Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 34-38

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 1

01 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 34-38, Глава 9, стих 1 (прот. Павел Великанов)

4-15

Спас Вседержитель. XVII в.

Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1 (прот. Павел Великанов)

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

ГЛАВА 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Главная тема сегодняшнего чтения — это отношение учеников Христа к теме страдания, к теме жертвы. Иисус прямо и категорично утверждает принципиальную невозможность совмещения двух жизненных стратегий — жизни в своё удовольствие и жизни ради Страдающего Мессии — то есть Христа Спасителя. Обозначив риторический вопрос о «выкупе» за душу, Иисус неожиданно говорит о том, что постыдившийся Его и Его слов — не окажется в Царстве Божием, когда оно явится во всей своей силе и славе.

Эти слова не могут не показаться странными. Как это вообще может быть — «постыдиться Иисуса Христа»? Ведь стыд — это следствие совершённого греха, или чего-то «постыдного», позорного, недолжного? Как можно это отнести к Тому, в «Ком не было и тени греха»? Чего можно стыдиться в Иисусе?

Апостол Павел называл Крест Христов полным безумием для язычников и огромным соблазном для иудеев. Сама идея о том, что Всемогущий Бог становится человеком, и даёт Себя убить — даже не пытаясь сопротивляться — это для сознания и язычника, и иудея действительно выглядит очень странно. Но всё же — здесь нет ничего «постыдного!» При чём здесь — стыд?

Я думаю, в жизни каждого человека хотя бы однажды была ситуация, когда ему становилось стыдно за другого. Особенно когда этот человек вдруг неожиданно представал перед окружающими во всей своей беззащитности, уязвимости, слабости. Можно даже сказать — во всей своей наготе — в самом широком смысле этого слова. Эта предельная открытость неизбежно вызывает в окружающих чувство стыда. Только когда все вокруг — такие же, это чувство исчезает. Например, в бассейне или бане. Но если вы отправитесь в плавках в ресторан — окружающим будет неприятно, и вас попросят хотя бы что-то на себе надеть.

Главный символ христианства — это висящий на позорном орудии казни оплёванный, избитый, обнажённый Бог. Который Сам захотел именно таким образом показать людям, насколько сильно Он их любит. Он проживает ад и здесь, на земле, и после смерти. У Него не остаётся ничего «Своего», сокрытого, утаенного, спрятанного для Себя. Он отдаёт Себя целиком, без остатка, всю Свою жизнь — отдаёт Себя как жертву. И когда ты на самом деле понимаешь это — тебе не может не стать дискомфортно.

Я вспоминаю одну историю, когда в школе один мальчик заболел раком. Его друзья очень переживали за него. Каково же было его удивление, когда он вернулся после курса химиотерапии в свой класс — и увидел, что все мальчики постриглись налысо — чтобы он не чувствовал себя в их окружении каким-то ущербным.

И сегодня Христос Спаситель предлагает нам, Его последователям, не стесняться быть похожими на Него — в нашей беззащитности, в искренности, в открытости, в уязвимости. По-настоящему не стыдится Христа только тот, кто и сам во многом стал похож на Него — например, наши святые, юродивые — или тот же князь Мышкин у Достоевского.

Хорошо бы и нам почаще задавать себе вопрос: я сейчас говорю или действую из-под множества «защит», из-под мощной «брони» — потому что боюсь — или же я вместе со Христом думаю только о благе другого — совершенно забывая о собственной устойчивости и безопасности?

Спас Вседержитель. XVII в.

Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1 (прот. Павел Великанов)

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

ГЛАВА 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Главная тема сегодняшнего чтения — это отношение учеников Христа к теме страдания, к теме жертвы. Иисус прямо и категорично утверждает принципиальную невозможность совмещения двух жизненных стратегий — жизни в своё удовольствие и жизни ради Страдающего Мессии — то есть Христа Спасителя. Обозначив риторический вопрос о «выкупе» за душу, Иисус неожиданно говорит о том, что постыдившийся Его и Его слов — не окажется в Царстве Божием, когда оно явится во всей своей силе и славе.

Эти слова не могут не показаться странными. Как это вообще может быть — «постыдиться Иисуса Христа»? Ведь стыд — это следствие совершённого греха, или чего-то «постыдного», позорного, недолжного? Как можно это отнести к Тому, в «Ком не было и тени греха»? Чего можно стыдиться в Иисусе?

Апостол Павел называл Крест Христов полным безумием для язычников и огромным соблазном для иудеев. Сама идея о том, что Всемогущий Бог становится человеком, и даёт Себя убить — даже не пытаясь сопротивляться — это для сознания и язычника, и иудея действительно выглядит очень странно. Но всё же — здесь нет ничего «постыдного!» При чём здесь — стыд?

Я думаю, в жизни каждого человека хотя бы однажды была ситуация, когда ему становилось стыдно за другого. Особенно когда этот человек вдруг неожиданно представал перед окружающими во всей своей беззащитности, уязвимости, слабости. Можно даже сказать — во всей своей наготе — в самом широком смысле этого слова. Эта предельная открытость неизбежно вызывает в окружающих чувство стыда. Только когда все вокруг — такие же, это чувство исчезает. Например, в бассейне или бане. Но если вы отправитесь в плавках в ресторан — окружающим будет неприятно, и вас попросят хотя бы что-то на себе надеть.

Главный символ христианства — это висящий на позорном орудии казни оплёванный, избитый, обнажённый Бог. Который Сам захотел именно таким образом показать людям, насколько сильно Он их любит. Он проживает ад и здесь, на земле, и после смерти. У Него не остаётся ничего «Своего», сокрытого, утаенного, спрятанного для Себя. Он отдаёт Себя целиком, без остатка, всю Свою жизнь — отдаёт Себя как жертву. И когда ты на самом деле понимаешь это — тебе не может не стать дискомфортно.

Я вспоминаю одну историю, когда в школе один мальчик заболел раком. Его друзья очень переживали за него. Каково же было его удивление, когда он вернулся после курса химиотерапии в свой класс — и увидел, что все мальчики постриглись налысо — чтобы он не чувствовал себя в их окружении каким-то ущербным.

И сегодня Христос Спаситель предлагает нам, Его последователям, не стесняться быть похожими на Него — в нашей беззащитности, в искренности, в открытости, в уязвимости. По-настоящему не стыдится Христа только тот, кто и сам во многом стал похож на Него — например, наши святые, юродивые — или тот же князь Мышкин у Достоевского.

Хорошо бы и нам почаще задавать себе вопрос: я сейчас говорю или действую из-под множества «защит», из-под мощной «брони» — потому что боюсь — или же я вместе со Христом думаю только о благе другого — совершенно забывая о собственной устойчивости и безопасности?

Анастасия

Поделиться
Опубликовано
Анастасия

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.