В жизни каждой семьи случается такое, когда один из супругов попадает в сложную ситуацию. Второй супруг встает перед нелегким выбором: либо последовать за своей половинкой, либо разбить брак. Как часто муж или жена не выдерживают или не хотят поддерживать любимых! Но бывает и такое, что жена не оставляет мужа до последнего, какие бы трудности ни ожидали их обоих.
Мария, жена священника Иоанна Шестника, была из тех самоотверженных женщин, которые ставят счастье мужа превыше собственного. Она не сетовала на то, что приходится покидать обжитые места, когда Иоанна перевели служить в Дерпт. Так в XIV веке назывался эстонский город Тарту. Женщину не могло не беспокоить то, что ее семью отправляют защищать православие в город, населенный противниками этой веры. Однако Мария твердо намеревалась помочь мужу выстоять в этой духовной битве. Два с половиной года они прожили в Дерпте, терпя оскорбления и насмешки от иноверцев. В конце концов Иоанн был вынужден забрать семью и уехать в Псков.
Вскоре из Дерпта пришла горестная новость – там ливонскими рыцарями были схвачены 72 православных прихожанина. С ними в темницу бросили оставшегося в городе священника, пресвитера ИсИдора. Даже под угрозой смерти они отказались предать веру, и были брошены под речной лед.
Для Иоанна это стало тяжелым ударом. Он винил себя в том, что бросил в Дерпте своих духовных детей. «Я должен был пострадать вместо них, вместо ИсИдора», - говорил он жене. Мария изо всех сил утешала его. Для любящей жены нет ничего тяжелее, чем видеть, как печалится муж. И поэтому, когда он решил замаливать свои грехи в пустынной местности, Мария сразу же его поддержала. У нее и мысли не возникло остаться в Пскове и отпустить мужа одного – верная жена отправилась вместе с ним.
Супруги поселились в лесах под Псковом, где незадолго до этого были обнаружены природные пещеры. Иоанн решил совершить богоугодное дело – выкопать в высокой земляной горе храм Пречистой Богородицы. Отшельников ждал тяжелый труд. Сутками напролет таскать землю, укреплять стены, искать пропитание и пытаться защититься от холода. Не всякий крепкий человек выдержит такое испытание. Но Мария видела, как горят глаза у Иоанна, и это вдохновляло ее. Каждый день она вставала вместе с ним до рассвета, молилась, затем помогала ему в работе до самой темноты. Этот совместный подвиг сблизил их так, как невозможно сблизиться в городе с его вечной суетой.
Однако здоровье Марии все-таки не выдержало суровой жизни. Она тяжело заболела, но не пожелала бросить Иоанна и возвратиться в Псков. Любящая мужа Мария продолжала ему помогать до своих последних дней. Перед самой смертью она приняла монашеский постриг. Православная церковь чтит ее под именем Васса.
Не находя утешения, Иоанн отпел ее и закопал гроб в землю. На следующий день он увидел, что гроб стоит выкопанным. Священник подумал, что как-то ошибся при отпевании, и отпел жену еще раз, снова опустив ее в землю. Но и во второй раз гроб чудесным образом оказался на поверхности. Увидев в этом высшую волю, Иоанн поместил его в нишу в стене пещеры.
Иоанн сумел закончить церковь в горе, и спустя годы вокруг нее вырос Псково-Печерский монастырь, один из знаменитейших в России. До сих пор паломников на входе в него встречают два гроба, стоящие рядом. В одном из них покоится Васса, в миру Мария, в другом – ее муж Иоанн, принявший затем в иночестве имя Иона. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви. Любой желающий может поклониться единственной в истории супружеской паре – основателям монастыря. И не в последнюю очередь самоотверженной женщине, которая не пожелала покидать мужа в трудной ситуации.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема