
Семейные советы
Ссоритесь ли вы в своей семье из-за бюджета? В нашей супружеской паре это нередко было камнем преткновения. Например, я откладываю деньги на отпуск. А муж в какой-то момент берёт их на ремонт машины — просто потому, что ездить надо, а машина не на ходу. Вроде справедливо, но когда мечтаешь об отпуске, всё меркнет перед этим.
Не то, что у нас были глобальные разногласия, просто какие-то статьи расходов одному из нас постоянно казались неуместными. Наверное, так у всех многих: мужа удивляет стоимость крема для лица. А жену — такая же стоимость подарка начальнику, купленному по случаю в «такс фри». Или мужу непонятно, зачем отдавать дочку на занятия музыкой, если они стоят так дорого. А жене — как можно эти же деньги потратить на один поход с сыном на футбольный матч.
Всё это приводит к взаимным упрекам, недоверию, и как следствие, — разделению бюджета на «твой» и «мой».
Раньше я не записывала расходы. Казалось — скучно и мелочно. Но недавно я всё-таки решила заносить траты в таблицу на компьютере, доступ к которой открыла и мужу. Причем это не просто таблица, где фиксируется, кто что потратил. Мы ее хорошенько продумали до того, как начать заполнять. Предположили, сколько мы тратим на те или иные статьи расходов и обсудили, устраивают ли нас обоих эти суммы. В нашей таблице несколько разделов. Еда, коммунальные платежи, детские занятия, одежда, что-то по хозяйству, косметика, врачи, машина. А еще — «пожертвования» и «на булавки». Важно прийти к согласию, какие цифры будут стоять в этих графах. Их сумма, конечно, не должна превышать доходы семьи.
Вначале эти цифры были приблизительными, а после пары месяцев ведения таблицы я их немного скорректировала. В результате мне стало гораздо спокойнее жить. Во-первых, на извечный вопрос друг другу: «Где деньги?» теперь можно спокойно ответить: «Посмотри в таблице». Во-вторых, на упреки: «Опять такую дорогую туалетную воду себе купила» или «Зачем тебе третьи ботинки», можно ответить: «Так я не вышла из фиксированной суммы по этой статье за месяц!»
Планируйте свой бюджет, обсуждайте, прислушивайтесь друг к другу.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема