Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 32-45 (о. Дмитрий Барицкий)

490px-Стый_апостол_и_евангелист_Иоанн_Богослов_XVII

Апостол Иоанн (русская икона XVII в.)

Мк., 47 зач., X, 32-45 (о. Дмитрий Барицкий)

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. __ Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, описывает события, предваряющие последние дни жизни Христа. Вместе с учениками Он подходит к Иерусалиму. Мы чувствуем то напряжение, которое царит среди апостолов. Они в страхе и ужасе едва поспевают за Спасителем. Они знают о той ненависти, которую испытывают религиозные лидеры иудеев к их Учителю и уверены, что сейчас идти в столицу — чистой воды безумие и верная гибель. Именно в этой атмосфере звучат слова Господа о том, что Ему предстоит пережить предательство, пытки и мучительную, позорную смерть и какое-то непонятное воскресение. Можно только представить себе то гнетущее чувство тревоги, тоски и подавленности, которое испытывают апостолы. И так тяжко на душе, а тут еще эти странные жуткие предсказания.

В этой эмоциональной обстановке и звучат требования двух братьев. Не стоит думать, что они единственные, кто понял пророчества Христа о воскресении и просят у Него место в Царстве Небесном. Нет. Просто когда всеми овладевают тяжкие думы, они находят в себе силы предприимчиво воспользоваться ситуацией. Как комментирует это место свт. Иоанн Златоуст, по их убеждению, Христос идет в Иерусалим, чтобы воцариться там. Смерть будет. Но будет потом, в необозримом будущем. Пока не поздно, можно требовать для себя выгоду. На это Господь и отвечает им, что «не понимаете, чего от Меня просите». Эти слова обращены не только к братьям Иакову и Иоанну. Христос обращается ко всем ученикам. Ведь услышав требования братьев, они освобождаются от того оцепенения, которым были скованны. Их посещают другие эмоции: они негодуют, обижаются, вступают в спор. Каждый хочет занять место поближе к царю. Всеми апостолами двигают обыкновенные человеческие амбиции. Страх перед смертью, который только что парализовал их, вытесняется честолюбивыми желаниями устроиться получше в этой жизни. Ни один из них не понимают сути слов Спасителя о том, что Ему предстоит сделать.

Потому Господь и поясняет им: для того, чтобы царствовать со Мной необходимо выпить из той чаши, из Которой Я пью и креститься тем крещением, которым Я крещусь". То есть, необходимо сначала испить чашу страданий и взойти на крест. Пусть у каждого он свой, суть его одна — жертвенное служение ближнему до умаления себя, до отказа от своих желаний. Только через этот крест человек становится участником Царства Небесного. Другого пути нет.

Многие люди подобно апостолам следуют за Христом. На этом пути каждый подвержен разного рода эмоциям и переживаниям. Периоды душевного оцепенения и разочарования сменяются периодами духовного подъема и религиозного воодушевления. И в эти моменты нам необходимо особо помнить: в каком бы восторге от активизации своей духовной жизни мы не находились, все это не стоит ровным счетом ничего, если мы не пьем из той же чаши, из которой пил Христос.

Апостол Иоанн (русская икона XVII в.)

Мк., 47 зач., X, 32-45 (о. Дмитрий Барицкий)

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. __ Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, описывает события, предваряющие последние дни жизни Христа. Вместе с учениками Он подходит к Иерусалиму. Мы чувствуем то напряжение, которое царит среди апостолов. Они в страхе и ужасе едва поспевают за Спасителем. Они знают о той ненависти, которую испытывают религиозные лидеры иудеев к их Учителю и уверены, что сейчас идти в столицу — чистой воды безумие и верная гибель. Именно в этой атмосфере звучат слова Господа о том, что Ему предстоит пережить предательство, пытки и мучительную, позорную смерть и какое-то непонятное воскресение. Можно только представить себе то гнетущее чувство тревоги, тоски и подавленности, которое испытывают апостолы. И так тяжко на душе, а тут еще эти странные жуткие предсказания.

В этой эмоциональной обстановке и звучат требования двух братьев. Не стоит думать, что они единственные, кто понял пророчества Христа о воскресении и просят у Него место в Царстве Небесном. Нет. Просто когда всеми овладевают тяжкие думы, они находят в себе силы предприимчиво воспользоваться ситуацией. Как комментирует это место свт. Иоанн Златоуст, по их убеждению, Христос идет в Иерусалим, чтобы воцариться там. Смерть будет. Но будет потом, в необозримом будущем. Пока не поздно, можно требовать для себя выгоду. На это Господь и отвечает им, что «не понимаете, чего от Меня просите». Эти слова обращены не только к братьям Иакову и Иоанну. Христос обращается ко всем ученикам. Ведь услышав требования братьев, они освобождаются от того оцепенения, которым были скованны. Их посещают другие эмоции: они негодуют, обижаются, вступают в спор. Каждый хочет занять место поближе к царю. Всеми апостолами двигают обыкновенные человеческие амбиции. Страх перед смертью, который только что парализовал их, вытесняется честолюбивыми желаниями устроиться получше в этой жизни. Ни один из них не понимают сути слов Спасителя о том, что Ему предстоит сделать.

Потому Господь и поясняет им: для того, чтобы царствовать со Мной необходимо выпить из той чаши, из Которой Я пью и креститься тем крещением, которым Я крещусь". То есть, необходимо сначала испить чашу страданий и взойти на крест. Пусть у каждого он свой, суть его одна — жертвенное служение ближнему до умаления себя, до отказа от своих желаний. Только через этот крест человек становится участником Царства Небесного. Другого пути нет.

Многие люди подобно апостолам следуют за Христом. На этом пути каждый подвержен разного рода эмоциям и переживаниям. Периоды душевного оцепенения и разочарования сменяются периодами духовного подъема и религиозного воодушевления. И в эти моменты нам необходимо особо помнить: в каком бы восторге от активизации своей духовной жизни мы не находились, все это не стоит ровным счетом ничего, если мы не пьем из той же чаши, из которой пил Христос.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

This website uses cookies.