Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Человек поверивший в Бога обязательно задумывается над тем, возможно ли выстроить с Ним правильные отношения? И если да, то как именно это сделать? Один человек полагает, что Бог ждет от него подвигов и представляет Его требовательным и ревностным господином, другой напротив ждет от Бога исполнения желаний, как будто бы он джин из арабских сказок... Третий видит в нем любящего Отца... Но как бы ни выстраивались эти отношения, практически всегда они со временем теряют краски, становятся обыденными, рутинными. Практически любые, самые возвышенные виды молитвы обретают определённые, стандартные формы и человек читая их, уже не испытывая того воодушевления, которое было в начале. Может показаться, что подобная ситуация только омрачает религиозную жизнь, делает ее блеклой и однообразной. На самом деле, как это ни странно, для многих людей подобное положение дел удобно, потому что не требует, ни горения сердца, ни искренности... Это не делает правило чем-то плохим, так как для большинства людей оно единственный путь к нормализации церковной жизни, но об одной опасности важно помнить всем — отношения с Богом не должны восприниматься как нечто обыденное. Сегодняшнее чтение говорит нам о людях, которые в плохом смысле «привыкли» к Богу, Он стал для них одним из явлений быта. Речь идет о торговцах и менялах, которые сидели в храме. Само их дело не было чем-то совершенно ужасным. Иудеи со всех концов империи приходили в единственный храм, для того, чтобы приносить жертвы. Торговцы были теми, кто облегчал им поиск жертвенных животных, храмовых денег и всего прочего, что могло понадобиться. И все же, их поведение очень не понравилось Христу. Не понравилось до такой степени, что Он переворачивал их столы и скамейки, выгонял их самих, и животных, которыми они торговали... Обращаясь к ним Он обвиняет их в том, что они превратили дом молитвы в вертеп разбойников. Что же Он имеет ввиду? Что такое вертеп разбойников? Все довольно просто. Вертеп — пещера, то есть место, в котором разбойники живут. Это место в они скрываются от всех, место, в котором царит их закон. И если торговцы превратили храм в вертеп разбойников — это значит, что придя в храм они восприняли его не как Дом Божий, место в котором может произойти встреча, но как место, в котором царит их безбожный закон, в котором мир и выгода торжествует над храмом божиим и молитвой. Они присвоили себе Бога, попытались поставить Его на службу своим целям... Поэтому Христос с гневом изгоняет их из храма.

Но эта история не только про людей, которые торгуют в храме. Она естественно о каждом из нас, так как каждый встречаясь с Богом, в храме на литургии или в собственном сердце во время молитвы, может наполнить эту встречу настоящим общением, но может увидеть в ней только себя. Храм, как и наше сердце — это только форма. Чем мы наполним ее? Сделаем ли вертепом разбойников, или местом искренней молитвы, зависит от нас...

Человек поверивший в Бога обязательно задумывается над тем, возможно ли выстроить с Ним правильные отношения? И если да, то как именно это сделать? Один человек полагает, что Бог ждет от него подвигов и представляет Его требовательным и ревностным господином, другой напротив ждет от Бога исполнения желаний, как будто бы он джин из арабских сказок... Третий видит в нем любящего Отца... Но как бы ни выстраивались эти отношения, практически всегда они со временем теряют краски, становятся обыденными, рутинными. Практически любые, самые возвышенные виды молитвы обретают определённые, стандартные формы и человек читая их, уже не испытывая того воодушевления, которое было в начале. Может показаться, что подобная ситуация только омрачает религиозную жизнь, делает ее блеклой и однообразной. На самом деле, как это ни странно, для многих людей подобное положение дел удобно, потому что не требует, ни горения сердца, ни искренности... Это не делает правило чем-то плохим, так как для большинства людей оно единственный путь к нормализации церковной жизни, но об одной опасности важно помнить всем — отношения с Богом не должны восприниматься как нечто обыденное. Сегодняшнее чтение говорит нам о людях, которые в плохом смысле «привыкли» к Богу, Он стал для них одним из явлений быта. Речь идет о торговцах и менялах, которые сидели в храме. Само их дело не было чем-то совершенно ужасным. Иудеи со всех концов империи приходили в единственный храм, для того, чтобы приносить жертвы. Торговцы были теми, кто облегчал им поиск жертвенных животных, храмовых денег и всего прочего, что могло понадобиться. И все же, их поведение очень не понравилось Христу. Не понравилось до такой степени, что Он переворачивал их столы и скамейки, выгонял их самих, и животных, которыми они торговали... Обращаясь к ним Он обвиняет их в том, что они превратили дом молитвы в вертеп разбойников. Что же Он имеет ввиду? Что такое вертеп разбойников? Все довольно просто. Вертеп — пещера, то есть место, в котором разбойники живут. Это место в они скрываются от всех, место, в котором царит их закон. И если торговцы превратили храм в вертеп разбойников — это значит, что придя в храм они восприняли его не как Дом Божий, место в котором может произойти встреча, но как место, в котором царит их безбожный закон, в котором мир и выгода торжествует над храмом божиим и молитвой. Они присвоили себе Бога, попытались поставить Его на службу своим целям... Поэтому Христос с гневом изгоняет их из храма.

Но эта история не только про людей, которые торгуют в храме. Она естественно о каждом из нас, так как каждый встречаясь с Богом, в храме на литургии или в собственном сердце во время молитвы, может наполнить эту встречу настоящим общением, но может увидеть в ней только себя. Храм, как и наше сердце — это только форма. Чем мы наполним ее? Сделаем ли вертепом разбойников, или местом искренней молитвы, зависит от нас...

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.