Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 1-10

01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

02 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

03 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

04 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

05 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

06 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

07 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

08 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

09 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Сотник, о котором рассказывает сегодняшний отрывок, — римский солдат, командующий подразделением из 100 человек. Безусловно, это была личность замечательная во многих отношениях. О его внутреннем благородстве свидетельствует два факта.

Во-первых, он заботится о своем слуге. Это не совсем стандартная ситуация для того времени. В книге римского писателя Варрона «Сельское хозяйство» мы находим деление сельскохозяйственных орудий на три класса: говорящие членораздельно, нечленораздельно и немые. Говорящие членораздельно — это рабы; говорящие нечленораздельно — скот; немые — повозки. Раб — всего лишь предмет, вещь. Если вещь ломается, ее выбрасывают. Поэтому больного раба, который перестал приносить пользу, просто выгоняли на улицу. Сотник же, вопреки римским обычаям, заботится о своем домочадце, как о родном. В первую очередь он видит в нем человека.

Во-вторых, несмотря на то, что сотник был нееврейского происхождения, а по своим религиозным взглядам был сторонником языческой религии, он с глубоким уважением относился к вере иудеев. Об этом благоговении перед святыней другого народа ярко свидетельствует и то, что он построил для евреев синагогу, и то, как он ведет себе со Христом. Сам он не дерзает к Нему прийти. Ведь, по иудейскому религиозному обычаю, негоже было еврею общаться с язычником. Это могло осквернить иудея, и в итоге бросить тень на его репутацию. Сотник прекрасно это понимает, а потому общается со Спасителем через посредников.

Эти замечательные человеческие качества удивили Христа. Воин был сполна вознагражден. Не только тем, что Спаситель исполнил его просьбу, но и тем, что позже открылся ему как личный Бог. Согласно преданию, именно этот сотник присутствовал при распятии Иисуса и, стоя у креста, признал в Нем Сына Божия. Церковная традиция даже помнит его имя — Лонгин.

Это замечательная иллюстрация важной духовной истины. Отношению к людям и отношение к Богу очень часто тесно связано друг с другом. Человек, который смог выстроить диалог с Творцом, непременно сумеет найти общий язык и с людьми. Ровно, как и наоборот. Только тот ведет подлинную религиозную жизнь, имеет настоящее, живое общение с Богом, кто прежде научился общаться с людьми. Об этом прямо говорит апостол Иоанн Богослов: «кто говорит „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата Своего». И можно вполне допустить ту мысль, что такой человек еще не познал Христа лично, по какой-то причине Тот еще не отрылся ему. Подобно тому как это было в судьбе Лонгина, эта встреча в итоге обязательно произойдет.

Сотник, о котором рассказывает сегодняшний отрывок, — римский солдат, командующий подразделением из 100 человек. Безусловно, это была личность замечательная во многих отношениях. О его внутреннем благородстве свидетельствует два факта.

Во-первых, он заботится о своем слуге. Это не совсем стандартная ситуация для того времени. В книге римского писателя Варрона «Сельское хозяйство» мы находим деление сельскохозяйственных орудий на три класса: говорящие членораздельно, нечленораздельно и немые. Говорящие членораздельно — это рабы; говорящие нечленораздельно — скот; немые — повозки. Раб — всего лишь предмет, вещь. Если вещь ломается, ее выбрасывают. Поэтому больного раба, который перестал приносить пользу, просто выгоняли на улицу. Сотник же, вопреки римским обычаям, заботится о своем домочадце, как о родном. В первую очередь он видит в нем человека.

Во-вторых, несмотря на то, что сотник был нееврейского происхождения, а по своим религиозным взглядам был сторонником языческой религии, он с глубоким уважением относился к вере иудеев. Об этом благоговении перед святыней другого народа ярко свидетельствует и то, что он построил для евреев синагогу, и то, как он ведет себе со Христом. Сам он не дерзает к Нему прийти. Ведь, по иудейскому религиозному обычаю, негоже было еврею общаться с язычником. Это могло осквернить иудея, и в итоге бросить тень на его репутацию. Сотник прекрасно это понимает, а потому общается со Спасителем через посредников.

Эти замечательные человеческие качества удивили Христа. Воин был сполна вознагражден. Не только тем, что Спаситель исполнил его просьбу, но и тем, что позже открылся ему как личный Бог. Согласно преданию, именно этот сотник присутствовал при распятии Иисуса и, стоя у креста, признал в Нем Сына Божия. Церковная традиция даже помнит его имя — Лонгин.

Это замечательная иллюстрация важной духовной истины. Отношению к людям и отношение к Богу очень часто тесно связано друг с другом. Человек, который смог выстроить диалог с Творцом, непременно сумеет найти общий язык и с людьми. Ровно, как и наоборот. Только тот ведет подлинную религиозную жизнь, имеет настоящее, живое общение с Богом, кто прежде научился общаться с людьми. Об этом прямо говорит апостол Иоанн Богослов: «кто говорит „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата Своего». И можно вполне допустить ту мысль, что такой человек еще не познал Христа лично, по какой-то причине Тот еще не отрылся ему. Подобно тому как это было в судьбе Лонгина, эта встреча в итоге обязательно произойдет.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.