История купеческой династии Шихобаловых красной нитью вплетена в летопись Самары. Строительство церквей, поддержка образовательных учреждений, открытие странноприимных домов и приютов – к чему только не приложили Шихобаловы свои трудолюбивые руки и неравнодушные сердца. Недаром горожане с благодарностью называли их благодетелями.
Родом это семейство из Ардатовского уезда Симбирской губернии. Будучи крестьянами, Шихобаловы содержали салотопленное производство и считались едва ли не самыми богатыми в селе. Так было до 1833 года, когда страшный пожар в одночасье полностью уничтожил все их имущество. Глава семейства, Иван Андреевич, не отчаялся – он взял в долг денег и отправился вместе со своими домочадцами попытать счастья в Самару.
Помогли трудолюбие и деловая хватка – вскоре Иван Шихобалов по указу Симбирской казённой палаты был записан в самарские купцы второй гильдии. А через четыре года после пожара он уже на свои средства смог построить на Сенной площади каменную церковь Святой Троицы. Этот храм, к сожалению, был разрушен в советское время, лишь имя его сохранилось в названии современного Троицкого рынка.
Упрочил семейное благосостояние и сын Ивана Андреевича – Николай. Он построил за рекой Самаркой завод по перетопке сала. Представитель следующего поколения Шихобаловых - Емельян, вошел в историю Самары как главный строитель кафедрального собора Христа Спасителя. Этот величественный храм располагался по центру нынешней площади Куйбышева, он также был снесен большевиками.
Младший брат Емельяна Шихобалова – Антон, преуспел во многих сферах - доход ему приносили скотопромышленно
На дела милосердия самарские купцы Шихобаловы пожертвовали более миллиона рублей. Кроме многочисленных храмов, на эти деньги были построены народная больница, богадельня, странноприимный дом, Дом трудолюбия. Все эти здания называли не иначе как шихобаловскими.
Фамильный склеп Шихобаловых находился в ограде Покровского собора, также построенного на пожертвования этих щедрых купцов. Храм уцелел в советское время, а вот гробница была разрушена. В 1992 году при ремонтных работах склеп неожиданно был обнаружен, останки благотворителей торжественно перезахоронили рядом с церковью. Посещая кафедральный собор Покрова Богородицы, стоит поклониться могиле купцов Шихобаловых, которые дали нам урок милосердия и самоотверженного служения на благо родного города.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема