
Был вечер субботы, только что закончилось всенощное бдение и толпы паломников Оптиной пустыни ринулись на исповедь. Знакомая, с которой мы приехали сюда, бывала в монастыре постоянно, и исповедовалась у отца Серафима, к которому посоветовала пойти и мне. Людей было настолько много, что это не было похоже на очередь, огромное скопление верующих, среди которых стояла и я. Спустя часа полтора другие очереди начали рассасываться, храм постепенно пустел, но толпа возле отца Серафима не уменьшалась, а, наоборот, пребывала. Периодически подходили новые и новые люди, видимо, его чада, вставали впереди, почти сразу же попадали к батюшке и подолгу изливали ему душу, а также выслушивали советы.
Ноги ломило, спина затекла — было очень тяжело. Позади меня стояла девушка, а за ней взрослая женщина, которая, видимо, крепилась из последних сил. Наконец, она не выдержала и начала ворчать вслух, мол, вон, есть же другие священники, неужели все эти люди не могут исповедоваться у них, почему им обязательно нужно сюда? Женщина, недолго думая, обратилась к девушке: «Вот Вы, например, можете пойти к другому батюшке, почему именно к отцу Серафиму? Не всё ли Вам равно, к кому идти?» Девушка промолчала, женщина хмыкнула, вздохнула и продолжила ждать своей очереди. Минут через 10 к девушке подошла её знакомая, по разговору стало понятным, что они трудницы. Знакомая сказала, что сестру ищут для какого-то послушания, но тут же обозначила, что готова выполнить его сама.
— Спасибо, не надо, — ответила моя соседка по очереди.
Знакомая настаивала:
— Кать, не переживай, я всё сделаю. Ты ведь так хотела попасть на исповедь именно к отцу Серафиму, молилась об этом, ждала этого.
— Ничего страшного — ответила Катя — в следующий раз.
И трудницы пошли на выход из храма. А я стояла и удивлялась: как Господь, если считает нужным, даёт другим людям ответы за нас.
Автор: Ольга Медведева
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 83. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы знаем пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше» и все мы знаем, что где бы человек ни бывал, для него важно иметь собственный угол, в котором он может внутренне успокоиться. Но с каким чувством мы призваны бывать в доме Божием? Кто мы в нём? Чужие? Гости? Родные дети? Ответы на эти вопросы звучат в 83-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 83.
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоём: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
Помню, как однажды я слышал такой диалог матери и её сына-подростка:
— Мама, а на что будет похож рай? Что мы там будем делать?
— Как что, молиться, конечно! Вечно предстоять Богу!
— Мама, если я с трудом выстаиваю службу, что со мной будет, если я попаду в рай.
Надо признать, что ребёнок был явно растерян. Из уважения к родителям раз в неделю в день, когда его одноклассники высыпались, он просыпался рано утром и шёл на литургию. Стоял, пытался слушать, понимать, боролся со сном и с чувством исполненного долга шёл домой, отдыхать перед учебной неделей. Хотел бы он стоять на службе вечно? Вряд ли он был бы готов искренне даже сам для себя ответить на этот вопрос, так как стеснялся собственного несоответствия идеалам, которые нарисовала его мама. Размышляя над этим диалогом, я вспоминаю о том, что люди действительно переживают в храме самые разные эмоции. Одни приходят на общую молитву и радуются встрече, другие любят прийти и постоять в тишине, собираясь с мыслями и стремясь внутренне успокоиться, третьи не могут спокойно стоять, потому что их душат слёзы.
В псалме, который был сейчас прочитан, мы слышим восторг паломника, который счастлив быть в доме Господнем. Он так внутренне томился, он так искал встречи... он ощущает, что здесь его истинный дом, в который он стремится, как птица стремится к своему гнезду. В храме он видит место истинного успокоения его сердца. Человек, переживающий такие эмоции, явно неформально подходит участию в богослужении, он буквально живёт этой встречей.
Почему человек чувствует себя спокойно дома? Потому что он чувствует себя в безопасности, он буквально доверяет стенам, которые его окружают... Здесь для него не страшны враждебные взгляды. По крайней мере ему так кажется. Но если разобраться, многие из нас и дома не чувствуют себя спокойно. Мы всё время в погоне за какими-то целями, мы переживаем за свой статус, за что-то испытываем вину, к чему-то стремимся, с кем-то соперничаем... Так что, если говорить всерьёз, и дома мы не можем успокоиться до конца. Потому что подлинное спокойствие связано не только со стенами, которые нас окружают.
Что же чувствовал паломник времён псалмопевца, приходя в иерусалимский храм? Он чувствовал, что день в доме Господнем лучше тысячи дней в шатрах нечестия. Ощущал в храме присутствие Того, Кто может не просто защитить, но исцелить его душу, Кто способен даровать ему подлинный покой в непорочности сердца. Сегодня мы читаем этот текст через призму евангельского благовестия. Мы знаем, что опыт рая или Царства Небесного, не ограничен местом или только стенами, но связан с опытом нашего пребывания в Духе и истине. Это, конечно, никакое не выстаивание и не вычитывание, как могло показаться подростку, о котором мы говорили вначале. Это опыт любви, опыт радостной встречи и бесконечного общения человека с Тем, Кто наполнил его жизнь — смыслом, совесть — покоем и сердце — радостью.
Псалом 83. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 83. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 83. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
30 апреля. О жизни и подвиге святого Акакия Мелитинского

Сегодня 30 апреля. День памяти преподобного Акакия, епископа Мелитинского.
О жизни и подвиге святого — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Акакий жил в конце IV-го, в начале V-го века. Родился он около 370 года, в древнем армянском городе Мелитина, который расположен в верховьях реки Евфрат. Мелитина был один из древнейших городов Армении. Акакий происходил из благочестивой семьи, которая долгое время оставалась бездетной. И следуя древнему обычаю, родители дали обет посвятить своего будущего ребенка Богу. И Господь даровал им сына. Когда он подрос, они отдали его на воспитание святому Отрию, епископу Мелитинскому. Святой Отрий воспитал Акакия и по истечении времени рукоположил его в сан священника. После кончины святого Отрия Акакий был избранным епископом Мелитинским. Он ревностно служил Богу и Церкви и был отмечен даром чудотворений. Например, во время наводнения разлившаяся река достигла лишь того места, которое отметил преподобный Акакий и не затопила город. В жизни преподобного Акакия можно выделить еще два важных момента. Во-первых, его учеником был великий подвижник, аскет, преподобный Евфимий Великий. Кроме того, Акакий принимал участие в Третьем Вселенском Соборе, где отстаивал православное учение о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа — Божественном и Человеческом, и о бессемянном рождении Иисуса Христа от Приснодевы Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема