01 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
02 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
03 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
04 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
05 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
06 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
07 Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
08 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
09 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Споры о первенстве, как мы знаем, неоднократно возникали среди учеников Христа во время Его земного служения. Подобного рода споры характерны для любой группы людей, который собрались вокруг одного учителя и были поставлены в равное положение. Да и вообще, в любой группе равных по своему статусу людей рано или поздно встает вопрос первенства. И на него как-то надо отвечать.
Из всех четырех евангелистов только апостол Матфей упоминает, что споры учеников касались первенства не в рамках их земной жизни, а в том Царстве Небесном, о котором их учил Господь Иисус Христос. Из Его слов они знали, что в этом Царстве существует определенная иерархия: там есть те, кто больше, и те, кто меньше. Но что это означает и как первенство в Царстве Небесном соотносится с земным первенством — ученики не понимали. В беседе Христа с апостолами на эту тему у евангелиста апостола Матфея говорится о том, что критерии оценки значимости того или иного человека в Царстве Небесном противоположны тем критериям, по которым человека оценивают на земле. Эта тема — одна из постоянных в проповеди Христа: она возникает много раз в самых разных ситуациях. Заповеди Блаженства из Нагорной проповеди являются раскрытием в том числе и этой темы: блаженными, подлинно счастливыми оказываются не те, которых таковыми считают на земле — богатые, постоянно веселящиеся, гордые, успешные, — а те, кто по земным стандартам ни в чем не преуспел — нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, гонимые. Подлинным победителем оказывается не тот, кто достойно ответит на нанесенное оскорбление, а кто, получив удар в одну щеку, подставит другую. Многие притчи говорят о том же самом: оправданным оказывается не праведный с точки зрения ветхозаветного закона и потому гордый фарисей, а смиренный и во всех смыслах грешный мытарь; спасенным — не веселившийся каждый день богач, а нищий Лазарь; ближним — не священник и левит, а милосердный самарянин.
В сегодняшнем евангельском эпизоде Господь в ответ на вопрос о первенстве приводит в пример ребенка: он в значительно большей степени отвечает критериям, которые изложены в заповедях Блаженства, чем взрослый человек. Он — смиренный, кроткий, безобидный, чистый сердцем; он плачет, когда его обижают; он не способен ответить злом на зло, у него для этого нет ни сил, ни умения. От греческого глагола, который переводится здесь на русский как «умалится», происходит греческий аналог слова «смирение». Именно это качество — смирение — одна из основных отличительных черт Христова ученика: именно с него начинаются заповеди Блаженств.