
Философ Иван Киреевский и его супруга Наталья шли ко Христу, словно держась за руки. В их жизни вера была неотделима от взаимной любви. А семейное благополучие невозможно без церковного благословения.
В 1829 году молодой философ Иван Киреевский собирался уехать в Германию, чтобы слушать лекции в одном из университетов. Его удерживало только одно — любовь к Наталье Арбеневой, дальней родственнице Ивана Васильевича, которую он знал с детства, и на которой намеревался жениться. Киреевский сделал ей предложение, но получил отказ. Молодой человек воспринял это как настоящую трагедию. Надежды рухнули, Киреевский решил всё же уехать на два года в Берлин. И после возвращения он долго не решался заговорить с возлюбленной. Однако первого марта 1834 года Киреевский случайно увидел Наталью Петровну на одном из званых вечеров, подошёл к ней и вновь рассказал о своей любви. Его слова были столь искренни и нежны, что девушка на этот раз ответила взаимностью. Уже следующим утром Иван Васильевич привёл невесту к матери, чтобы получить её благословение. «Счастье! Это слово, от которого я было отвык и которое вдруг воскресло для меня с полным, глубоким смыслом» — так описывал свои чувства Киреевский.
Молодые люди обвенчались 29 апреля 1834 года. После свадьбы они поселились в родовом имении Киреевских Долбино, неподалёку от Оптиной пустыни. Иван Васильевич управлял усадьбой, взяв на себя роль агронома, банкира, судьи и посредника в крестьянских тяжбах. Наталья Петровна воспитывала детей — их у Киреевских было восемь.
Первые годы после свадьбы супруги жили дружно, но по-разному смотрели на духовную жизнь. Наталья Петровна удивляла мужа неукоснительным соблюдением православных обрядов, а он, в свою очередь, огорчал её полным пренебрежением к ним. Однажды Иван Васильевич предложил супруге прочитать вместе одну из книг немецкого философа Шеллинга. Наталья Петровна согласилась и, дочитав книгу, сказала: «Очень интересно, но большинство этих идей мне известны из творений святых отцов. Не хочешь ли ты с этими трудами ознакомиться?» Под влиянием супруги Киреевский погрузился в мир православного богословия.
Наталья Петровна познакомила мужа со своим духовником, старцем московского Новоспасского монастыря Филаретом. Во многом благодаря ему в жизни Ивана Васильевича произошёл духовный переворот. С тех пор в философских трудах Киреевского появляется идея преображения жизни на основе православной веры. В религиозной жизни Киреевские теперь были единодушны. Они вместе молились, вместе посещали богослужения, часто причащаясь. Супруги помогали деньгами и хлебом близлежащим монастырям — Спасо-Преображенскому мужскому и Крестовоздвиженскому женскому. В их доме гостили монахи и монахини. Киреевских в деревне навещал Николай Гоголь, историк Тимофей Грановский, публицисты-славянофилы Александр Кошелев и Терций Филиппов.
После смерти отца Филарета ближайшим другом и духовником семьи стал оптинский старец Макарий. Супруги часто посещали его в монастыре, а иногда принимали старца в Долбино. Духовные наставления отца Макария утешали супругов в самые тяжёлые моменты жизни, например, когда в течение 1846 года они потеряли дочь Катю и двух близких друзей — Дмитрия Валуева и Николая Языкова. Вместе с отцом Макарием Киреевские предприняли издание святоотеческих творений. Иван Васильевич редактировал переводы. Наталья Петровна взяла на себя организационные хлопоты: денежные расчёты, переговоры с типографией.
В 1856 году Киреевский отлучился по делам в Москву. Перед самым возвращением он заразился холерой и скоропостижно скончался. Наталья Петровна переживала от того, что она не смогла проститься с мужем, быть с ним в его последние часы. Пережить расставание ей помогла молитва, любовь к детям и надежда на то, что эта разлука не будет вечной.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер