Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10

01 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

02 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

03 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

04 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

05 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

06 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

07 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

08 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

09 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Государственные налоги были и, судя по всему, будут всегда. Налоговая политика редко кому нравится, но при этом все понимают неизбежную необходимость существования налоговой инспекции: без налогов не может существовать государство, а если нет государства, то нет и порядка. Все довольно просто. Просто и понять какую часть своих доходов мы должны отдать в виде налогов. Сегодня этот процесс предельно автоматизирован и вполне прозрачен. Но так было далеко не всегда и уж совершенно точно не так был устроен процесс сбора налогов в Израиле времён Христа. Не существовало каких-либо централизованных уведомлений о сумме налога. Да и сам налог платился не родному государству, а Римской империи. То есть оккупантам, в том числе и для содержания оккупационной армии. Непрозрачность налоговой системы приводила к многочисленным злоупотреблениям. О них все знали. Как знали и о том, куда идут собранные деньги. Все это делает понятным отношение народа к мытарям — сборщикам налогов. Они могли объявить любую сумму. А в случае неуплаты привести с собой не самых милых ребят из числа римлян. Очевидно, что в сборщики налогов шли люди без каких-либо нравственных идеалов. И уж совершенно точно не было праведников среди тех, кто был в числе руководителей всего процесса сбора налогов, то есть среди тех, к числу которых принадлежал и герой сегодняшнего евангельского рассказа Закхей. Что двигало Закхеем, когда он решил взобраться на дерево? Евангелист Лука говорит, что причина была в малом росте Закхея, что он иначе никак не мог увидеть Христа Спасителя. Тогда как увидеть очень хотелось. Некоторые толкователи видят и ещё одну причину: он не только хотел увидеть Великого Учителя, он хотел увидеть и при этом остаться незамеченным. Точно также как кровоточивая женщина, которая шла сзади и незаметно коснулась одежд Христа. И той несчастной женщине, и Закхею было стыдно. По разным причинам, но совершенно одинаково. Женщина боялась перед всеми открыть свой телесный недуг, а Закхей не был готов предстать перед Богом и людьми из-за своей нравственной болезни. В обоих случаях мы видим, что Спасителю не интересны ни грехи этих людей, ни общественное мнение о них. Его интересует лишь одно: те душевные раны, с которыми они живут. Христу вообще не интересны грехи как таковые, Его заботит сам человек и то, к каким внутренним последствиям привёл грех. Любой грех травмирует прежде всего самого согрешающего. Зачастую мы склонны относиться к этому несколько иначе: мы ужасаемся, начинаем размышлять и говорить о самом грехе, совершенно не думая о внутренних последствиях, и тем самым лишь усугубляем нанесённые грехом травмы. Но не таков образ действия нашего Спасителя и Бога. Кротостью, милостью и вниманием к человеку, а не к его поступкам, Христос достигает цели: человек меняется, он не только раскаивается, не только отказывается от прежнего образа жизни, но и становится нравственно здоровым.

Государственные налоги были и, судя по всему, будут всегда. Налоговая политика редко кому нравится, но при этом все понимают неизбежную необходимость существования налоговой инспекции: без налогов не может существовать государство, а если нет государства, то нет и порядка. Все довольно просто. Просто и понять какую часть своих доходов мы должны отдать в виде налогов. Сегодня этот процесс предельно автоматизирован и вполне прозрачен. Но так было далеко не всегда и уж совершенно точно не так был устроен процесс сбора налогов в Израиле времён Христа. Не существовало каких-либо централизованных уведомлений о сумме налога. Да и сам налог платился не родному государству, а Римской империи. То есть оккупантам, в том числе и для содержания оккупационной армии. Непрозрачность налоговой системы приводила к многочисленным злоупотреблениям. О них все знали. Как знали и о том, куда идут собранные деньги. Все это делает понятным отношение народа к мытарям — сборщикам налогов. Они могли объявить любую сумму. А в случае неуплаты привести с собой не самых милых ребят из числа римлян. Очевидно, что в сборщики налогов шли люди без каких-либо нравственных идеалов. И уж совершенно точно не было праведников среди тех, кто был в числе руководителей всего процесса сбора налогов, то есть среди тех, к числу которых принадлежал и герой сегодняшнего евангельского рассказа Закхей. Что двигало Закхеем, когда он решил взобраться на дерево? Евангелист Лука говорит, что причина была в малом росте Закхея, что он иначе никак не мог увидеть Христа Спасителя. Тогда как увидеть очень хотелось. Некоторые толкователи видят и ещё одну причину: он не только хотел увидеть Великого Учителя, он хотел увидеть и при этом остаться незамеченным. Точно также как кровоточивая женщина, которая шла сзади и незаметно коснулась одежд Христа. И той несчастной женщине, и Закхею было стыдно. По разным причинам, но совершенно одинаково. Женщина боялась перед всеми открыть свой телесный недуг, а Закхей не был готов предстать перед Богом и людьми из-за своей нравственной болезни. В обоих случаях мы видим, что Спасителю не интересны ни грехи этих людей, ни общественное мнение о них. Его интересует лишь одно: те душевные раны, с которыми они живут. Христу вообще не интересны грехи как таковые, Его заботит сам человек и то, к каким внутренним последствиям привёл грех. Любой грех травмирует прежде всего самого согрешающего. Зачастую мы склонны относиться к этому несколько иначе: мы ужасаемся, начинаем размышлять и говорить о самом грехе, совершенно не думая о внутренних последствиях, и тем самым лишь усугубляем нанесённые грехом травмы. Но не таков образ действия нашего Спасителя и Бога. Кротостью, милостью и вниманием к человеку, а не к его поступкам, Христос достигает цели: человек меняется, он не только раскаивается, не только отказывается от прежнего образа жизни, но и становится нравственно здоровым.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.