Современные люди часто говорят, что им не хватает времени, которое они могли бы проводить с семьей. Особенно часто на это жалуются в крупных городах – темп жизни там очень быстрый, цены высокие, нужно много зарабатывать, чтобы обеспечить любимых всем необходимым. А еще карьера, друзья, личные увлечения… Иногда случается такое, что внезапно выдается свободная минутка, которую можно провести рядом с супругом, наедине. Но люди, привыкшие постоянно куда-то бежать, вдруг теряются: а чем же им заняться вместе, ведь у всех такие разные интересы? И по привычке садятся за разные компьютеры…
В XVI веке люди с утра до ночи были загружены тяжелой работой. На рассвете подоИ корову, уберись в доме, испеки хлеб, подними, развлеки детишек… Молодая ИулиАния, хоть и не была простой крестьянкой, бегала по двору не хуже других – ее хозяйского внимания требовала каждая мелочь. Более того – сердобольная ИулиАния, с детства обладающая чутким и нежным сердцем, старалась не только для домочадцев, но и для бедняков, которые всегда нуждались в помощи. Ее муж, Георгий ОсОрьин, служил самому царю, и его подолгу не бывало дома. Он мог уехать на год, на два, а то и на три. Все это время жена работала не покладая рук - дни маленькой усердной женщины были заполнены домашним трудом, а ночи она посвящала вышивке тканей, выручку от которых затем раздавала нищим.
Когда же возвращался Георгий, жизнь ИулиАнии меняла свой цвет – все вокруг окрашивалось светлой радостью. Но как бы ни хотелось жене просто посидеть рядом с горячо любимым мужем, дом все равно нельзя было забрасывать. ИулиАнии приходилось вставать и снова работать. Георгий, конечно, тоже не позволял себе оставаться без дела – мужская рука в хозяйстве нужна всегда. Только к ночи, когда шум и гам на дворе угасали, а дети засыпали, супруги могли побыть вдвоем.
В те времена выбор развлечений не поражал разнообразием, и было немного таких занятий, которые подошли бы благочестивой семейной паре. В вечерние часы, когда вокруг наступает тишина, а спать еще совсем не хочется, Георгий доставал старое переплетенное Евангелие и читал его жене. ИулиАния с радостью садилась возле мужа и закрывала глаза. Она не только внимала заключенной в книге мудрости, но и слушала низкий бархатный голос мужа, по которому так скучала во время его отсутствия. Потом, когда Георгий закрывал книгу, они с женой обсуждали прочитанное. ИулиАния никогда не отказывалась от этих разговоров, даже если очень уставала за день. Она ценила каждое мгновение, проведенное рядом с любимым, ей хотелось узнать его мнение и поделиться своим.
Георгий был счастлив, что может научить чему-то жену. Оставшись сиротой, она не получила никакого образования и не понимала многих слов, которые встречались в Священном Писании. Муж с готовностью растолковывал ей их значения и удивлялся тому, как быстро все схватывает ИулиАния.
Эти вечерние часы были желанной отдушиной для обоих супругов. Благодаря тихим беседам они узнавали друг друга лучше и лучше, это делало их отношения крепче.
От Георгия ИулиАния родила тринадцать детей и благодарила Бога за то, что Он дал ей такое многочисленное потомство. Семья ОсОрьиных была всеми уважаема за чистоту и праведность их жизни. Сегодня Православная церковь почитает Георгия и ИулиАнию в лике святых…
ИулиАния с детства мечтала о монашеской жизни, но так и не смогла уйти от Георгия, который уговаривал свою единственную радость в жизни не покидать его. Да и младшие дети еще не выросли, а потом появились внуки, которых тоже надо воспитывать. Когда муж умер от старости, ИулиАния посвятила себя помощи простым людям – пекла для них хлеб, раздавала милостыню. Но и тогда она не перестала ценить моменты, которые позволяли ей побыть вместе с семьей. Качая на коленях внуков, она по памяти читала им Евангелие и вспоминала, как это когда-то делал ее любимый муж.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер