Самуилу Маршаку истинная любовь была подарена свыше. Он встретил Софью Мильвидскую на пароходе, который плыл к Святой земле. Молодые люди сразу стали общаться, как старые знакомые. Один из пассажиров сказал о них: «Я вижу, эту пару создал сам Бог». Пассажир оказался прав: пара прожила, не расставаясь, больше сорока лет.
15-летним подростком Сёма Маршак впервые попал в Петербург. На одном из литературных вечеров он блеснул своими стихами. «Да это второй Пушкин!», — решил кто-то из гостей и рассказал о Сёме критику Стасову. Тот принял участие в молодом даровании. Сёма поступил в привилегированную гимназию. О нём заботились, опекали. Когда юноша стал подозрительно кашлять, его отправили в Ялту, где он год прожил на даче Горького. Но умер Стасов, а Горький решал личные проблемы. И оказалось, что до Сёмы никому нет дела. Чтобы прокормить себя, Маршак устроился работать в газету. И скоро отправился корреспондентом на Ближний Восток. Это был подарок судьбы. Из путешествия он привёз не только новые стихи, но и невесту.
Вернувшись в Петербург, они уже знали, что жить будут вместе. Соня — девушка редкой красоты — была хорошо образована. Она училась на химическом факультете женских курсов. Корреспондент Маршак ездил в командировки, так что целый год жених и невеста прожили, часто разлучаясь. Выручали письма. Маршак в них просил: «Верь мне всегда. Пусть у тебя не будет недоверчивости и, не дай Бог, подозрений. Жизнь не без облаков, не без туманов. Но ты будешь свято верить, что наше солнце всё-таки выглянет».
Софья верила. Она чувствовала, что Самуил — её судьба. Они поженились. Планы были грандиозными: свадебное путешествие в Англию на два года. Супругов пригласили на учёбу в Лондонский университет.
По возвращении у Маршаков родилась дочь Натанель. Родители любили её бесконечно. Самуил записывал: «Девочка спит в своей корзинке, тихонько посапывает носиком. Я ей немного утром поплясал. Дитя — радость». Но родительское счастье длилось всего полтора года. Натанель опрокинула на себя кипящий самовар. Спасти её не удалось. В те чёрные дни Самуил писал: «Сейчас мне и бедной Софье Михайловне хотелось бы одного: отдаться всей душой какой-нибудь интенсивной работе. Делу помощи несчастным и обездоленным. Больше всего мы желали бы помочь детям».
Когда у супругов родился сын Иммануэль, они не спускали с него глаз. Но мальчик заболел скарлатиной. Врачи были бессильны. Маршакам оставалось только молиться. И сын поправился. В Гражданскую войну вся семья оказалась в Екатеринодаре. В городе царила разруха. По улицам бродили осиротевшие дети. Маршаки не могли пройти мимо. Они стали спасать ребят. Организовали детский городок с жильём, столовой и театром. Самуил писал для него пьесы. Так на свет появился детский писатель Маршак.
Молодой стране нужна была новая детская литература. И о Самуиле вспомнил Горький. Он предложил ему организовать детское издательство. В семье Маршаков уже было двое сыновей, и Софья Михайловна добровольно забыла о своём призвании химика. Благополучие семьи стало её главным делом. Софья Михайловна была необыкновенно умна. Она понимала, насколько талантлив супруг и знала, что именно на ней лежит ответственность за его судьбу. Поэтому Самуил всю жизнь понятия не имел, что такое хозяйственные хлопоты и бытовые проблемы.
В годы репрессий Маршака не тронули. Он и сам не понимал, почему забрали почти всю редакцию Детгиза, а он не только уцелел, но и был обласкан властью. Его наградили орденом, дали четыре сталинских премии, квартиру, дачу и личный автомобиль. Говорили, что Маршак умел адаптироваться к любым обстоятельствам. Это умение помогло ему спасти семью. Помогло не погибнуть, как десяткам друзей, за которых он, кстати, не боялся хлопотать в кабинетах высоких начальников.
Маршак продолжал творить. Его радостную поэзию любила вся страна. А на семью обрушилась новая трагедия. Умер младший сын — 20-летний Яша. Маршак пережил это горе только благодаря переводам шекспировских сонетов. Ему казалось, что они написаны о Яше. А Софья Михайловна страшного удара судьбы вынести не смогла. Она тяжело заболела. Когда её не стало, один из друзей семьи сказал о ней: «Тем, что Маршак осуществился Маршаком, мы обязаны Софье Михайловне».
Оставшись без жены, Самуил Яковлевич с головой ушёл в работу. Мир детства, в который погрузился Маршак, надёжно защищал его от отчаяния. А результатом стала непревзойдённая литература, которой до сих пор зачитывается ребятня всего мира.
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 238 зач., I, 20-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В 90-е годы, читая аскетическую литературу, некоторые верующие решили, что помощь ближним и деятельная любовь к ним — слишком простой, если не сказать примитивный уровень, в отличие от сердечной молитвы и стремления к личному спасению. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую
Случается, что известные цитаты люди искажают в угоду своим интересам. Впрочем, нередко они делают это неосознанно, без злого умысла, не задумываясь над тем, насколько меняется первоначальный смысл сказанного. Причём, очевидно, есть разница в том, какие слова оказываются искажены. Ведь одно дело — использовать историческое описание или цитату из литературного произведения и другое — духовный совет, на который люди будут ориентироваться. Искажение последнего значительно хуже. Одним из самых ярких и печальных примеров искажений подобного рода, я думаю, можно считать фразу, которую приписывают преподобному Серафиму Саровскому: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Этой фразы преподобный никогда не говорил. Он сказал: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Может показаться, что разница несущественна, но на самом деле она огромна. Ведь в первом случае человеку предлагается стремиться в первую очередь к своему спасению, а остальные пусть спасаются по остаточному принципу. В свою очередь стяжать мирный дух можно именно в общении с Богом и людьми, по-евангельски. Примечательно, что, когда сторонники индивидуального спасения и заботы в первую очередь о себе приводят цитаты древних отцов, в защиту уединения, сами они живут в городах, среди людей и ни в какие пещеры не уходят. Да и внимательное чтение собственно аскетической отшельнической литературы показывает, что и для анахоретов деятельная любовь была важнейшей частью пути спасения.
В отрывке из послания к Филиппийцам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о том, что для него лучше: умереть и отправиться ко Христу или ещё пожить и быть полезным братии. Жизнь для него — Христос, и смерть — приобретение. И эти слова тоже часто цитируют, будто бы подтверждая, что христиане должны стремиться переходить от этой жизни к грядущей. Однако для самого Павла это было вопросом, ведь уходя, он оставил бы людей, которым помогал на пути спасения, без поддержки. Конечно, апостолу хочется быть со своим Господом и для него, как он уверен, это лучший путь... Но Павел христианин и не мыслит себя отдельно от ближних, которым он нужен. И апостол внутренне чувствует, что будет жить, для него важен не только его собственный успех, но и успех учеников, их радость в вере. Он надеется на их духовный рост и достойную жизнь во Христе и на их единодушие в подвиге за веру.
Имел ли апостол Павел опыт сердечной молитвы и личного, внутреннего предстояния Богу? Несомненно. Мы знаем об этом из самых разных текстов, которые сохранились под его именем. Но он, со всей очевидностью, не считал, что христианин в духовной жизни может быть индивидуалистом, думающим только о себе. Думать о себе для нас и так естественно! Но раз мы, как христиане, призваны возвышаться над естеством, будем думать о ближних и стремиться к общему спасению, к единству во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов