Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

На днях у меня спросили: «Хорошо, Христос говорит, что надо поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами. А если я хочу, чтобы по отношению ко мне делали что-то греховное, то как быть? Универсален ли этот призыв Христа?» Вопрошающий не уточнил какое греховное действие по отношению к самому себе он ожидает от окружающих. Тут, конечно, есть простор для фантазии, но мы ее ограничим и предположим, что некий взяточник как ожидает «конвертика», так и сам готов их раздавать нужным людям в нужное время по нужным поводам. Тогда как любые «конвертики» так или иначе являются нарушение заповеди «не укради». Осмелюсь предположить, что здесь мы имеет дело с определённой испорченностью нашего сознания, в котором, с одной стороны, для достижения блага хороши все средства, а с другой, благо понимается как нечто вполне осязаемое и, что особенно важно, сугубо личное. При таком подходе к благу не принято учитывать общественные последствия. Это во-первых. А во-вторых, Христос Спаситель не останавливается на формулировке универсального нравственного закона. Он продолжает Свою речь и из неё можно сделать вывод, что под «ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними» подразумевается только добро: «если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают». Добро же не может быть следствием какого-либо греха ни по отношению к самому себе, ни по отношению к кому бы то ни было. Вообще, услышанные нами слова Христа не были абсолютно новыми. Есть свидетельства, что когда иудейского раввина Гиллеля попросили научить всему закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил: «Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь закон, а все остальное — толкование о нем». О том же самом сказал Филон Александрийский: «Чего сам не любишь, не причиняй другому». Так же говорили греческие языческие философы, их было слишком много и нет необходимости приводить цитаты. Ту же самую мысль воспроизводил и Конфуций: «Чего не хочешь для себя, того не делай другому». Мысль не нова. Но Христос Спаситель меняет знак. Он не говорит «не делай», Он говорит «делай». Неделание дурного, с Его точки зрения, ни к чему не приводит, вернее, уклонение от совершения зла — это некая база, основа, с которой можно говорить о чем-то большем, о подлинно христианском. В этом суть всей христианской этики: делать что-то доброе ближним. Именно доброе, а не то, что кажется вожделенным для меня самого. Христос не говорит об уклонении от зла, мы знаем, что Он идёт значительно дальше, Он призывает даже не желать дурного, ни себе, ни окружающим, но христианство начинается там, где есть деятельность. Деятельность, которая исполнена любви и в основе которой лежит нравственная чистота.

На днях у меня спросили: «Хорошо, Христос говорит, что надо поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами. А если я хочу, чтобы по отношению ко мне делали что-то греховное, то как быть? Универсален ли этот призыв Христа?» Вопрошающий не уточнил какое греховное действие по отношению к самому себе он ожидает от окружающих. Тут, конечно, есть простор для фантазии, но мы ее ограничим и предположим, что некий взяточник как ожидает «конвертика», так и сам готов их раздавать нужным людям в нужное время по нужным поводам. Тогда как любые «конвертики» так или иначе являются нарушение заповеди «не укради». Осмелюсь предположить, что здесь мы имеет дело с определённой испорченностью нашего сознания, в котором, с одной стороны, для достижения блага хороши все средства, а с другой, благо понимается как нечто вполне осязаемое и, что особенно важно, сугубо личное. При таком подходе к благу не принято учитывать общественные последствия. Это во-первых. А во-вторых, Христос Спаситель не останавливается на формулировке универсального нравственного закона. Он продолжает Свою речь и из неё можно сделать вывод, что под «ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними» подразумевается только добро: «если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают». Добро же не может быть следствием какого-либо греха ни по отношению к самому себе, ни по отношению к кому бы то ни было. Вообще, услышанные нами слова Христа не были абсолютно новыми. Есть свидетельства, что когда иудейского раввина Гиллеля попросили научить всему закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил: «Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь закон, а все остальное — толкование о нем». О том же самом сказал Филон Александрийский: «Чего сам не любишь, не причиняй другому». Так же говорили греческие языческие философы, их было слишком много и нет необходимости приводить цитаты. Ту же самую мысль воспроизводил и Конфуций: «Чего не хочешь для себя, того не делай другому». Мысль не нова. Но Христос Спаситель меняет знак. Он не говорит «не делай», Он говорит «делай». Неделание дурного, с Его точки зрения, ни к чему не приводит, вернее, уклонение от совершения зла — это некая база, основа, с которой можно говорить о чем-то большем, о подлинно христианском. В этом суть всей христианской этики: делать что-то доброе ближним. Именно доброе, а не то, что кажется вожделенным для меня самого. Христос не говорит об уклонении от зла, мы знаем, что Он идёт значительно дальше, Он призывает даже не желать дурного, ни себе, ни окружающим, но христианство начинается там, где есть деятельность. Деятельность, которая исполнена любви и в основе которой лежит нравственная чистота.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.