исследовал новые земли, ей пришлось обустраивать жилище и заниматься тем, что для неё всегда делали слуги: она мыла полы, собирала ягоды, готовила еду. Воспитанная в богатстве и непривычная к физическму труду, Катя нашла в себе силы не поддаваться отчаянию, а испытания только сближали её с мужем. Невельской, как мог, старался облегчить жизнь жены, помогая по хозяйству. Не жалея себя, он ночами просиживал у детских кроваток, чтобы Катя могла отдохнуть. Она видела, как искренне старается ради неё Геннадий, и с каждым днём всё сильнее любила его. «Мой муж — такой благородный, безукоризненный герой. На коленях благодарю Господа, что он мне послал в покровители этого чудного человека, любовь которого — моя гордость», - писала Катя родным. Нежность и ласка мужа смягчили для неё тяжёлые условия быта, а Невельской был счастлив, что Катя, этот прелестный ангел, озаряла для него своим светом долгие четыре года на Дальнем Востоке.
В 1855 году экспедиция закончилась, и семья переехала в Петербург. Геннадий больше никогда не ходил в плавания, хотя всегда тосковал по Дальнему Востоку. Удивительно, но и Катя так привязалась душой к этому дикому, неизведанному краю, что в Петербурге ей отныне было неуютно. По вечерам она рассказывала четверым подросшим детям истории об экспедиции и самоотверженности их отца, который первым водрузил русский флаг в Приамурье. И наблюдая, с какой радостью он играет с малышами, Катя благодарила Бога за настойчивость Геннадия, благодаря которой она обрела верного мужа и крепкую семью.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов