Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27 (о. Дмитрий Барицкий)

Мытарь_и_фарисей.Равенна.480

Равеннская мозаика V века. Мытарь и фарисей.

Лк., 91 зач., XVIII, 18-27 (о. Дмитрий Барицкий)

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В Своем ответе богатому человеку на вопрос, как наследовать жизнь вечную, Христос перечисляет ряд заповедей, которые старался хранить любой уважающий себя религиозный иудей. И богач, который подошел ко Христу, не был исключением. Он действительно тщательно исполнил все перечисленное с самой своей молодости. Однако дальнейшее развитие событий показывает, что, несмотря на такую порядочность, с этим человеком что-то не так. В чем же была его проблема?

Если приглядеться к перечисленным заповедям, то можно увидеть, что все они носят запретительный характер. То есть призывают воздерживаться от злых поступков. Не делать другим того, чего не хочешь испытать со стороны окружающих на самом себе. Проблема богача заключалось в том, что, исполнив этот «сдерживающий» закон, он почитал себя человеком, который достиг высокого нравственного совершенства. «Я все исполнил. Я достиг мыслимой добродетельности, о котором говорит наш закон. За это меня уважают люди, мне благоволит Бог». В чем же опасность такого состояния? Оно постепенно рождает в душе самодовольство и в итоге ставит предел любому нравственному развитию. Зачем развиваться, если уже всего достиг? На это состояние самодовольства указывает и само обращение богача ко Христу «учитель благий». Он делает это для того, чтобы польстить известному проповеднику и услышать лесть ответ. В очередной раз утвердиться в своей добропорядочности и сделать ее очевидной для окружающих. Вот такая убогая, мещанская логика!

Очевидно, что Христос пришел не для того, чтобы идти на поводу у подобных настроений. Его ответ бьет богача в самое сердце. «Раздай все и пойди за Мной». То есть откажись не только от своего материального богатства, но что самое главное, от того, чем ты ежедневно любуешься, заглядывая в самого себя. От осознания своей благопристойности и порядочности. От ощущения своей исключительности и значимости в глазах Бога и своих собственных глазах. Ведь ты находишься лишь в самом начале пути, а уже возомнил себя великим. Иными словами, Христос призывает его к тому, что Сам называет «духовной нищетою». Именно это состояние есть необходимая предпосылка подлинного совершенства, а, следовательно, и важное условие спасения человека.

Ни один настоящий художник не будет до конца удовлетворен своей работой. Он будет сомневаться, болезненно рефлексировать, мучиться, желать большего. Именно это неудовлетворенность будет побуждать его искать новые варианты для того, чтобы дать своему гению проявить себя в полноте. Только так возможно движение вперед и творческое развитие. Не случайно христианские богословы называют христианскую жизнь творчеством. Творчество в любви, творчество в добродетели. Подобно художнику настоящий христианин всегда будет недоволен тем, как он относится к людям, как он молится Богу, как думает, чувствует, оценивает самого себя. Совесть будет побуждать его искать все новые и новые пути добродетели. Двигаясь лишь этим путем, он сможет в еще большей раскрыть тот талант, который даровал ему Творец и наследовать Его милостью жизнь вечную.

Равеннская мозаика V века. Мытарь и фарисей.

Лк., 91 зач., XVIII, 18-27 (о. Дмитрий Барицкий)

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В Своем ответе богатому человеку на вопрос, как наследовать жизнь вечную, Христос перечисляет ряд заповедей, которые старался хранить любой уважающий себя религиозный иудей. И богач, который подошел ко Христу, не был исключением. Он действительно тщательно исполнил все перечисленное с самой своей молодости. Однако дальнейшее развитие событий показывает, что, несмотря на такую порядочность, с этим человеком что-то не так. В чем же была его проблема?

Если приглядеться к перечисленным заповедям, то можно увидеть, что все они носят запретительный характер. То есть призывают воздерживаться от злых поступков. Не делать другим того, чего не хочешь испытать со стороны окружающих на самом себе. Проблема богача заключалось в том, что, исполнив этот «сдерживающий» закон, он почитал себя человеком, который достиг высокого нравственного совершенства. «Я все исполнил. Я достиг мыслимой добродетельности, о котором говорит наш закон. За это меня уважают люди, мне благоволит Бог». В чем же опасность такого состояния? Оно постепенно рождает в душе самодовольство и в итоге ставит предел любому нравственному развитию. Зачем развиваться, если уже всего достиг? На это состояние самодовольства указывает и само обращение богача ко Христу «учитель благий». Он делает это для того, чтобы польстить известному проповеднику и услышать лесть ответ. В очередной раз утвердиться в своей добропорядочности и сделать ее очевидной для окружающих. Вот такая убогая, мещанская логика!

Очевидно, что Христос пришел не для того, чтобы идти на поводу у подобных настроений. Его ответ бьет богача в самое сердце. «Раздай все и пойди за Мной». То есть откажись не только от своего материального богатства, но что самое главное, от того, чем ты ежедневно любуешься, заглядывая в самого себя. От осознания своей благопристойности и порядочности. От ощущения своей исключительности и значимости в глазах Бога и своих собственных глазах. Ведь ты находишься лишь в самом начале пути, а уже возомнил себя великим. Иными словами, Христос призывает его к тому, что Сам называет «духовной нищетою». Именно это состояние есть необходимая предпосылка подлинного совершенства, а, следовательно, и важное условие спасения человека.

Ни один настоящий художник не будет до конца удовлетворен своей работой. Он будет сомневаться, болезненно рефлексировать, мучиться, желать большего. Именно это неудовлетворенность будет побуждать его искать новые варианты для того, чтобы дать своему гению проявить себя в полноте. Только так возможно движение вперед и творческое развитие. Не случайно христианские богословы называют христианскую жизнь творчеством. Творчество в любви, творчество в добродетели. Подобно художнику настоящий христианин всегда будет недоволен тем, как он относится к людям, как он молится Богу, как думает, чувствует, оценивает самого себя. Совесть будет побуждать его искать все новые и новые пути добродетели. Двигаясь лишь этим путем, он сможет в еще большей раскрыть тот талант, который даровал ему Творец и наследовать Его милостью жизнь вечную.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.