Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 27-30

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В довольно кратком отрывке, который мы только что услышали, Христос обращается к Своим слушателям с призывом: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я дам вам покой». О какой работе и о каком бремени говорит Спаситель?

Речь идет о бремени ветхозаветного закона. Жизнь иудеев, к которым и обращается Христос, была в подробностях регламентирована ритуальным уставом, отступление от которого делало человека нечистым. Очевидно, что к подлинной духовной жизни все эти мелкие предписания прямого отношения не имели. Они были необходимы именно как ограда, которая не позволяла еврейскому народу скатиться в язычество и идолопоклонство. Однако со временем в сознании большинства именно исполнение этих формальных правил превратилось в самоцель. Естественно, и нарушение их воспринималось верующими как грех, который делает человека виновным перед Богом. Поскольку выполнить все эти бесконечны правила было просто невозможно, человек был обречен на постоянные муки совести. А что может быть тяжелее грызущего чувства вины? О каком внутреннем покое в этом случае может идти речь? И вот Господь Своими словами указывает на совсем иную модель отношений человека и Бога. Для того, чтобы установить правильные отношения с Творцом и обрести душевный покой, необходимо приобрести кротость и смирение сердца. Именно эти качества привлекают к человеку благодать Божию даже несмотря на то, что он не выполнил или не в силах выполнить какие-то существующие нормы.

Эти слова актуальны и для нас. Ведь зачастую для того, чтобы угодить Богу, привлечь Его в свою жизнь, мы стремимся исполнить какие-то формальные правила. Не поэтому ли мы выясняем у священника, сколько раз и какие именно молитвы необходимо читать, что есть, а что не есть, какую одежду носить и т.д. Само по себе все это не плохо. Печально, когда исполнение этих второстепенных вещей превращается в самоцель. Не исполнив что-то из них, мы чувствуем грызущую вину и бежим на исповедь, чтобы отделаться от нее. Поэтому и появляются многочисленные сборники грехов, типа «В помощь кающемуся». В них с дотошной скрупулезностью расписаны все мыслимые и немыслимые виды прегрешений. Переходил дорогу в неположенном месте, ездил на электричке зайцем, шел около храма и не перекрестился, съел булочку с молоком в постный день, использовала косметику, допустил порчу продуктов и т.п. Человек читает и впадает в уныние. Ведь всего этого не исполнишь. Ведь во всем вроде виноват. Это и есть бремя закона.

Нам необходимо помнить, что именно от этого бремени нас пришел избавить Христос. Он спасает нас не за то, что мы вдруг стали белыми и пушистыми. Превратились в отличников и всегда действуем по правилам, так что и придраться не к чему. Такая рафинированная святость ничего общего с христианством не имеет. Бог приходит к нам, когда наше сердце кротко и смиренно. А потому именно приобретение этого состояния и должна стать основной целью нашей духовной жизни.

В довольно кратком отрывке, который мы только что услышали, Христос обращается к Своим слушателям с призывом: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я дам вам покой». О какой работе и о каком бремени говорит Спаситель?

Речь идет о бремени ветхозаветного закона. Жизнь иудеев, к которым и обращается Христос, была в подробностях регламентирована ритуальным уставом, отступление от которого делало человека нечистым. Очевидно, что к подлинной духовной жизни все эти мелкие предписания прямого отношения не имели. Они были необходимы именно как ограда, которая не позволяла еврейскому народу скатиться в язычество и идолопоклонство. Однако со временем в сознании большинства именно исполнение этих формальных правил превратилось в самоцель. Естественно, и нарушение их воспринималось верующими как грех, который делает человека виновным перед Богом. Поскольку выполнить все эти бесконечны правила было просто невозможно, человек был обречен на постоянные муки совести. А что может быть тяжелее грызущего чувства вины? О каком внутреннем покое в этом случае может идти речь? И вот Господь Своими словами указывает на совсем иную модель отношений человека и Бога. Для того, чтобы установить правильные отношения с Творцом и обрести душевный покой, необходимо приобрести кротость и смирение сердца. Именно эти качества привлекают к человеку благодать Божию даже несмотря на то, что он не выполнил или не в силах выполнить какие-то существующие нормы.

Эти слова актуальны и для нас. Ведь зачастую для того, чтобы угодить Богу, привлечь Его в свою жизнь, мы стремимся исполнить какие-то формальные правила. Не поэтому ли мы выясняем у священника, сколько раз и какие именно молитвы необходимо читать, что есть, а что не есть, какую одежду носить и т.д. Само по себе все это не плохо. Печально, когда исполнение этих второстепенных вещей превращается в самоцель. Не исполнив что-то из них, мы чувствуем грызущую вину и бежим на исповедь, чтобы отделаться от нее. Поэтому и появляются многочисленные сборники грехов, типа «В помощь кающемуся». В них с дотошной скрупулезностью расписаны все мыслимые и немыслимые виды прегрешений. Переходил дорогу в неположенном месте, ездил на электричке зайцем, шел около храма и не перекрестился, съел булочку с молоком в постный день, использовала косметику, допустил порчу продуктов и т.п. Человек читает и впадает в уныние. Ведь всего этого не исполнишь. Ведь во всем вроде виноват. Это и есть бремя закона.

Нам необходимо помнить, что именно от этого бремени нас пришел избавить Христос. Он спасает нас не за то, что мы вдруг стали белыми и пушистыми. Превратились в отличников и всегда действуем по правилам, так что и придраться не к чему. Такая рафинированная святость ничего общего с христианством не имеет. Бог приходит к нам, когда наше сердце кротко и смиренно. А потому именно приобретение этого состояния и должна стать основной целью нашей духовной жизни.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.