Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13

09 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если судить по первым трем Евангелиям, то сегодняшний эпизод — первый, в котором фарисеи выступают как прямые оппоненты Христа Спасителя. Их непонимание выражено вопросом «для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?». Это хронологически первое обвинение в адрес Христа со стороны фарисеев. Чтобы понять смысл этого обвинения, нужно вспомнить, что понятие о святости в Ветхом Завете и в раввинистических толкованиях к нему существенным образом отличалось от того, что мы имеем в виду, когда говорим про святость. Прежде всего святость понималась как отделенность от всего, что является нечистым, не святым. Слова «будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45), мудрецы Талмуда толкуют следующим образом: «Как Я свят, так и вы святы; как Я отделён, так и вы отделены». Фарисеи считали себя отделенными от обычных людей, не такими, как прочие. Само слово «фарисей» содержит в себе корень, который означает «отделяться» и «обособляться». Эти люди прилагали особые усилия для соблюдения ритуальной чистоты, остерегались любых форм осквернения от соприкосновения с чем-либо нечистым, следили за строгим соблюдением гигиенических правил и предписанной законом Моисеевым диеты. На всем этом и базировался тот кодекс святости, на котором фарисеи строили все свое благочестие. Из этого становится совершенно ясным, что любой христианин в том случае, если он начинает себя ощущать отделенным от общества через особые правила и предписания, если эти предписания становятся для него основой жизни, ничем не отличается по своей сути от фарисеев. Христос Спаситель, как мы видим, не ощущал Себя отделенным. Мы же должны Ему во всем подражать, в том числе и в этом. Фарисеи более всего боялись оскверниться — через прикосновение к чему-нибудь нечистому или через общение с человеком, которого они считали нечистым. Опять же, если вдруг для христианина боязнь осквернения через что бы то ни было становится основным страхом, то ему стоит обратить свое внимание на Талмуд, возможно, ему он будет интереснее, чем христианское святоотеческое наследие. Христос Спаситель ниспровергает устоявшееся в израильском народе со времен Моисея представление о нечистоте, причем делает это сознательно и последовательно. В Ветхом Завете источником нечистоты считалось нечто внешнее по отношению к человеку, и человек воспринимался осквернившимся, если прикасался к тому, что объявлялось ритуально нечистым. Некоторые роды пищи считались нечистыми: их список содержится в книге Левит; если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся. Христос, напротив, настаивал на том, что причины нечистоты следует искать не вне человека, а внутри него. Если же смотреть на святость как на отделенность, то для христиан единственный путь святости состоит вовсе не в страхе перед тем, что его может осквернить со вне, а в боязни самого себя, своих страстей и грехов, своей злобы и своих постыдных мыслей. Именно от этого и надо быть отделенным, именно об этом нам неоднократно говорит Благая весть Господа нашего Иисуса Христа.

Если судить по первым трем Евангелиям, то сегодняшний эпизод — первый, в котором фарисеи выступают как прямые оппоненты Христа Спасителя. Их непонимание выражено вопросом «для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?». Это хронологически первое обвинение в адрес Христа со стороны фарисеев. Чтобы понять смысл этого обвинения, нужно вспомнить, что понятие о святости в Ветхом Завете и в раввинистических толкованиях к нему существенным образом отличалось от того, что мы имеем в виду, когда говорим про святость. Прежде всего святость понималась как отделенность от всего, что является нечистым, не святым. Слова «будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45), мудрецы Талмуда толкуют следующим образом: «Как Я свят, так и вы святы; как Я отделён, так и вы отделены». Фарисеи считали себя отделенными от обычных людей, не такими, как прочие. Само слово «фарисей» содержит в себе корень, который означает «отделяться» и «обособляться». Эти люди прилагали особые усилия для соблюдения ритуальной чистоты, остерегались любых форм осквернения от соприкосновения с чем-либо нечистым, следили за строгим соблюдением гигиенических правил и предписанной законом Моисеевым диеты. На всем этом и базировался тот кодекс святости, на котором фарисеи строили все свое благочестие. Из этого становится совершенно ясным, что любой христианин в том случае, если он начинает себя ощущать отделенным от общества через особые правила и предписания, если эти предписания становятся для него основой жизни, ничем не отличается по своей сути от фарисеев. Христос Спаситель, как мы видим, не ощущал Себя отделенным. Мы же должны Ему во всем подражать, в том числе и в этом. Фарисеи более всего боялись оскверниться — через прикосновение к чему-нибудь нечистому или через общение с человеком, которого они считали нечистым. Опять же, если вдруг для христианина боязнь осквернения через что бы то ни было становится основным страхом, то ему стоит обратить свое внимание на Талмуд, возможно, ему он будет интереснее, чем христианское святоотеческое наследие. Христос Спаситель ниспровергает устоявшееся в израильском народе со времен Моисея представление о нечистоте, причем делает это сознательно и последовательно. В Ветхом Завете источником нечистоты считалось нечто внешнее по отношению к человеку, и человек воспринимался осквернившимся, если прикасался к тому, что объявлялось ритуально нечистым. Некоторые роды пищи считались нечистыми: их список содержится в книге Левит; если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся. Христос, напротив, настаивал на том, что причины нечистоты следует искать не вне человека, а внутри него. Если же смотреть на святость как на отделенность, то для христиан единственный путь святости состоит вовсе не в страхе перед тем, что его может осквернить со вне, а в боязни самого себя, своих страстей и грехов, своей злобы и своих постыдных мыслей. Именно от этого и надо быть отделенным, именно об этом нам неоднократно говорит Благая весть Господа нашего Иисуса Христа.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.