Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19 проповедовать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодняшний день Церковь называет началом индикта, то есть началом церковного года. В течение многих веков Новый год в нашей стране начинался именно с этого дня — с 1 сентября по старому стилю, или, по Юлианскому календарю. Конечно же, любая точка отсчета нового года — лишь некая условность, все наши человеческие сроки, человеческие даты, земные отсчеты, составлены так, как удобно нам, и они не имеют отношения к тому, что говорит нам Господь со страниц Священного Писания. Но тем не менее, какой бы год ни начинался, церковный или гражданский, восточный или западный, — знаки времени и вехи новых годов напоминают нам о том, что хотели обозначить люди, — стремительный бег времени. Священное Писание постоянно нам напоминает о том, какое значение имеет в жизни человека время. К примеру, апостол Павел по поводу хода времени сказал так: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия» (Еф. 5:15–17). К этому же самому — к познанию, что есть воля Божия — призывает и сегодняшний евангельский отрывок, который Церковь установила читать в день церковного новолетия.

Христос Спаситель читает в капернаумской синагоге отрывок из книги пророка Исайи о наступлении мессианской эры, основная и самая важная черта которой — любовь Божия, и возможность всегда пребывать в этой любви так, как писал апостол Павел в Послании к Римлянам: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39). А где любовь, там и свобода. Там, где принимается спасительное слово Христа и Его Евангелия, наступает эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества. Но как мы видим уже на примере того, что происходило в синагоге сразу же после слов Христа Спасителя, принять Его слова и Его благовестие оказывается непросто. Тут же возникает вопрос: «не Иосифов ли это сын?». Говорит Он прекрасно, всем нравятся Его слова, но — кто Он? Закрадываются сомнения. Собственно, схожая реакция на слова Христа о свободе и о любви Божией возникает всегда. Она разная на разных уровнях, она отличается от человека к человеку, но она почти что неизбежна. Сомнения мешают воспользоваться тем даром, о котором говорит Христос Спаситель. А время, между тем, течет неумолимо и необходимо оно, в-первую очередь для того, чтобы научиться не сомневаться в истинности слов Христа, не сомневаться в том, что Он есть Сын Божий, что через Него и Им сотворен мир, что мы «Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Сегодняшний день Церковь называет началом индикта, то есть началом церковного года. В течение многих веков Новый год в нашей стране начинался именно с этого дня — с 1 сентября по старому стилю, или, по Юлианскому календарю. Конечно же, любая точка отсчета нового года — лишь некая условность, все наши человеческие сроки, человеческие даты, земные отсчеты, составлены так, как удобно нам, и они не имеют отношения к тому, что говорит нам Господь со страниц Священного Писания. Но тем не менее, какой бы год ни начинался, церковный или гражданский, восточный или западный, — знаки времени и вехи новых годов напоминают нам о том, что хотели обозначить люди, — стремительный бег времени. Священное Писание постоянно нам напоминает о том, какое значение имеет в жизни человека время. К примеру, апостол Павел по поводу хода времени сказал так: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия» (Еф. 5:15–17). К этому же самому — к познанию, что есть воля Божия — призывает и сегодняшний евангельский отрывок, который Церковь установила читать в день церковного новолетия.

Христос Спаситель читает в капернаумской синагоге отрывок из книги пророка Исайи о наступлении мессианской эры, основная и самая важная черта которой — любовь Божия, и возможность всегда пребывать в этой любви так, как писал апостол Павел в Послании к Римлянам: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39). А где любовь, там и свобода. Там, где принимается спасительное слово Христа и Его Евангелия, наступает эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества. Но как мы видим уже на примере того, что происходило в синагоге сразу же после слов Христа Спасителя, принять Его слова и Его благовестие оказывается непросто. Тут же возникает вопрос: «не Иосифов ли это сын?». Говорит Он прекрасно, всем нравятся Его слова, но — кто Он? Закрадываются сомнения. Собственно, схожая реакция на слова Христа о свободе и о любви Божией возникает всегда. Она разная на разных уровнях, она отличается от человека к человеку, но она почти что неизбежна. Сомнения мешают воспользоваться тем даром, о котором говорит Христос Спаситель. А время, между тем, течет неумолимо и необходимо оно, в-первую очередь для того, чтобы научиться не сомневаться в истинности слов Христа, не сомневаться в том, что Он есть Сын Божий, что через Него и Им сотворен мир, что мы «Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.