Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 1-11

01 Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

02 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

03 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

04 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

05 При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

06 И не могли отвечать Ему на это.

07 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

08 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

09 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Две истории переплетаются в сегодняшнем чтении — и обе связаны с приёмом Иисуса как почётного гостя в доме известного фарисея. Приглашать на субботний обед кого-нибудь из духовных учителей считалось очень благочестивым поступком — но из текста Евангелия мы видим, что сюда Иисуса позвали «не просто так!» За Ним внимательно наблюдают — и при всей внешней благорасположенности среди фарисеев уже зреют раздражение и неприязнь.

То, как Себя ведёт в этой ситуации Иисус, не может не шокировать. Прекрасно зная, что фарисеи ищут повод, чтобы уличить Его в самозванстве, Он нарочито исцеляет на глазах у всех больного водянкой — а после этого ещё и комментирует, как званные выбирают места. Неужели Иисус специально провоцирует собравшихся? Думаю, что дело в другом. Он, как совершенно здоровый и душевно, и духовно, остаётся неизменным в любой ситуации. Что бы ни происходило вовне, Он всегда остаётся Самим Собой, не пытаясь, как это зачастую делаем мы, «подстраиваться», «корректировать линию поведения», «вспоминать про корпоративную этику» или целиком «тонуть в политкорректности». Спаситель спокойно делает то, что считает необходимым — и при этом понимает, насколько неприятно видеть окружающим такую внутреннюю свободу.

Сегодняшнее чтение призывает нас задуматься над тем, насколько в каждом из нас есть этот внутренний стержень, который, словно позвоночный столб в физическом теле, держит на себе всё остальное? Здесь есть две одинаково опасных крайности: первая — когда позвоночник словно каменный столб, совершенно негибок и неспособен даже немного изменять своё положение. Таких людей называют «упрямыми», «неуступчивыми», «вредными», «ригидными». Противоположная крайность — это, с позволения сказать, «сверхподвижность» позвоночника, его нестабильность — когда он перестаёт выполнять свою функцию — быть опорой для остальных мышц и связок. О таких людях так и говорят — «бесхребетный», «беспринципный», «бесхарактерный». Нормальная ситуация — это когда мы можем и наклониться, и даже согнуться — но только до определённого предела, после которого мы останавливаемся и понимаем: ещё немного — и хребет будет сломан. Но если в теле об этой крайней точке нам сигнализирует появляющаяся боль — то как мы можем различить в душе, когда мы подошли к красной черте, за которой произойдёт наш глубинный, внутренний «слом»?

Чтобы расслышать, как сигнализирует наша душа о приближении к пределу, надо учиться навыку, очень важному для духовной жизни — а именно «внутрьпребыванию», как его назвал святитель Феофан Затворник. Что это такое? Умение при любых внешних обстоятельствах, при любых размышлениях, переживаниях или действиях удерживать фокус внимания внутри сердца. Это состояние внутренней «собранности», когда силы души не растекаются кто куда, а воедино собраны в сердце — и поэтому способны услышать, когда что-то начинает происходить недолжным образом.

Ведь чаще всего мы не слышим, как «сигнализирует» наша душа, потому что рассредоточены, расстроены, или, напротив, слишком сильно чем-то увлечены — и поэтому пропускаем эти пусть и несильные, совсем ненавязчивые — но очень значимые сигналы. Только тот может сказать о себе, что он — свободный человек, кто находится вниманием у своего сердца и господствует, возвышается над любыми движениями души!

Помоги же нам, Господи, научиться быть внимательными к своему сердцу и не оставлять без внимания его сигналы!

Две истории переплетаются в сегодняшнем чтении — и обе связаны с приёмом Иисуса как почётного гостя в доме известного фарисея. Приглашать на субботний обед кого-нибудь из духовных учителей считалось очень благочестивым поступком — но из текста Евангелия мы видим, что сюда Иисуса позвали «не просто так!» За Ним внимательно наблюдают — и при всей внешней благорасположенности среди фарисеев уже зреют раздражение и неприязнь.

То, как Себя ведёт в этой ситуации Иисус, не может не шокировать. Прекрасно зная, что фарисеи ищут повод, чтобы уличить Его в самозванстве, Он нарочито исцеляет на глазах у всех больного водянкой — а после этого ещё и комментирует, как званные выбирают места. Неужели Иисус специально провоцирует собравшихся? Думаю, что дело в другом. Он, как совершенно здоровый и душевно, и духовно, остаётся неизменным в любой ситуации. Что бы ни происходило вовне, Он всегда остаётся Самим Собой, не пытаясь, как это зачастую делаем мы, «подстраиваться», «корректировать линию поведения», «вспоминать про корпоративную этику» или целиком «тонуть в политкорректности». Спаситель спокойно делает то, что считает необходимым — и при этом понимает, насколько неприятно видеть окружающим такую внутреннюю свободу.

Сегодняшнее чтение призывает нас задуматься над тем, насколько в каждом из нас есть этот внутренний стержень, который, словно позвоночный столб в физическом теле, держит на себе всё остальное? Здесь есть две одинаково опасных крайности: первая — когда позвоночник словно каменный столб, совершенно негибок и неспособен даже немного изменять своё положение. Таких людей называют «упрямыми», «неуступчивыми», «вредными», «ригидными». Противоположная крайность — это, с позволения сказать, «сверхподвижность» позвоночника, его нестабильность — когда он перестаёт выполнять свою функцию — быть опорой для остальных мышц и связок. О таких людях так и говорят — «бесхребетный», «беспринципный», «бесхарактерный». Нормальная ситуация — это когда мы можем и наклониться, и даже согнуться — но только до определённого предела, после которого мы останавливаемся и понимаем: ещё немного — и хребет будет сломан. Но если в теле об этой крайней точке нам сигнализирует появляющаяся боль — то как мы можем различить в душе, когда мы подошли к красной черте, за которой произойдёт наш глубинный, внутренний «слом»?

Чтобы расслышать, как сигнализирует наша душа о приближении к пределу, надо учиться навыку, очень важному для духовной жизни — а именно «внутрьпребыванию», как его назвал святитель Феофан Затворник. Что это такое? Умение при любых внешних обстоятельствах, при любых размышлениях, переживаниях или действиях удерживать фокус внимания внутри сердца. Это состояние внутренней «собранности», когда силы души не растекаются кто куда, а воедино собраны в сердце — и поэтому способны услышать, когда что-то начинает происходить недолжным образом.

Ведь чаще всего мы не слышим, как «сигнализирует» наша душа, потому что рассредоточены, расстроены, или, напротив, слишком сильно чем-то увлечены — и поэтому пропускаем эти пусть и несильные, совсем ненавязчивые — но очень значимые сигналы. Только тот может сказать о себе, что он — свободный человек, кто находится вниманием у своего сердца и господствует, возвышается над любыми движениями души!

Помоги же нам, Господи, научиться быть внимательными к своему сердцу и не оставлять без внимания его сигналы!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.